Программы ДОУ

Волосевич Елена Викторовна

Построение образовательного процесса

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

Программа развития 2016-2020

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида Увельский район, с. Кичигино «Построение образовательного процесса в детском саду»

Слайд 2

Детский сад для меня, Как большая семья. Без чего я – это не я, Без профессии и без детей Какие они мои дети? Словно цветы на лугу, Без них я уже не могу. Непоседы и умницы, Тихони и шалуны. Словно ветер, Врываются с улицы, Словно воздух Они мне нужны.

Слайд 3

При конструировании образовательного процесса широко применяется ненавязчивая позиция взрослого

Слайд 4

Детям предоставляется свободный выбор предметного материала для воплощения своего замысла.

Слайд 5

детство является самоценным этапом для социализации в обществе

Слайд 6

Игра – это сама детская жизнь, интенсивная, добровольная, спонтанная и естественная…

Слайд 8

Все помещения доу , включая коридоры, холлы, позволяют использовать каждый момент времени для игры, игровой ситуации

Слайд 9

Творческим коллективом педагогов, детей и родителей создано много современных авторских игр и пособий.

Слайд 11

«Паспорт здоровья» позволяет конкретизировать физкультурно-оздоровительную работу с каждым ребенком, начиная с момента его поступления в детский сад.

Слайд 12

Важная задача для педагога – раскрыть способности ребенка и задать старт к развитию его творческого потенциала.

Слайд 14

Подход к патриотическому воспитанию осуществляется под лозунгом «знаю и люблю, знаю и ценю, знаю и берегу»

Слайд 15

Включение семьи в организацию предметно-развивающей среды детского сада создает атмосферу открытости, доверия, повышает самооценку ребенка.

Слайд 16

достижения каждого ребенка в образовательном контексте отражаются в «Портфолио дошкольника» Конкурс чтецов

Слайд 17

Недели детской книги и театра пополнили традиции детского сада

Слайд 18

произведения уральских писателей положены в основу проекта «уральские сказы»

Слайд 19

Совместное творчество педагогов, детей и семей воспитанников представлено на мини-фестивале «театральный калейдоскоп»

Слайд 20

Использование режиссерских, театрализованных игр выступает средством нормализации детско-родительских отношений.

Слайд 21

Неформальное общение в семейных клубах по интересам обогащает игровое взаимодействие родителей с детьми

Слайд 22

В рамках реализации метода проектов функционируют мини-музеи различной направленности в соответствии с содержанием работы, дизайнерским решением. Мини-музей

Слайд 23

Один из результатов проекта «уральские сказы» - мини-музей

Слайд 24

Эффективное знакомство с национально-культурными ценностями осуществляется благодаря погружению в самобытный мир наших предков

Слайд 25

В русской избе формируется эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию народов южного Урала

Слайд 26

Особенность воспитательно-образовательного процесса ДОУ -развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Слайд 27

В течение года педагоги создают оптимальные условия для развития игровой и двигательной активности детей на участках детского сада

Слайд 29

Не только в помещениях детского сада, но и на прилегающей территории развернуты опытно-экспериментальные площадки

Слайд 32

Все усилия коллектива ДОУ направлены на то, чтобы каждому ребенку обеспечить возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства!

Слайд 33

Чуткость наша и участье в души детям свет прольют. Это будет нашим счастьем и наградою за труд!

Слайд 34

Формулу успеха знают многие: дело за малым - познать сам успех! В.И. Лизинский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« здоровьесберегающие технологии в детском саду» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 24 общеразвивающего вида Увельский район, с. Кичигино

Слайд 2

Детский сад является дошкольным образовательным учреждением общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного направления в развитии детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Слайд 4

Организационно-педагогические технологии, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.

Слайд 5

Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми, с сопровождением всех элементов образовательного процесса.

Слайд 8

Традиционными стали Дни и Недели здоровья, зимние спартакиады, декады по защите здоровья ребенка.

Слайд 10

Особой популярностью пользуются прогулки-походы к водоему, к роднику, в ближайший лес.

Слайд 13

Учебно-воспитательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.

Слайд 14

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика ортопедическая, динамическая гимнастика.

Слайд 16

Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые тренинги, игротерапия, самомассаж, точечный массаж.

Слайд 18

Факультативные занятия по курсу «Познай себя» для старших дошкольников включены в регламент непосредственно образовательной деятельности в качестве вариативной части реализации образовательной программы учреждения.

Слайд 19

Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, логоритмика.

Слайд 20

Одна из особенностей подхода ДОУ к воспитанию здорового ребёнка - сотрудничество с семьёй.

Слайд 21

Индивидуальный подход к каждому ребёнку, и к каждой семье на основе учёта их интересов и возможностей.

Слайд 22

При активном участии медицинских работников детского сада, сельского фельдшерского пункта и семей воспитанников стали традиционными в ДОУ День борьбы с туберкулезом, Неделя иммунизации населения, Уроки здоровья.

Слайд 23

При формировании предметно-развивающей среды соблюдается принцип здоровьесбережения.

Слайд 25

При создании развивающей среды задействованы не только помещения детского сада, но и его территория.

Слайд 27

Здоровье-это самое ценное, что есть у человека. Будьте здоровы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ на 2016-2020 гг. Разработчик: МКДОУ «Детский сад № 24» Исполнители : участники образовательных отношений ДОУ

Слайд 2

Основное предназначение Программы развития ДОУ Определение управленческого, методического и практического подходов, осуществляющих реализацию ФГОС дошкольного образования Определение факторов, тормозящих и затрудняющих реализацию образовательной деятельности ДОУ в соответствии с современными требованиями и факторов, представляющих наибольшие возможности для достижения поставленной цели развития ДОУ Формирование сбалансированного ресурсного обеспечения, сопряжение его с целями деятельности ДОУ Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма педагогов ДОУ

Слайд 3

Характеристика участников образовательных отношений Динамика изменений контингента детей Общий контингент воспитанников увеличился до 127, составляет 28% детей раннего возраста; 72% - дошкольного. На основании государственной программы обеспечения доступности дошкольного образования и выравнивания стартовых возможностей при поступлении в школу, местами в ДОУ обеспечиваются все дети раннего и дошкольного возраста.

Слайд 4

Характеристика участников образовательных отношений Характеристика семей воспитанников Детский сад посещают дети из 100 семей, среди которых: 18% неполных; 16% многодетных. У родителей воспитанников достаточно высокий образовательный уровень: 24% имеют высшее образование; 44% - средне-специальное; 32% - среднее.

Слайд 5

Характеристика участников образовательных отношений Кадровый потенциал Наметилась положительная тенденция к омоложению педагогического коллектива: 46% педагогов моложе 40 лет. В детском саду созданы условия для повышения квалификации педагогов через КПК в институте дополнительного профессионального образования (г. Челябинск) и систему методической работы дошкольного учреждения. Отмечается достаточно высокий квалификационный уровень педагогов, обеспечивающий высокую активность педагогов в обобщении и распространении опыта, освоении современных технологий работы с детьми.

Слайд 6

Характеристика участников образовательных отношений Кадровый потенциал Динамика повышения квалификации педагогов В ДОУ работают высококвалифицированные педагоги: - 64% по итогам аттестации имеют первую и высшую квалификационные категории; 18% - соответствуют занимаемой должности. - 50% руководящих и педагогических работников имеют высшее педагогическое образование; - 42% - средне-специальное педагогическое образование. Кадровый состав образовательного учреждения позволяет качественно реализовывать образовательный процесс.

Слайд 7

Характеристика участников образовательных отношений Структура управления Управление в ДОУ строится на принципах единоначалия и коллегиальности, обеспечивающих государственно-общественный характер управления. Непосредственное управление ДОУ осуществляет заведующий. Формы самоуправления: Общее собрание трудового коллектива, Совет педагогов, Родительский комитет. Порядок выборов в коллегиальные органы и их компетенции определяются Уставом. Организационная структура управления ДОУ

Слайд 8

Оценка стартовых условий Характеристика образовательного процесса ДОУ В ДОУ используются современные формы организации обучения : занятия проводятся как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень развития каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей. Тематические планы совместной деятельности воспитателя с детьми скоординированы с учетом места, времени проведения занятий и режимных моментов. Содержание образования в ДОУ дифференцируется по следующим направлениям развития: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей и реализуется в различных формах организации образовательного процесса. Анализ степени удовлетворенности качеством образовательного процесса взрослых субъектов образовательного процесса показывает, что 92% родителей высоко оценивают качество предоставляемых образовательных и просветительских услуг.

Слайд 9

Оценка стартовых условий Характеристика материально-технических условий Помещения и территория ДОУ соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ - СанПиН 2.4.1.3049-13, нормам и правилам пожарной безопасности. В течение 2012-2015 гг. повышенное внимание уделялось вопросам безопасности, укрепления здоровья участников образовательного процесса, обновления и совершенствования материально - технической базы учреждения. В ДОУ созданы необходимые материально-технические условия для внедрения Федерального образовательного стандарта дошкольного образования. Созданные материально-технические и другие условия обеспечивают развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативной базы и основной образовательной программы дошкольного образования.

Слайд 10

Оценка стартовых условий Характеристика развивающей предметно-пространственной образовательной среды Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды направлена на обеспечение реализации образовательного потенциала пространства и территории ДОУ, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Дошкольное учреждение в соответствии с поставленными образовательными целями создает развивающую предметно-пространственную образовательную среду, соответствующую критериям, зафиксированным в Стандарте , и отвечающую требованиям содержательной насыщенности, трансформируемости пространства, полифункциональности материалов, вариативности, доступности и безопасности среды. Созданная в ДОУ развивающая предметно-пространственная среда направлена на формирование активности воспитанников, обеспечивает в достаточной степени развитие различных видов детской деятельности. Развивающая среда ДОУ организована с учетом национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, с учетом интересов детей и отвечает их возрастным особенностям.

Слайд 11

Оценка стартовых условий Характеристика финансово-экономических условий Реализация Программы развития ДОУ обеспечивается финансированием : из бюджетных средств , в том числе бюджета: - субъекта РФ; муниципалитета из внебюджетных источников , в том числе средства: - населения; другие внебюджетные средства. Деятельность ДОУ по оказанию образовательной услуги (по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей) осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Слайд 12

Оценка стартовых условий Выводы Оценка стартовых условий показывает, что в ДОУ имеются практически все условия для работы в режиме развития: - наличие развитой материально-технической базы и высококвалифицированных кадров; - готовность администрации, педагогов и родителей к внедрению инноваций; - сбалансированность интересов всех участников образовательного процесса; - организация научно-методического сопровождения реализации преобразований; - наличие эффективной системы управления; - постоянное расширение внешних связей, развитие сотрудничества; - изучение и использование позитивного опыта других ДОУ.

Слайд 13

Цель Программы развития Обеспечение высокого качества образования в ДОУ в соответствии с меняющимися запросами участников образовательных отношений, перспективными задачами российского общества и экономики путем создания современных условий, обновления структуры и содержания образования Задачи Программы развития Разработка пакета нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ в условиях введения ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» Определение оптимального содержания образования воспитанников ДОУ с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Модернизация основной образовательной программы, направленной на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации Создание современной системы оценки качества образования, радикальное обновление методов и технологий образования, создание современных условий образования

Слайд 14

Проекты Программы ПРОЕКТ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СТАНДАРТА ПЕДАГОГА» Ведущие идеи проекта: Центральной фигурой инновационного процесса становится педагог, способный изменять и перестраивать свою деятельность в соответствии с потребностями и возможностями ребенка и собственными ресурсами развития. Управленческое содействие повышению профессионального мастерства педагогов обеспечивает возможность современному педагогу быть не только профессионально компетентным и творчески активным, но и конкурентоспособным, умеющим достойно позиционировать себя среди коллег.

Слайд 15

Проекты Программы ПРОЕКТ «СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С СЕМЬЕЙ» Ведущие идеи: Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна: удельный вес здоровых детей в образовательных учреждениях составляет 30% от общего количества воспитанников. Факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья: организация процесса образования (длительность занятий и перерывов); санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота, достаточная освещенность, правильное цветовое решение кабинета, низкий уровень шума); психологический фон занятий (доброжелательность, мудрость педагога); методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность; двигательный режим детей (с учетом их возрастной динамики).

Слайд 16

Проекты Программы ПРОЕКТ «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА РЕЧЕВОЙ РАБОТЫ В ДОУ» Ведущие идеи проекта: Среди всех направлений развития детей дошкольного возраста одним из центральных является развитие речи, что объясняется не только сензитивностью дошкольного детства к усвоению речевых умений и навыков, но также и тесной взаимосвязью речевого и умственного развития. Актуальность речевой работы подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования выделением образовательной области «Речевое развитие», реализация которой предусматривает овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Слайд 17

Проекты Программы ПРОЕКТ «ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ» Ведущие идеи проекта: В настоящее время главным направлением в работе дошкольного образовательного учреждения является реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Формирование развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, а также территории для прогулок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и необходимой коррекции их развития через содержательную насыщенность, трансформируемость, полифункциональность, вариативность, доступность и безопасность среды.

Слайд 18

Критерий эффективности образовательного процесса - реализация в ДОУ ФГОС дошкольного образования - наличие системы оценки качества дошкольного образования (показатели мониторинга); - число воспитанников, участвующих в педагогических событиях муниципального, регионального и федерального уровня; - число выпускников ДОУ, успешно усваивающих образовательную программу школы; их социализированность в условиях школы (ежегодно, по итогам 1 полугодия, года); - удовлетворённость родителей (законных представителей) качеством образовательных услуг. Критерий здоровья - соответствие показателей здоровья среднему уровню по району, уровень физического развития детей и показатели здоровья педагогов и др. - стабилизация уровня заболеваемости воспитанников на показателе ниже районного и областного. Ожидаемые результаты, контроль и оценка выполнения Программы развития

Слайд 19

Ожидаемые результаты, контроль и оценка выполнения Программы развития Критерий социальной оценки деятельности ДОУ - удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг (социологический опрос) - количество публикаций о ДОУ -отсутствие обоснованных жалоб родителей (законных представителей) детей на качество образовательных услуг. Критерий материально-технической, нормативной и программно-методической оснащенности образовательного процесса - динамика финансирования, использование финансирования с привлечением внебюджетных средств - нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса, обеспеченность учебно-методической литературой, медиатека, уровень материально-технической оснащенности.

Слайд 20

Ожидаемые результаты, контроль и оценка выполнения Программы развития Критерий организованности и эффективности инновационных процессов наличие нормативно-правовых документов по организации инновационных процессов в ДОУ, наличие и качество системы диагностики инноваций, меры стимулирования поисковой инновационной деятельности и др. Критерий создания условий для деятельности педагогов эмоционально-психологический климат в педагогическом коллективе, участие педагогов в профессиональных конкурсах, число педагогов-новаторов и др. Критерий эффективности деятельности управления - оптимальность организационной структуры управления ДОУ, четкость распределения функциональных обязанностей, анализ эффективности принятых и выполненных решений и др.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24»

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

дошкольников

     

Творческая группа педагогов:

                                                                         Ст. воспитатель Волосевич Е.В.  

                                                                Воспитатели Гасенко Н.В.

Савельева Е.А.

Скачкова Е.И.                                                                                        

                                                                                              Пантелеева Е.Г. Папилова Н.Н.

Увельский муниципальный район

с. Кичигино

2007-2015 годы

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников

 

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста разработана  ДОУ в 2007 году  на основании национальной доктрины образования РФ, где отмечено, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.

Подчеркивается важность патриотического воспитания с ранних лет, говорится о системе работы и ее осуществлении в условиях гражданского общества в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы». Ее продолжением являются государственные программы  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы» и «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы», которые сохраняют непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Государственные программы способствуют развитию и совершенствованию системы патриотического воспитания граждан, направленных на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования их активной жизненной позиции.

При выстраивании системы работы позволили методологически обосновать содержание, формы и методы патриотического воспитания в ДОУ публикации Н.И. Липс о проблеме патриотического воспитания в современных условиях,  Т.М. Бабуновой о методологических основах гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, Е.С. Бабуновой о создании организационно-педагогических условий для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Авторами отмечено, что в современных социально-экономических условиях патриотизм рассматривается как социально-нравственная ценность. С этих позиций раскрывается содержание данного понятия:    «Патриотизм – это любовь к своему Отечеству, к родным местам («земле отцов»), к родному языку, к передовой культуре и традициям, продуктам труда своего народа…

Патриотизм – это беззаветная преданность своей Родине, готовность защищать ее независимость» (И.Е. Кравцов).

Гражданственность - высокая форма патриотизма (А.Ф. Никитин, Ю.А. Танюхин).

Психолого-педагогические исследования по данной проблеме, по мнению авторов, показывают необходимость осуществления работы по патриотическому воспитанию с дошкольного возраста, так как он является наиболее сенситивным (благоприятным) периодом становления личностно-нравственных качеств ребенка (Запорожец А.В., Козлова С.А., Куликова Т.А. и др.).

Большинство исследователей рассматривает патриотизм через понятие «Отношения». Так С.А. Козлова определяет несколько направлений его реализации в дошкольном детстве:

  • Отношение к природе родного края, родной страны;
  • Отношение к людям, населяющим страну;
  • Отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;
  • Отношение к самому себе (познание самого себя); отношение к людям труда и т.д.

Цель патриотического воспитания – формирование патриота, гражданина с активной внутренней позицией «Я – гражданин России», «Я - россиянин».

Процесс патриотического воспитания как составная часть нравственного воспитания основывается на совокупности принципов, отражающих целостность воспитательно-образовательного процесса и специфику патриотического воспитания подрастающего поколения.

К их числу относятся:

  • Обусловленность патриотического воспитания развитием общества;
  • Координация взаимодействия образовательного учреждения, семьи  и общественности в системе патриотического воспитания;
  • Обусловленность содержания, форм, методов, средств и приемов историческими традициями русского народа;
  • Зависимость содержания и методов патриотического воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • Интегрально-деятельностный подход, предполагающий:

- интеграцию патриотического воспитания с другими направлениями воспитательной работы и процессов обучения;

- решение задач патриотического воспитания на основе включения воспитанников в разнообразную по формам и содержанию деятельность;

  • Принцип гибкости – своевременное реагирование на изменение социально-педагогической ситуации;
  • Принцип вариативности  - использование разнообразных сочетаний форм и методов педагогического процесса с учетом особенностей контингента воспитанников, что обусловлено процессами гуманизации системы образования, направленностью педагогического процесса на создание условий для развития личности каждого воспитанника;
  • Опора на положительное в личности воспитанника;
  • Создание благоприятной психологической атмосферы.

Ведущее место в процессе становления гражданского воспитания занимает содержание образования. В 2007 году в ДОУ реализуется основная общеобразовательная программа «Радуга»/ Т.Н. Дороновой, дополнительная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой, в которых конкретизируется понятие «Родина». В содержание детской компетентности включаются знания о природе страны и родного края, о быте живущих в ней людей, об их праздниках, труде, искусстве, о людях разных национальностей. Входят в понятие «Родина» и знания о государственном устройстве страны, о символике, традициях, обычаях, т.е. приобщение к культурно-историческому опыту народа.

Национально-региональный компонент образования реализуется посредством региональной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»/ Е.С. Бабуновой, направленной на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики, которая предполагает изучение культуры Южного Урала, взаимосвязь ее элементов с экономическими, природно-географическими особенностями, историческим прошлым.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (2013) заложены принципы необходимости приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учета этнокультурной ситуации развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольного образования и создания в дошкольной организации условий, необходимых для ее реализации.

В 2014 году с введением Стандарта дошкольного образования обновлена система работы по патриотическому воспитанию.  

В ДОУ реализуется образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с ФГОС ДО, с учетом вариативных образовательных программ. Методологической основой программы «Радуга»/ Е.В. Соловьевой являются общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и культурно-исторический подход Л.С. Выготского. Культурологический подход – это, с одной стороны, принцип отбора содержания образования, с другой – метод его подачи детям на всех ступенях образования. В основу педагогической работы вводится принцип патриоцентризма, который обеспечивает связь любого образовательного содержания с формированием отношения к родной культуре и традициям.

Часть образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет обновленный программно-методический комплекс   «Наш дом – Южный Урал»/Е.С. Бабуновой, направленный на обеспечение воспитания и развития дошкольников на идеях народной педагогики. Комплекс актуализирует проблему поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, как оптимального периода жизни человека, приобретения этнокультурного и толерантного опыта жизнедеятельности; активного познания окружающего мира и интереса к представителям других культур; формирования целостной картины мира; становления духовно-нравственных основ личности.

Система работы по патриотическому воспитанию в ДОУ построена с учетом этапов развития патриотизма, как  духовно-нравственного качества.

  • Личностный этап развития – где развивается потребностно-мотивационная сфера ребенка, его самосознание.
  • Местный этап – любовь к малой Родине.
  • Национальный этап – предполагает знание своего родного языка, национальных культурно-исторических особенностей.
  • Государственный этап развития патриотизма – уважение и преданность своей Родине.

В рамках образовательной программы дошкольного образования ДОУ содержательный компонент реализуется с учетом блоков С.А. Козловой под лозунгом: «Знаю и люблю, знаю и ценю, знаю и берегу».

Содержательный компонент гражданско-патриотического воспитания

Название блока

Содержание знаний

Формы и методы работы

Методические рекомендации

Я и моя семья

Знания о себе, своей семье, своем роде, ближайшем окружении (детский сад, труд людей в  детском саду)

Тематические занятия;   игры; беседы; рассказы из личного опыта; создание альбомов «Моя семья». Выставки семейного  творчества; персональные выставки.

Традиции группы,  «сокровищницы».

Встречи с интересными людьми (членами семьи).

Образовательные проекты. Создание символа группы, личного символа ребенка, паспорта здоровья ребенка, «Портфолио успеха».

Формировать чувство привязанности, защищенности, уверенности в поддержке.

Мой край

Знания о природе родного края; людях, живущих на Южном Урале, в родном селе; об их национальностях.

Знания об искусстве, народном творчестве родного края.

Тематические занятия;

культурные досуги; игры;

экскурсии; наблюдения;

 беседы, ежедневное чтение детям.

«Полочка умных книг», «Полочка красоты»,

музейная педагогика

Образовательные проекты

Гость группы (замечательные люди села).

Познавательные сообщения «А знаете ли вы», «Мы их знаем».

Создание коллажей, коллекций, макетов, альбомов.

Работа с картой и глобусом.

Воспитывать желание сохранить родную природу, беречь ее. Формировать  чувство гордости за достижения своего края. Приобщение детей к культурному наследию народов Южного Урала.

Родная страна

Знания о разнообразии природы России; знания о людях, живущих в нашей стране; о людях разных национальностей.

Знания об искусстве, народном творчестве

Знания о стране (географии, государственной символике)  

Расширять детскую компетентность. Способствовать формированию представлений о своей принадлежности к стране. Воспитывать  уважение и интерес в отношении людей разных национальностей.

Формирование толерантности как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей.

 Формировать  чувство гордости за достижения своей страны.

Знания о других странах мира, о планете Земля.

Знания о географии, климате, культуре той или иной страны.

Тематические занятия; Познавательные сообщения «А знаете ли вы», «Полочка умных книг».

Образовательные проекты

Создание коллажей, коллекций, макетов, альбомов.

Формировать планетарность мышления. Помочь детям осознать значимость своей страны и ее единства с другими странами мира.

Особенности планирования образовательной деятельности

с участниками образовательных отношений

Образовательная деятельность по патриотическому воспитанию с воспитанниками осуществляется педагогом в тесном взаимодействии с их родителями, создавая условия для реализации творческого потенциала семьи. При планировании учитывается мнение и возможности родителей  в организации совместных мероприятий, их участии в образовательных проектах. Система перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по гражданско-патриотическому воспитанию  разработана в ДОУ с учетом имеющихся условий, в том числе, созданной развивающей предметно-пространственной среды. Тематическое планирование осуществляется по годам пребывания детей в дошкольном учреждении в соответствии со структурой ОП ДО и используемых в ней авторских программ по направлениям развития ребенка в различных видах деятельности. С учетом темы недели проектируются формы организации образовательного процесса и применяемые технологии.

Система

перспективного планирования воспитательно-образовательной работы  

по гражданско-патриотическому воспитанию

План по ознакомлению

с родным краем

- культурно-исторические традиции села, края;

- люди, живущие на Южном Урале, их национальные обычаи, обряды, творчество;

- народные игры.  

План занятий в «Русской избе»

- традиционное жилище;

- национальные обычаи;

- народные художественные промыслы;

- фольклор.

План по изодеятельности

- искусство, народное художественное творчество родного края, родной страны

План досугов и развлечений

- фольклор;

- народные культурные традиции, обряды;

- культура народов мира.

План по экологии

- природа родного края, России;

- природа   других стран мира;

- планета Земля

План по правовому воспитанию

- «Я» и моя семья, мое ближайшее окружение.

План взаимодействия с семьей

- изучение,   просвещение семьи

- совместные занятия, досуговые мероприятия;

- участие в проектах, конкурсах, в создании РППС.

План развития РППС

- совершенствование условий  для приобщения детей к этнокультурному наследию региона,  формирования планетарности мышления.

 

Результативность системы работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Систематизация работы по гражданско-патриотическому воспитанию в ДОУ, комплексная реализация образовательных задач, оборудованная комната русского быта «Русская изба», позволяющая детям погружаться в мир народных традиций, способствовали повышению качества работы по приобщению детей дошкольного возраста к культурно-историческому опыту народа. Данная работа получила высокую оценку среди педагогической общественности и общества ветеранов  Увельского муниципального района.

   Детский сад стал победителем конкурса музейных уголков (2008), завоевал II место в районном смотре-конкурсе музейных уголков среди дошкольных учреждений, посвященного 85-летию Увельского района и 65-летию Победы в ВОВ 1941-1945годов (2009).

Экспозиции в мини-музее "Русская изба" постоянно пополняются и обновляются силами сотрудников детского сада, семей воспитанников и односельчан.

Выставка изделий браного ткачества - древнейшего ремесла на Руси открылась в детском саду (2014) благодаря нашей односельчанке Тетюевой Т.С., которая слала успешной  продолжательницей русских традиций. С ее работами, неоднократно представлявшимися на различных выставках народного творчества в районе и области, познакомились дети старшего дошкольного возраста.

Созданная экспозиция "Народная кукла» (2014) позволила детям стать не только зрителями, но и активными участниками игр с изделиями русских мастеров: семеновской матрешкой, климовскими игрушками, с рукотворными куклами Кувадками. Дети подготовительной группы вместе с воспитателем изготовили самодельные тряпичные куклы Кувадки, «очень напоминающие фигурки взрослых и детей со всей нашей планеты, которые взявшись за руки, создали общий хоровод вокруг земного шара» и присоединились к международной миротворческой акции "Гирлянда дружбы"! 

По многолетней традиции в детском саду на масленичной неделе дети знакомятся с традициями, обрядами своего народа, кульминацией становится общий праздник с народными играми, закличками, сжиганием чучела и угощением блинами. Таким образом, дошколята приобщаются к культурно-историческому опыту своего народа, формируется положительное отношение к традициям, обычаям, культуре родной страны.

В детском саду традиционной стало проведение недели книги и театра, реализуемой посредством проектной деятельности. Когда представления о добре и зле, красивом и безобразном, образ будущего жизненного пути, его цели и смысла ребенок получает и творчески присваивает в процессе трансляции культуры. В соответствии  с годовыми задачами определяются темы недели: «Уральские сказы» (2008), «Дело мастера боится» (2009), «Сказки народов мира» (2010).

Результаты проектной деятельности получили высокую оценку на  фестивале «Литературный венок России» (2015), организованного в Год литературы с целью приобщения детей к русской литературе, литературе народов России, пропаганды художественными средствами литературного наследия страны. Представленная воспитателем методическая разработка на муниципальном этапе фестиваля отмечена дипломом победителя, на областном уровне - дипломом за II место среди дошкольных образовательных организаций.

На тематической неделе "Край мой Уральский" (2016) прошел фестиваль подвижных игр народов Южного Урала, способствующий формированию толерантности как нормы отношения к индивидуальным и культурным различиям людей. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие могут и должны иметь представления о культуре, быте, жизни другого народа, доступные их возрасту.

В единый тематический день в образовательных организациях Челябинской области «Моя малая Родина» - День знаний (2014) дошкольники  побывали на фотовыставке "Край родной на век любимый", проявили свои таланты, развлекались на празднике «Обойди весь белый свет – лучше края в мире нет», познакомились с новыми экспозициями «Народные промыслы» в русской избе. С экспозицией «Богатства Урала» познакомились старшие дошкольники, где представлены коллекции камней, кварцевых песков Кичигинского ГОКа, художественные изделия знаменитых предприятий каслинское литье, златоустовская гравюра, южноуральский фарфор. Здесь дети не только рассмотрели экспонаты, но и совершили виртуальную экскурсию по выставочным залам Челябинского краеведческого музея, Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Все это развивает не только художественный вкус, но и способствует формированию  чувства гордости за достижения своего края, любовь к своей малой родине. 

День знаний-2015 прошел под девизом «Я талантлив!». Дети представили свои творческие работы на «Летнем вернисаже», на выставке творческих работ с Лего фестиваля, выступили на конкурсе чтецов «Уральские поэты детям». На общем празднике "Приключения Вовки в тридевятом царстве" каждый из них отмечен дипломом в своей номинации, что позволяет  формировать чувство уверенности в себе и своих возможностях.

Воспитанники детского сада вместе со всей страной отмечают государственные праздники, что способствует формированию представлений о своей принадлежности к стране.

Повысить познавательный интерес к государственному празднику День защитника Отечества и к воинской службе как к гражданской обязанности, позволяют созданные совместно с детьми семейные фоторепортажи, плакаты, газеты,  групповые развлечения, где дети не только дарят концертные номера, но и получают удовольствие от совместных игр, состязаний со своими папами и дедушками.   

Позволяет формировать гражданскую позицию будущих избирателей участие в районных конкурсах «Я рисую выборы» (2014), «Я и моё завтра!» (2015).

В честь великого Дня Победы вошло в традицию шествие к монументу Славы старших дошкольников и сотрудников детского сада с портретами своих дедов и прадедов. Проводится акция «Я помню! Я горжусь!», где педагоги рассказывают о том, как их деды защищали нашу Родину в Великую Отечественную войну, дети читают стихи, возлагают цветы к монументу Славы.

В юбилейный год Победы реализован открытый информационный проект «Расскажем детям о войне» по передаче исторической памяти детям во взаимодействии с семьей. Дети рассматривали фотографии из семейного альбома; им рассказывали о прадедушках, прабабушках, которые ковали победу на фронтах и в тылу, что значит День Победы для каждой семьи.

Формировать знания детей о других странах мира, помочь им осознать значимость своей страны и ее единства с другими странами позволяет новый тип проектно-познавательной работы с детьми - сравнение культурных традиций, существующих в разных странах и связанных с какой-то простой и понятной детям стороной повседневной жизни или праздником. На физкультурно-фольклорном празднике «Масленица» (2014) дети провожали зиму с героями-прототипами Деда Мороза и из разных стран мира.  

В рамках тематического образовательного проекта на неделе книги и театра "В гостях у сказки" (2014)  по сказкам народов мира дети узнали много нового и интересного о разных странах, эпохах. Побывали на кукольных спектаклях, сами разыграли сценки из украинских, белорусских народных сказок, самые старшие показали спектакль по сказке Ш. Перро «Кот в сапогах». Свои впечатления дети отразили в рисунках, коллажах, создали групповые сборники «Наши первые книжки».

Большинство выпускников детского сада с гордостью произносят «Я – россиянин!», гордятся тем, что живут на Южном  Урале. Итоговый мониторинг свидетельствует об успешном освоении ОП ДО по формированию семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Перечень нормативных и нормативно-методических документов, литературных источников:

  1. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000г. № 571 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2005г. № 422 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010г. № 795 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] – режим доступа http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013г., регистрационный № 30384)
  5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга»/Под редакцией Е.В. Соловьевой, [Электронный ресурс].─ Режим доступа:

 http://www.firo.ru/wpcontent/uploads/2014/02/Raduga.pdf

  1. Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал»/науч. ред. Е.С. Бабунова – Челябинск: АБРИС, 2014
  2. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. [Электронный ресурс] – режим доступа http://pedlib.ru/Books/6/0111/6_0111-87.shtml 
  3. Патриотическое воспитание дошкольников (Сборник материалов. Часть 1) – Снежинск, 2007