Шамилова Елена Александровна

Сайт учителя географии

Профессия: Учитель географии

Профессиональные интересы: Развитие интереса учащихся к изучению предмета

Увлечения: Создание разнообразного материала, помогающего в работе и вызывающего интерес у учащихся

Регион: Амурская область

Населенный пункт: с. Среднебелая

Место работы: МКОУ В(С)ОШ при ФКУ ИК-3 УФСИН России по Амурской области

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-shamilova

О себе

Шамилова Елена Александровна работает в МКОУ В(С)ОШ при ФКУ ИК-3 в должности учителя географии с 1 сентября 2005 года. За время работы в МКОУ В(С)ОШ при ФКУ ИК-3 Елена Александровна проявила себя как грамотный, опытный, всесторонне развитый, требовательный и творчески работающий учитель, отлично знающий теоретические основы преподаваемых предметов. Педагог хорошо владеет методикой, знает особенности различных типов уроков, их цели, структуру и содержание. Елена Александровна уделяет особое внимание работе по повышению качества ЗУН и уровня воспитанности учащихся, с этой целью учитель проводит различные формы текущего, тематического и итогового контроля. Елена Александровна – педагог, стремящийся к овладению новыми технологиями обучения, изучает и использует в своей работе ИКТ, публикует свои работы в сети Интернет на школьном сайте (http://www.school-fgu.narod.ru), участвует в различных интернет-конкурсах, проводимых интернет-порталом «Сеть творческих учителей» (http://www.it-n.ru/), порталом «ПроШколу.Ру» (http:///www.proshkolu.ru), имеет свой персональный сайт учителя географии (http://www.elena-shamilova-72.narod2.ru). Елена Александровна постоянно повышает свой профессиональный уровень, своевременно проходит курсы повышения квалификации в Амурском институте развития образования. Она активно участвует в методической работе на школьном и муниципальном уровнях, занимается самообразованием. Педагог принимает активное участие в работе школьного и районного методических объединений. Елена Александровна участвовала в районном конкурсе «Учитель года-2011», где заняла III место, награждена грамотой в номинации «Педагогические инновации», «Приз зрительских симпатий» и дипломом третьей степени. Педагоги и учащиеся отмечают такие качества Елены Александровны как отзывчивость, эрудированность, демократичность. Учитель пользуется авторитетом у учеников и коллег.

Мой взгляд на мир

 

Творческая работа-это всегда в большей или меньшей степени поиск, догадка, работа воображения. Учащиеся любят сам процесс творчества ,он приносит им радость.

Развитию творческих способностей учащихся способствуют уроки- КВНы, уроки-путешествия, экскурсии, викторины, разнообразие видов самостоятельной работы на уроках, и конечно, проектная деятельность, как групповая, так и индивидуальная.

На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является развитие творческих способностей, где важная роль отводится урокам географии.

Как показывает практика для учителя это наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным.

 

Как утверждает психология- все способности человека развиваются в процессе обучения, необходимо чаще использовать активные методы обучения. Однако применять те или иные методы активизации педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей учащихся. Задачи,не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не могут сыграть положительную роль в обучении,так как они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей.

Поэтому, развитие познавательных способностей учащихся - длительный процесс.

 

Приобретение самостоятельного опыты действования приходит не сразу, а через освоение опыта других. В теории Л.С.Выгодского о зоне ближайшего развития ребёнка заключён значительный научный потенциал для анализа глубокого и сложного вопроса о подражательной активности ребёнка. Он установил,что овладение всякой более сложной формой развития осуществляется ребёнком в сотрудничестве,а затем уже самостоятельно. Это и означает,что в сотрудничестве происходит овладение образами предметных действий и речевых форм, опытом других.

Более значимыми ресурсами обладает поисково-исполнительная активность. В этих условиях школьник выступает исполнителем, т.к.задачи перед ним ставит учитель.

Ученик начинает самостоятельно искать пути решения поставленной задачи, размышляет о характере содержания,и об условиях деятельности, и о своих возможностях. В этой ситуации он переходит на уровень поисковой активности, которая знаменует собой более высокий уровень деятельности. 

Уровень творческой активности наиболее высокий. Творческая активность предоставляет широкие возможности для развития всех потенциальных сил воспитанника. К показателям творческой активности относится: новизна, оригинальность, отход от шаблона, неожиданность,целесообразность, ценность.

Переход учащегося на уровень творческой активности – свидетельство значительного скачка в общем развитии личности, его самоорганизации.

Творческая активность связана со сложной мотивацией деятельности. По этим показателям активности,мы можем проследить и развитие ученика.

Для пробуждения и развития интереса учебная деятельность должна быть особым образом организована.

Доказано, что познавательная задача охотнее принимается учащимися, если предшествующей работе подготовлена соответствующая почва- созданы положительные отношения к учёбе, взаимное доверие учителя и учащихся, расположение к учителю и его предмету.Так же коллективное решение задачи, способствуют активизации умственного поиска учащихся.

Когда объясняется новый материал необходимо построить урок так, что бы ученик был задействован в процесс осмысления поставленной задачи. В ходе объяснения необходимо ставить вопросы перед учениками: «Как вы думаете», «Зачем», «Почему».

Если педагог при объяснении темы ставит вопросы и сам на них отвечает, т.е., учащимся выделена пассивная деятельность, они ведут себя безразлично. Результатом таких уроков являются поверхностные знания, не умение их обосновать и применить.

Познавательный интерес является могучей движущей силой самостоятельного приобретения знаний. Интерес, который помогает ученикуохватить различные явления оказывается движущим мотивом не только для восприятия предмета, но и для развития умственного мышления.

Труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях- он повышает качество знаний, продвигает ученикав общем развитии, помогает преодолевать трудность, вносит радость в жизнь ребёнка, способствует продолжению образования и самообразованию,поднимает всю личность ребёнка на более высокую ступень.

На своих уроках я использую учебную модель: Вызов- Осмысление- Размышление.

Стадия вызов: Приёмы на этой стадии направлены на активизацию ранее полученных знаний по теме, определение целей изучения предстоящего материала.

На стадии осмысления можно применить методические приёмы маркировка текста, (галочкой помечается то, что им известно, плюс – помечается то, что является для них интересным и неожиданным, вопросительный знак – ставится ,если у них возникает желание узнать о чём-то подробнее), взаимоопрос (два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца ,и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном).

На стадии размышление, приёмы которыми пользовались (вызов,осмысление),логически переходят в стадию размышления(что нового и важного ученики почерпнули из текста).

Самостоятельная работа учащихся служит средством выполнения задания без непосредственного участия учителя, но по его заданию.

Очень важной ступенью в процессе подведения учащихся к самостоятельному приобретению новых знаний является комментированное упражнение. (Например: ученики выполняют работу в своих тетрадях,но один ученик громко объясняет всё то, что он записывает в тетрадь.Весь класс тоже пишет. Если ученик замолкает, продолжает объяснение другой). Процесс мысли учащихся становится открытым и контролируемым, темп работы повышается.

При использовании творческих заданий, следует уделять личностному опыту учащихся и сориентировать их деятельность на достижение успеха. Каждый урок должен стать стимулом, чтобы ученики проверили свой творческий потенциал,и у них возникла бы внутренняя потребность формировать в себе творческую личность.

Основой учебного процесса в частности предмета географии, является содействие педагога в творческом становлении личности ученика.

Мне очень нравится японская пословица, которая как ни кто говорит о творческом подходе обучения:

 

Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму.

 

Я считаю, что использование на уроках различных конкурсах, инсценировок и рисунков пробуждают познавательный интерес учащихся. Одним словом чем больше педагог найдёт увлекательных моментов на уроке, тем выше эффективность обучения.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы