Никонова Елена Анатольевна

сайт учителя классов "Особый ребенок"

Профессия: учитель классов "Особый ребенок"

Профессиональные интересы: альтернативная коммуникация, организация работы детей с РАС (расстройствами аутистического спектра)

Увлечения: музыка, краеведение

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 25 Петроградского района Санкт-Петербурга (ГБОУ школа № 25)

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elenashkola25

О себе

В 2007 году я окончила РГПУ им.Герцена (Санкт-Петербург), факультет Коррекционной педагогики, специальность "Олигофренопедагогика". С того же года стала работать учителем классов "Особый ребенок" в ГБОУ школа №25 Петроградского р-на Санкт-Петербурга, где работаю по сей день.

В начале своего педагогического пути я столкнулась с необходимостью творческого поиска форм, методов и приемов обучения и воспитания «особого ребенка», основываясь на теоретических знаниях методики работы с детьми, имеющими легкую умственную отсталость. Эффективность образовательного процесса затрудняли отсутствие программ и специальной литературы, отражающей опыт обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Помимо этого, я впервые познакомилась с «особыми детьми», ощутила их низкую мотивацию к познавательной деятельности, замедленный темп усвоения ими материала. Особую трудность представляла организация группового обучения детей с разным уровнем коммуникативных навыков, отсутствие у них навыка установления, поддержания и завершения контакта. Некоторые ученики даже не реагировали на присутствие людей в данном помещении.

На первоначальном этапе особую значимость представляла необходимость развить коммуникативные навыки для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса. Однако, традиционные формы организации учебной деятельности учащихся классов «Особый ребенок» являются крайне затруднительными. Поэтому необходимо было изменить форму проведения уроков- занятий в этих классах.

Познакомившись с отечественным и зарубежным опытом работы образовательных учреждений,  была выбрана особая форма проведения уроков- занятий для детей со сложной структурой дефекта – «утренний круг».  Это ежедневный урок- занятие, проводимое в начале учебного дня, на котором ученики здороваются, играют, учатся, планируют день. Ограниченное пространство  круга помогает детям сконцентрировать внимание, видеть друг друга, а ребенку с эмоциональными проблемами  позволяет избежать прямого направленного контакта  в его сторону.

Постепенно сложившаяся система обучения детей с нарушением интеллекта, позволила подобрать доступный способ коммуникации, а также научила детей взаимодействовать с окружающими и понимать их. Мы обучаем детей использовать взгляд, жесты, реальные предметы, картинки,  пиктограммы и слово для сообщения желаний и реализации своих потребностей, для составления расписания.

Еще одной важной задачей для успешного обучения детей с разным уровнем умственных и физических нарушений является подбор метода обучения. Одним из инновационных методов в работе с детьми классов «Особый ребенок», позволяющих решать проблему не только развития творческих, познавательных способностей детей, но и создание единого пространства, служит «метод проектов». Под «методом проектов» мы понимаем формирование представлений о социально-значимом понятии путем его детального изучения на различных уроках в течение продолжительного периода времени. Например, давая детям полное представление о домашних животных, учитель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов. 

Свою работу считаю успешной, поскольку вся моя деятельность направлена на формирование умений и навыков, необходимых  ребенку для реализации жизненных потребностей, на получение прагматических знаний не только на занятиях, но и во всех режимных моментах.

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы