Главные вкладки
Елисеева Татьяна Михайловна
Сайт социального педагога
Профессия: Социальный педагог
Профессиональные интересы: Социальная педагогика, дошкольная педагогика, психология
Увлечения: Цветы, чтение книг, активный отдых
Страна: Россия
Регион: Ненецкий АО
Населенный пункт: Г. Нарьян - Мар НАО
Место работы: МБ ДОУ № 62
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/eliseevatatyanamikhaylovnaОбразование без воспитания, что меч в руках сумасшедшего.
Роль обучения совместной деятельности в развитии сотрудничества
Ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта в разных видах совместной деятельности.
В современных образовательных программах поставлен вопрос освоения детьми способов взаимодействия и сотрудничества со сверстниками.
В программе, по которой мы сейчас начали работать проблема сотрудничества проходит красной строкой.
Критериями эффективности данной программы авторы считают формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним относят:
• усвоение детьми основных понятий курса;
• освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем;
• освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирующей реальную деятельность;
• освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения;
• формирование позитивной психологической установки учащихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности;
• перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы.
Желаемый результат:
• приобрели навыки позитивного, творческого решения социальных задач;
· научились приемам и способам конструктивного взаимодействия в коллективе;
· получили опыт формирования представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке.
Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия. Сотрудничество ребенка со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий ее полноценного формирования.
Проблема развития сотрудничества получила определенное отражение в исследованиях.
· В работах Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреевой, М.И. Лисиной и др.;
· отечественными педагогами и психологами (В.В.Ананьев, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский, Т.А. Репина и др.);
· Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт);
· в игре (Д.В. Менджерицкая и др.);
· в изобразительной деятельности (Т.С. Комарова и др.).
· Д.И. Воробьева особенности построения совместной деятельности на занятиях по аппликации и конструированию.
А как научить сотрудничать?!
Взаимодействие педагогов и детей в коллективе одновременно происходит в разных системах:
u между сверстниками;
u старшими и младшими детьми;
u между педагогами и детьми.
Основными характеристиками взаимодействия считают:
u взаимопознание;
u взаимопонимание;
u взаимоотношение;
u взаимные действия;
u взаимовлияние.
Три признака взаимодействия :
u отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга;
u наличие осознаваемой общей цели в совместной деятельности;
u субъективность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии.
Эти признаки формируют…
Формы совместной деятельности:
u опека;
u наставничество;
u партнерство;
u сотрудничество;
u содружество (высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотрудничества)
Сотрудничество - как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивающим особенности его самореализации.
Сотрудничество – это:
u совместное определение целей деятельности;
u совместное планирование предстоящей работы;
u совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника;
u совместный контроль и оценка результатов работы;
u а затем прогнозирование новых целей и задач.
Сотрудничество предусматривает:
u четкое осознание единства целей;
u четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;
u взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели.
Психологическая структура сотрудничества
Три взаимосвязанных стороны:
u Коммуникативная сторона сотрудничества состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.
u Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между участниками, то есть обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, ценностями и смыслами.
u Перцептивная сторона сотрудничества означает процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания.
Структура сотрудничества
u общая цель - центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов.
u Общий мотив, побуждающий общность индивидов к сотрудничеству (то есть, непосредственная побудительная сила).
u совместные действия, то есть такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач.
u Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности
Составляющие детского сотрудничества :
u наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками в процессе обучения на занятиях, выраженной в интересе друг к другу, восприятии и оценке сверстника как партнера совместной деятельности, желании сотрудничать с ним;
u информированности детей относительно правил и моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;
u овладении умениями совместного речевого диалога в процессе совместного решения учебно-познавательных задач;
u способность ребенка к адекватной оценке ситуации сотрудничества к выбору и принятию функционально-ролевой позиции во взаимодействии, согласованию усилий и применению целесообразной модели сотрудничества.
Причины неумения сотрудничать
Недостаточно освоены детьми:
u умения совместного целеполагания;
u диалогового взаимодействия;
u а также взаимной регуляции, контроля и совместной оценки результата деятельности.
Направления в его развитии:
u 1. эмоционально-ценностное, создание эмоционально-положительной мотивационной основы для проявления сотрудничества со сверстниками;
u 2. коммуникативное, подразумевающее обогащение у детей форм и способов владения речью и другими видами коммуникации, с помощью которых устанавливаются межличностные взаимодействия партнеров в процессе сотрудничества в совместной деятельности;
u 3. познавательное, включающее развитие у дошкольников представлений о сверстнике как о возможном партнере совместной деятельности, о правилах и моделях сотрудничества детей;
u 4.действенное (поведенческое), предусматривающее практическое освоение и использование детьми умений сотрудничества, нацеленность на выбор модели сотрудничества в зависимости от задач и содержания совместной деятельности.
Подготовительный этап к сотрудничеству
u Различные психологические игры на проявление эмоций: «Соленая вода» и т.д.;
u Игры «Дуэт», «Гусеница», «Проводник»
Структура совместной деятельности
Содержание «ступенек»:
u цель совместной деятельности;
u предварительное согласование и планирование;
u процесс деятельности;
u управление и регуляция совместной деятельностью;
u результат, его контроль и оценка.
Модель «Лесенка» взаимосвязей компонентов трудового процесса была разработана В.И. Логиновой
1. умения принимать общую цель, определять ее как совместную и достижимую совместными усилиями. Это требует использования соответствующих реплик, определяющих общую задачу, типа:
u «Что нам надо сделать?», «Мы сделаем это вместе...», «По одному ничего не получится...», «Будем делать вместе, дружно, не ссорится...»;
2. умения определять условия предстоящей совместной работы, согласовывать последовательность процесса деятельности и обозначать позиции участников. На уровне речи это выражалось в обсуждении средств и процесса, обозначении позиций каждого и определении способа сотрудничества в репликах типа:
u «Давай, вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания»;
u «Давай, решим, что сделаем сначала, что потом...»;
u «Давай, распределим работу между собой...»;
u «Кто начнет выполнять задание, кто продолжит работу...»;
3. умения вести диалог в процессе работы, который содержал реплики, направленные на:
u -фиксацию и сопоставление отдельных способов действий: «Покажи, пожалуйста, как ты делаешь...», «Попробуй сделать по-другому, может быть, так получится лучше (быстрее, красивее, легче)»;
u -оценку качества промежуточного результата деятельности:«Давай, сравним как у нас вместе получается...»;
u -поддержку и взаимопомощь: «Помоги, пожалуйста...», «Не получается? Я тебе помогу, научу...», «Не расстраивайся, вместе у нас все получится...»;
u умения поддерживать общий положительный эмоциональный настрой выражались в репликах поддержки и, одобрения типа: «Все правильно получилось...», «Как интересно сделано...», «Молодец, как здорово придумал...»;
4. умения соотносить результат с целью, осуществляя элементарные контрольно-оценочные действия, внося исправления и дополнения, с учетом общей цели. Для этого участники применяли реплики типа:
u Посмотрим, как у нас вместе получилось...»;
u «Нужно было сделать..., мы выполнили...и сделали...»;
u «Можно было сделать по-другому...»;
u «Лучше было бы выполнить иначе...», «Сейчас быстро исправим...»;
u «В следующий раз обязательно постараемся...».
Уровни сотрудничества детей со сверстниками (по Кравцовой):
Низкий уровень отличался неспособностью детей сотрудничать со сверстниками:
u Совместные действия дошкольников характеризовались неумением детей воспринимать поставленную в ситуациях цель как общую, отнесением ее только к себе, без ориентира на партнера
u Процесс деятельности участников протекал параллельно. Каждый из них выполнял задание в индивидуальной логике и темпе.
u Общее смысловое поле для сотрудничества не возникало.
u Отсутствовала регуляция действий друг друга, управление общим ходом выполнения работы.
u Отношение к результату как к итогу общей работы отсутствовало.
u Средний уровень проявлялся в способности детей частично вступать в сотрудничество со сверстниками. Совместные действия характеризовались принятием детьми цели как общей, восприятием ситуации в целом как ситуации совместной задачи. Процесс деятельности протекал параллельно. Было характерно наличие субъективных эталонов при выполнении задания, общие технические критерии работы между участниками не были установлены. Единое смысловое поле возникало фрагментами. Регуляция участниками действий друг друга носила прерывистый, эпизодический характер. Результат совместной работы дети чаще оценивали как индивидуальный вклад каждого.
Высокий уровень:
u наблюдалось принятие цели совместной деятельности как общей;
u процесс деятельности отличала согласованность, упорядоченность действий детей;
u было характерно постоянное регулирование детьми действий друг друга, обеспечивающее сплоченность и групповое единство в процессе работы;
u общее смысловое поле взаимодействия существовало непрерывно;
u результат совместной деятельности дети воспринимали и оценивали как итог общей работы;
u в ходе всей деятельности присутствовало чувство «Мы» по отношению друг к другу.
u дети оценивали успех с позиции общей работы, испытывали беспокойство за результат.
Главные правила сотрудничествасотрудничества
· «Слушай партнера и понимай».
· «Сам делай и партнера выручай».
· «Партнеру трудно, помогай».
· «Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придет быстрей»
· .«Знаешь больше, не гордись, чем умеешь поделись».
· «Не молчи, а других научи».
· Внимательно слушай говорящего.
· Не критикуй собеседника, чтобы он не сказал.
· Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе.
· Следи за культурой речи.
О себе
Работаю социальным педагогом
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Книги по педагогике и психологии
Мой взгляд на мир
Я оптимист
Мои достижения
Отличная семья и любимая работа.
Моё портфолио
Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.