Елисеева Татьяна Михайловна

Роль обучения совместной деятельности в развитии сотрудничества Ключом к успешному развитию современного стремительно изменяющегося общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека. Для воспитания свободной личности, способной самостоятельно принимать решения и отвечать за их последствия, требуется особый подход. Необходимо воспитывать умение думать раньше, чем действовать, действовать без внешнего принуждения, уважать выбор и решение личности, считаться с ее позицией, взглядами, оценками. Важнейшим условием развития детской индивидуальности является освоение позиции субъекта в разных видах совместной деятельности. В современных образовательных программах поставлен вопрос освоения детьми способов взаимодействия и сотрудничества со сверстниками. В программе, по которой мы сейчас начали работать проблема сотрудничества проходит красной строкой. Критериями эффективности данной программы авторы считают формирование у учащихся социально-личностных умений и навыков. К ним относят: • усвоение детьми основных понятий курса; • освоение учащимися навыков анализа жизненных проблем; • освоение детьми основной технологии решения конкретных проблем, как в ситуации игры, так и в ситуации, моделирую¬щей реальную деятельность; • освоение детьми технологии коллективного обсуждения и принятия решения; • формирование позитивной психологической установки уча¬щихся на сотрудничество в ситуации коллективной деятельности; • перенос полученных на уроках навыков в ситуации общения и взаимодействия в повседневной жизни класса и вне школы. Желаемый результат: • приобрели навыки позитивного, творческого решения социальных задач; • научились приемам и способам конструктивного взаимодействия в коллективе; • получили опыт формирования представления о себе как умелом, успешном и нравственном человеке. Сотрудничество как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивает особенности его самореализации, а также позволяет транслировать опыт позитивного, созидательного взаимодействия. Сотрудничество ребенка со сверстниками является необходимым фактором первичной социализации личности, одним из существенных условий ее полноценного формирования. Проблема развития сотрудничества получила определенное отражение в исследованиях. • В работах Ш.А. Амонашвили, Г.М. Андреевой, М.И. Лисиной и др.; • отечественными педагогами и психологами (В.В.Ананьев, Т.И.Бабаева, Р.С.Буре, М.И.Лисина, Я.Л.Коломинский, Т.А. Репина и др.); • Изучены аспекты формирования сотрудничества в труде (Р.С. Буре, М.В. Крулехт); • в игре (Д.В. Менджерицкая и др.); • в изобразительной деятельности (Т.С. Комарова и др.). • Д.И. Воробьева особенности построения совместной деятельности на занятиях по аппликации и конструированию. А как научить сотрудничать?! Взаимодействие педагогов и детей в коллективе одновременно происходит в разных системах:  между сверстниками;  старшими и младшими детьми;  между педагогами и детьми. Основными характеристиками взаимодействия считают:  взаимопознание;  взаимопонимание;  взаимоотношение;  взаимные действия;  взаимовлияние. Три признака взаимодействия :  отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга;  наличие осознаваемой общей цели в совместной деятельности;  субъективность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Эти признаки формируют… Формы совместной деятельности:  опека;  наставничество;  партнерство;  сотрудничество;  содружество (высшая форма сотрудничества, когда сливаются воедино деловые, личные отношения на основе сотрудничества) Сотрудничество - как одна из ценностей культуры задает основания жизненно важным способам поведения и деятельности человека, обеспечивающим особенности его самореализации. Сотрудничество – это:  совместное определение целей деятельности;  совместное планирование предстоящей работы;  совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника;  совместный контроль и оценка результатов работы;  а затем прогнозирование новых целей и задач. Сотрудничество предусматривает:  четкое осознание единства целей;  четкое разграничение функций сотрудничающих сторон;  взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Психологическая структура сотрудничества Три взаимосвязанных стороны:  Коммуникативная сторона сотрудничества состоит в обмене информацией между участниками совместной деятельности.  Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между участниками, то есть обмене не только знаниями, идеями, но и действиями, ценностями и смыслами.  Перцептивная сторона сотрудничества означает процесс восприятия и познания партнерами друг друга и установления на этой основе взаимопонимания. Структура сотрудничества  общая цель - центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов.  Общий мотив, побуждающий общность индивидов к сотрудничеству (то есть, непосредственная побудительная сила).  совместные действия, то есть такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач.  Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности Составляющие детского сотрудничества :  наличие положительной направленности детей на взаимодействие со сверстниками в процессе обучения на занятиях, выраженной в интересе друг к другу, восприятии и оценке сверстника как партнера совместной деятельности, желании сотрудничать с ним;  информированности детей относительно правил и моделей сотрудничества и эффективных вариантов поведения в процессе взаимодействия;  овладении умениями совместного речевого диалога в процессе совместного решения учебно-познавательных задач;  способность ребенка к адекватной оценке ситуации сотрудничества к выбору и принятию функционально-ролевой позиции во взаимодействии, согласованию усилий и применению целесообразной модели сотрудничества. Причины неумения сотрудничать Недостаточно освоены детьми:  умения совместного целеполагания;  диалогового взаимодействия;  а также взаимной регуляции, контроля и совместной оценки результата деятельности. Направления в его развитии:  1. эмоционально-ценностное, создание эмоционально-положительной мотивационной основы для проявления сотрудничества со сверстниками;  2. коммуникативное, подразумевающее обогащение у детей форм и способов владения речью и другими видами коммуникации, с помощью которых устанавливаются межличностные взаимодействия партнеров в процессе сотрудничества в совместной деятельности;  3. познавательное, включающее развитие у дошкольников представлений о сверстнике как о возможном партнере совместной деятельности, о правилах и моделях сотрудничества детей;  4.действенное (поведенческое), предусматривающее практическое освоение и использование детьми умений сотрудничества, нацеленность на выбор модели сотрудничества в зависимости от задач и содержания совместной деятельности. Подготовительный этап к сотрудничеству  Различные психологические игры на проявление эмоций: «Соленая вода» и т.д.;  Игры «Дуэт», «Гусеница», «Проводник» Структура совместной деятельности Содержание «ступенек»:  цель совместной деятельности;  предварительное согласование и планирование;  процесс деятельности;  управление и регуляция совместной деятельностью;  результат, его контроль и оценка. Модель «Лесенка» взаимосвязей компонентов трудового процесса была разработана В.И. Логиновой 1. умения принимать общую цель, определять ее как совместную и достижимую совместными усилиями. Это требует использования соответствующих реплик, определяющих общую задачу, типа:  «Что нам надо сделать?», «Мы сделаем это вместе...», «По одному ничего не получится...», «Будем делать вместе, дружно, не ссорится...»; 2. умения определять условия предстоящей совместной работы, согласовывать последовательность процесса деятельности и обозначать позиции участников. На уровне речи это выражалось в обсуждении средств и процесса, обозначении позиций каждого и определении способа сотрудничества в репликах типа:  «Давай, вместе подумаем, что нам нужно для выполнения задания»;  «Давай, решим, что сделаем сначала, что потом...»;  «Давай, распределим работу между собой...»;  «Кто начнет выполнять задание, кто продолжит работу...»; 3. умения вести диалог в процессе работы, который содержал реплики, направленные на:  -фиксацию и сопоставление отдельных способов действий: «Покажи, пожалуйста, как ты делаешь...», «Попробуй сделать по-другому, может быть, так получится лучше (быстрее, красивее, легче)»;  -оценку качества промежуточного результата деятельности:«Давай, сравним как у нас вместе получается...»;  -поддержку и взаимопомощь: «Помоги, пожалуйста...», «Не получается? Я тебе помогу, научу...», «Не расстраивайся, вместе у нас все получится...»;  умения поддерживать общий положительный эмоциональный настрой выражались в репликах поддержки и, одобрения типа: «Все правильно получилось...», «Как интересно сделано...», «Молодец, как здорово придумал...»; 4. умения соотносить результат с целью, осуществляя элементарные контрольно-оценочные действия, внося исправления и дополнения, с учетом общей цели. Для этого участники применяли реплики типа:  Посмотрим, как у нас вместе получилось...»;  «Нужно было сделать..., мы выполнили...и сделали...»;  «Можно было сделать по-другому...»;  «Лучше было бы выполнить иначе...», «Сейчас быстро исправим...»;  «В следующий раз обязательно постараемся...». Уровни сотрудничества детей со сверстниками (по Кравцовой): Низкий уровень отличался неспособностью детей сотрудничать со сверстниками:  Совместные действия дошкольников характеризовались неумением детей воспринимать поставленную в ситуациях цель как общую, отнесением ее только к себе, без ориентира на партнера  Процесс деятельности участников протекал параллельно. Каждый из них выполнял задание в индивидуальной логике и темпе.  Общее смысловое поле для сотрудничества не возникало.  Отсутствовала регуляция действий друг друга, управление общим ходом выполнения работы.  Отношение к результату как к итогу общей работы отсутствовало.  Средний уровень проявлялся в способности детей частично вступать в сотрудничество со сверстниками. Совместные действия характеризовались принятием детьми цели как общей, восприятием ситуации в целом как ситуации совместной задачи. Процесс деятельности протекал параллельно. Было характерно наличие субъективных эталонов при выполнении задания, общие технические критерии работы между участниками не были установлены. Единое смысловое поле возникало фрагментами. Регуляция участниками действий друг друга носила прерывистый, эпизодический характер. Результат совместной работы дети чаще оценивали как индивидуальный вклад каждого. Высокий уровень:  наблюдалось принятие цели совместной деятельности как общей;  процесс деятельности отличала согласованность, упорядоченность действий детей;  было характерно постоянное регулирование детьми действий друг друга, обеспечивающее сплоченность и групповое единство в процессе работы;  общее смысловое поле взаимодействия существовало непрерывно;  результат совместной деятельности дети воспринимали и оценивали как итог общей работы;  в ходе всей деятельности присутствовало чувство «Мы» по отношению друг к другу.  дети оценивали успех с позиции общей работы, испытывали беспокойство за результат. Главные правила сотрудничествасотрудничества • «Слушай партнера и понимай». • «Сам делай и партнера выручай». • «Партнеру трудно, помогай». • «Спрашивай, не робей, и помощь к тебе придет быстрей» • .«Знаешь больше, не гордись, чем умеешь поделись». • «Не молчи, а других научи». • Внимательно слушай говорящего. • Не критикуй собеседника, чтобы он не сказал. • Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. • Следи за культурой речи. Воспитание правовой культуры в ДОУ Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюбимыми и очень страдают от этого.Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны. Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека. Целью педагогического процесса в правовом образовании дошкольников является формирование основ правового сознания дошкольников. Задачи: • Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения. • Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка. • Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. • Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. • Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. • Разъяснять общественные нормы и правила поведения. • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Организованная форма обучения включает в себя: • Знакомство с правами человека. • Беседы на этические темы. • Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры. • Изобразительная, трудовая деятельность. • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. • Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций). Формы работы с детьми: 1. Специально организованное занятие "О правах играя". 2. Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать детям возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках. 3. Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведется в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей. 4. Ролевые, театрализованные и дидактические игры. 5. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Методы работы с детьми: 1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном. 2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: 3. Дидактические игры: "Я имею право:" "Чьи права нарушены?", "Назови права героев", "Выбери право". 4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 5. Метод драматизации упражняет детей в умении "вчувствоваться" в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще "театральный инстинкт" – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. 6. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. Работа с воспитателями. Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Ребенку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. В качестве примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, мы используем сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Работа с родителями. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях. Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне. Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление. От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье. Поэтому главной задачей является ведение правового просвещения родителей, выявление групп семей риска, в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинства детей. В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое: - активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность; - формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; - позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; - обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; - пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.
Елисеева Татьяна Михайловна

Проект "Дружная семейка"

Добавить запись

Защита от спам-роботов