Фант Ольга Борисовна

сайт учителя математики

Профессия: учитель математики

Профессиональные интересы: геометрия

Увлечения: театр, путешествия, книги,оригами

Страна: Россия

Регион: Красноярский край

Населенный пункт: г. Красноярск

Место работы: КГК ОУ "Краевая вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 6"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fant-olga-borisovna
Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным.
Блез Паскаль

 

Во второй половине ХХ века к числу важнейших проблем реформирования школьной математики начали относить вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Сегодня  методика должна работать так, чтобы  учитель смог не только научить предмету, но и организовать работу обучающегося как  на уроке, так и во внеурочной деятельности. Традиционная модель обучения математике отвечала системе: «государство – общество – школа - ученик». Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания – ученик, его саморазвитие. Главное в новой педагогической парадигме – личностно - ориентированное обучение. Одним из условий гуманизации математического образования является дифференциация обучения и мотивация учебной деятельности. Проблема дифференциации решалась в основном применительно к разделению учебных программ в зависимости  от успеваемости (сильные, средние, слабые).  Между тем дифференциация должна исходить из индивидуальности ученика, учитывать уровни мотивации и волевых условий при овладении знаниями.  Именно эти проблемы заставляют нас совершенствовать стиль своей работы,  изучать и применять в работе новые технологии.

В  нашей школе обучаются молодые люди с отклонениями в психическом развитии, с повышенной возбудимостью, педагогически запущенные,  с большими пробелами в знаниях, без определенных учебных навыков, с низкой мотивацией к обучению. Многие имеют перерыв в учебе от 1 года до нескольких лет; стабильного коллектива в классах нет, так как  очень часто происходит смена состава обучающихся – в течение учебного года многие обучающиеся  уезжают для дальнейшего отбывания наказания или освобождаются, другие – приезжают, а им тоже нужно включаться в учебную деятельность.

 

Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание на уроках математики  благоприятных условий для развития у обучающихся познавательного интереса,  формирования  положительной мотивации учения, самореализации личности обучающихся, для воспитания компетентного ученикакоторый справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей через личностно – ориентированный подход.

Поэтому моя педагогическая деятельность строится на принципах формирования следующих ключевых компетенций у обучающихся:

учебно-познавательные компетенции: научить планировать, анализировать, делать самооценку, самостоятельно добывать знания;

информационные компетенции:  учить самостоятельно готовить сообщения, осуществлять поиск и отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передачу;

коммуникативные компетенции: воспитывать умение общаться с окружающими людьми, работать в группе, коллективе, отстаивать  свою точку зрения цивилизованными способами, слушать и слышать других.

Моя система работы предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их  творческих, математических  способностей.

Достижение поставленной цели вижу в индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения методов и приемов современных образовательных технологий: личностно-ориентированный подход в обучении, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникационные технологии обучения.

Для этого в своей работе я опираюсь на основные методы обучения:

-методы организации и осуществления (самоорганизации) учебной деятельности;

-методы стимулирования и мотивации учебной деятельности;

-метод контроля и самоконтроля учебной деятельности.

На уроках математики направляю своё общение с учениками на активизацию познавательных возможностей, используя дифференцированные формы обучения, стремлюсь создать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика. Для этого успешно использую элементы разноуровневого дидактического материала. Выделяются два варианта - уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач. Первые задания точно соответствуют обязательным результатам обучения. Последующие задания предполагают дополнительные задачи и упражнения на логику из вспомогательной учебно-методической литературы.  В процессе обучения я учитываю андрогогические принципы обучения, принимаю во внимание  уровень индивидуальной подготовленности и индивидуальный стиль учебной деятельности школьников, развиваю их мотивацию к учению. В основе  моей организации  индивидуальной работы с учащимися  на уроках вошло изучение работы каждого ученика по своевременному выявлению уровня усвоения каждого раздела программы. В процессе работы я стараюсь  создать атмосферу заинтересованности каждого обучающегося в работе класса и заинтересованности класса в работе каждого отдельно взятого ученика,  стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При решении задач я стремлюсь указывать различные способы их решения, как рациональные, так  и нерациональные;  использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий обучающемуся  выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его  личных достижений;    на уроке стараюсь создать такую педагогическую ситуацию общения,  которая позволяет каждому обучающемуся проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы. Для того чтобы  в процессе учебной деятельности повысилась эффективность обучения, стараюсь создать комфортную, благоприятную обстановку на уроке для каждого обучающегося.

Какие же индивидуальные особенности личности учащегося я учитываю в первую очередь? Прежде всего, обращаю внимание на уровень умственного развития,   потому  что он сочетается с некоторыми личными чертами, такими как трудолюбие, отношение к учению, самостоятельность. Все эти качества отражаются в учебном процессе.  Однако индивидуальные особенности отличаются непостоянством, изменчивостью. В процессе работы я стараюсь выявить те индивидуальные особенности, от которых  будет зависеть успех в познавательной, учебной деятельности, это быстрота, темп, работоспособность, сосредоточенность, переключаемость, отвлекаемость внимания, скорость восприятия, запоминания. Эти особенности составляют динамическую сторону психической жизни.

Поскольку моя задача как учителя - не усложнять, а облегчать учебную деятельность учащихся, то я считаю, что знание особенностей обучающихся необходимо учитывать в педагогической деятельности, что это и есть основа индивидуализации обучения.

На уроках  учащихся со слабой подготовкой стараюсь не ставить в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа, а даю достаточно времени на обдумывание и подготовку; чаще опрашиваю их в письменной форме, чтобы сформировать  у них уверенность в своих силах, осторожно оцениваю неудачи этих учеников, обязательно поощряю за старание;  не требую от них немедленного включения в учебную деятельность на уроке,  постепенно предлагаю разные задания,  усложняя их по мере выполнения; не тороплюсь с изменением неудачных формулировок при устных ответах обучающихся, не спрашиваю в начале урока,  в момент выполнения заданий не отвлекаю такого ученика.

У обучающихся с  более сильной подготовкой чередую задания разных типов, приучаю перед началом работы выслушивать до конца указания учителя,  добиваюсь, чтобы обучающиеся на поставленный вопрос давали четкий ответ; предлагаю обучающимся самостоятельно составить всевозможные вопросы к условию задачи, тем самым еще раз заостряю внимание на том, что при одинаковых исходных данных ответ у задачи  может значительно меняться  в зависимости от того, что предлагается найти.  

Работая в условиях колонии строгого режима над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, я убедилась в том, что значительные педагогические усилия необходимо направлять на мотивацию учащихся.

Для формирования творческих способностей обучающихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся: викторины, конкурсы, побуждающие мыслительную активность. Например – составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки  интересными и разнообразными.

В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого обучающегося  должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех  рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому обучающемуся  достичь такого успеха.  И, чтобы вновь поднять человека на более высокий уровень порядочности и способностей, нужно усилить его хорошие качества, вместо того, чтобы пытаться исправить его плохое поведение. 

Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует обучающихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.  Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и обучающихся. Они способны  не только увлечь,  но и воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

О себе

 

Образование высшее: в 1984 году окончила Красноярский ордена «Знака Почета» государственный педагогический институт по специальности «Математика», квалификация-учитель средней школы.

С 1984 года до 2010 года работала учителем математики в школе №133. С 2010 по сегодняшний день работаю в вечерней школе №6 в ИК-6. Стаж педагогической работы (по специальности) 28 лет. Имею высшую категорию.

С 2008 года являюсь участником творческой группы по разработке тестовых заданий в формате ЕГЭ, созданной КГНИМЦ. Задания по математике, прошедшие экспертизу, вошли в банк заданий краевого сайта подготовки к ЕГЭ  «ege24.ru», сегодня я вхожу в список 100 самых результативных учителей данной творческой группы и занимаю 87 место в списке.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1. М. Митчелл "Унесенные ветром"

2. Ильф и Петров "Золотой теленок"

3. И. Кушнир "Математическая энциклопедия"

4. М.Шуба "Занимательные задания в обучении математике"

 

Моё портфолио

 

 

 

     Стаж моей педагогической работы (по специальности) 28 лет.

     В совершенстве владею теорией и методикой обучения математике, учитываю андрогогические принципы обучения, принимаю во внимание  уровень индивидуальной подготовленности и индивидуальный стиль учебной деятельности школьников, развиваю их мотивацию к учению;

-использую элементы современных педагогических методик и технологий: дифференцированное преподавание, проблемное изложение материала, элементы ИКТ - технологий. Интенсивно развиваю у обучающихся потребность в новых знаниях, создаю условия для развития самостоятельности мышления, обучаю творческому подходу к решению задач.

          Главной целью своей педагогической деятельности считаю создание на уроках математики условий для развития у обучающихся познавательного интереса,  формирования  положительной мотивации учения, самореализации личности обучающихся.

          Мною составлены  двухуровневые дидактические  материалы  к учебно-методическому комплексу по геометрии 6-7 кл. по теме «Координатная плоскость», которые имеют практическое применение и используются в школах города и края. В 2008 году дидактические материалы были одобрены на кафедре математики, физики, информатики и методики их преподавания КК ИПК РО и рекомендованы для транслирования и тиражирования. Рецензия подписана заведующей кафедрой математики, физики, информатики и методики их преподавания Е.Н. Васильевой. Дидактические материалы выставлены на сайте «Социальная сеть работников образования».

          С 2008 года являюсь участником творческой группы по разработке тестовых заданий в формате ЕГЭ, созданной КГНИМЦ. Задания по математике, прошедшие экспертизу, вошли в банк заданий краевого сайта подготовки к ЕГЭ  «ege24.ru», сегодня я вхожу в список 100 самых результативных учителей данной творческой группы и занимаю 87 место в списке.

          С целью повышения качества знаний, начала работу над методической темой «Формирование и развитие вычислительных навыков через упражнения устного счета  на уроках математики». Овладение приемами и навыками устных вычислений имеет большое  образовательное, воспитательное и практическое значение. Они помогают  усвоить алгоритмы письменных вычислений, способствуют усвоению многих вопросов теории арифметических действий, играют большую роль в развитии мышления, сообразительности,  математической зоркости и наблюдательности.

 

Ежегодно участвую в проведении школьной математической недели для 5-12 классов: подготовленные школьниками ребусы, задачи и кроссворды  были помещены на школьный  стенд, составленные  сообщения по темам «Многогранники», «Развертка Штеффена», «Изгибаемые многогранники» были заслушаны во время проведения декадника.

          Разработки сценариев математических праздников («Поле чудес», «Брейн-ринг», «Математический КВН», «Математическая викторина») успешно используются учителями математики Октябрьского и Советского районов города и районов Красноярского края.

          В феврале 2009 года принимала участие в работе районного семинара-практикума школ Октябрьского района города Красноярска «Роль индивидуальной образовательной программы учителя в развитии профессиональных компетентностей», где познакомилась с образцами и возможным форматом ИОП.

 

В ноябре 2012года для педагогов школы №6 провела мастер-класс «Площадь треугольника», на котором показала свои методические наработки при изучении данной темы.

             Осуществляю классное руководство в 9А классе. Воспитательную работу с классом  строю так, чтобы она была направлена на адаптацию обучающихся в обществе, чтобы после освобождения мои ученики стали более успешными; стараюсь помочь им сделать переоценку ценностей и пересмотреть свои убеждения, поменять мировоззрение. Стремлюсь воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о каждом обучающемся, особенностях его познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера. Провожу классные часы, информирующие о здоровом образе жизни, здоровом питании, о том, что наркотики – это зло: «Самый сильный», «Курение: бросить? а что вместо?», викторину «Вредные привычки», «Час  здоровья», викторину «О растениях  вредных и полезных», «Мы – за здоровый мир», «Мы выбираем жизнь».  Результатом воспитательной работы является не только умение обучающихся быстро включаться в предлагаемую деятельность и   умение объединяться для выполнения различных видов деятельности. Мои выпускники проявляют чувство позитивной ответственности за свои поступки и за порученное дело, у них развивается самоуважение, уверенность в своих силах, формируется стремление к дальнейшему получению знаний, а также сознательное отношение к труду. Появились и стали традиционными классные часы о Новом годе, о матери,  о Дне учителя. 

      С 2002 по 2011год являлась экспертом Краевой предметной комиссии ЕГЭ по математике.

      Для формирования творческих способностей обучающихся провожу уроки творческого характера, на которых широко использую методические приемы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность обучающихся: викторины, конкурсы, побуждающие мыслительную активность. Например – составить кроссворд с математическими терминами, ребус, интересную задачу. Учащиеся с удовольствием выполняют данные задания. Такие формы работы делают уроки  интересными и разнообразными.

     В своей педагогической деятельности использую принцип успешности обучения. Этот принцип состоит в том, что у каждого обучающегося  должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех  рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому обучающемуся  достичь такого успеха.  И, чтобы вновь поднять человека на более высокий уровень порядочности и способностей, нужно усилить его хорошие качества, вместо того, чтобы пытаться исправить его плохое поведение. 

     Учебный процесс включает в себя различные виды деятельности, и каждый из них по – своему активизирует обучающихся, пробуждает их самостоятельность, творческую мысль.  Один из таких видов деятельности – игра. Она в равной мере способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию творческих качеств личности. Уроки – игры являются плодом совместного творчества учителя и обучающихся. Они способны  не только увлечь,  но и воспитывают бережное отношение к изучаемому предмету.

Добавить грамоту в портфолио