Две стороны адаптации: физическая и психологическая

1 сообщение / 0 новое
Две стороны адаптации: физическая и психологическая

Начав посещать детский сад, то есть место, в котором все для него ново (отсутствие близких рядом, свои правила, режим), малыш испытывает стресс. Ребенку необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть к незнакомым обстоятельствам. Специалисты разделяют процесс адаптации на физический и психологический компоненты.

Физическая адаптация включает в себя привыкание к:

  • Режиму дня;
  • Питанию;
  • Прогулкам на новом месте.

К психологической адаптации относятся:

  • Расставание с мамой (и другими близкими людьми);
  • Постоянный контакт с большим количеством сверстников;
  • Необходимость следовать новым правилам, слушать воспитателя;
  • Привыкание к самостоятельности
  • Степени адаптации

    Легкая степень адаптация (до 1 месяца) обычно свойственна физически здоровым, коммуникабельным детям с высокой психологической устойчивостью. О том, что адаптация проходит легко можно судить по нескольким признакам:

    • Ребенок с радостью идет в детский сад и заходит в группу;
    • Налажен контакт с воспитателем;
    • Малыш играет с другими детьми;
    • Нет негативных эмоций при выполнении режимных моментов (прием пищи, прогулки, занятия, сон);
    • Общий эмоциональный фон стабильно положительный.

    В целом, в ходе адаптации у малыша может снижаться аппетит, ухудшаться сон, наблюдается болезненность, плаксивость и капризность. Это нормально, ведь организм ребенка испытывает стресс и мобилизует все силы на то, чтобы справиться с ним.

    Средняя степень адаптации (1 – 2 месяца) характеризуется тем, что ребенок при посещении сада не испытывает серьезных трудностей. Эмоциональные всплески ситуативны и кратковременны. Может отмечаться снижение иммунитета. Особенности проявления адаптации средней степени:

    • Тяжелое расставание с мамой (или другим значимым взрослым) перед заходом в группу;
    • Снижение активности, ухудшение речи и временное исчезновение навыков;
    • Малыш некоторое время после ухода мамы плачет, не контактирует с окружающими;
    • Однако напряжение быстро сходит на нет, ребенок начинает обращать внимание на игрушки, сверстников, воспитателя, включается в общую деятельность;
    • Большинство режимных моментов не вызывают трудностей.

    Тяжелая степень адаптации (2-6 месяцев) сопровождается частыми болезнями, капризами и истериками, подавленным эмоциональным состояние малыша в течение большинства времени пребывания в детском саду. Напряжение ребенка может быть настолько сильным, что отражается на его поведении дома и взаимоотношениях с родителями. К признакам тяжелой адаптации также относят следующее:

    • Ребенок систематически не хочет идти в сад;
    • Малыш пугается и не доверят воспитателю;
    • В группе он не отвлекается на игры и постоянно находится в напряжении;
    • Отсутствие контакта со сверстниками;
    • Агрессия по отношению к другим детям.
    ;