Современная программа начальной школы предъявляет высокие требования к развитию связной речи учащихся. Необходимо научить ребят свободно выражать свои мысли, т. е. передавать словами чувства, знания, умение убеждать, доказывать.
Многие дети приходят в школу с достаточно низким речевым уровнем, не умеют правильно построить предложение, не владеют монологической речью, допускают ошибки в разговоре, связанные с неправильным произношением, а затем и написанием. Зачастую речь их лаконична, суха, лишена образности, яркости. Поэтому развитие речи ложатся не только на учебные предметы, но и на внеурочную деятельность.
Уважаемые коллеги! Как проходит работа в Вашей школе по развитию речи во внеурочной деятельности?
Вы затронули очень важную и наболевшую проблему. В последние годы очень остро чувствуется, что дети действительно приходят в первый класс с низким словарным запасом, с логопедическими проблемами. К большому сожалению, работа по развитию речи в программы по внеурочной деятельности у нас не входит. Во первых, школа работает в две смены и нет возможности для ведения внеурочки. Во вторых, работаем по пятидневке. И количество часов для спецкурсов соответственно сокращено.Вернее их нет совсем. Поэтому составляем рабочие программы по русскому языку и литературному чтению так, чтобы восполнить данный пробел. До сих пор вспоминаем с учителями прекрасный предмет риторику, который действительно помогал детям развивать речевые умения.
Уважаемая Ирина Ивановна! Мы с коллегами использовали в своей работе книгу О. Н. Крыловой "Работа с текстом". Данное пособие не только помогает отработать технику чтения, но и учит детей пересказывать тексты, отвечать на вопросы по тексту, сопоставлять иллюстрации с содержанием текста. Детям очень нравилось работать по этой книге. Иллюстрации черно-белые, была возможность использовать их как раскраски, "оживлять" картинки.
Я с Вами согласна, что детям в наше время очень тяжело выражать свои мысли. Многие разговаривают называя простые предложения, состоящие из двух-трёх слов. Я в своей работе применяю составление рассказов по сюжетным картинкам, чтобы все ученики дополняли рассказ.
Уважаемая Ирина Ивановна! Действительно, научить детей свободно выражать свои мысли– одна из задач начального образования. В 1-ом и во 2-ом классах, я также использую сюжетные картинки, по которым дети воссоздают прочитанное.В 3-ем и 4-ом классах,работая с текстом, стараюсь научить детей прочувствовать и проанализировать его, подобрать примеры из жизненных ситуаций, поставить себя на место главного героя.