Исследователская деятельность на уроках

12 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Исследователская деятельность на уроках

Какие методы вы используете при проведении исследований на уроках? Поделитесь своими новшествами.

Здравствуйте, Людмила

Здравствуйте, Людмила Ивановна! Одной из новых форм работы с детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж.Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности.Основы проектно - исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования.
При выполнении проектно - исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия:
• Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
• Прогнозирование направлений выполнения задания и выбор методов исследования.
• Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.
Это строки из моего выступления на заседании РМО, посвященном исследовательской деятельности на уроках русского языка.Если Вас заинтересовал мой опыт, то я могу помочь практическими советами. Загляните на мой мини-сайт, может быть, что - то полезное для себя найдете и там.

Исследователская деятельность на уроках

Здравствуйте, Ольга Николаевна!Спасибо. Буду очень признательна за практические советы.

Структура исследовательской

Структура исследовательской деятельности учащихся
1.Подготовка учащихся к исследовательской деятельности (введение в методологию научного исследования).
2.Выбор проблемы ( от общего к частному).
3.Исследование проблемы (анализ специальной литературы, периодических изданий,социологические опросы, индивидуальные консультации с ведущими специалистами).
4.Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования).
5. Практическая работа и анализ полученных результатов (экспедиция, походы, работа в архивах, встречи с непосредственными участниками изучаемых событий, опытная и экспериментальная работа и т.д.)
6. Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы).
7.Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, наглядная демонстрация материала, ответы на вопросы).
8.Рефлексия.

Структура исследовательской

Структура исследовательской деятельности учащихся, конечно. для старшеклассников, для работы в научных обществах учащихся. А что делать с пятиклассниками? Загляните на мой сайт. Там найдете урок - исследование в 5 классе. Что - то, быть может, пригодится и ВАМ. Успехов!

Спасибо за советы.

Спасибо за советы.

Исследовательская деятельность в рамках проектной методики

Здравствуйте,Людмила Ивановна!
У меня довольно хороший опыт применения на уроках английского языка проектной методики в группе бухгалтеров (СПО),это обычно долгосрочный межпредметный практико - ориентированный проект и конечный продукт (презентация и реклама своего бизнес- проекта студентами), но признаюсь организовать исследовательскую работу в рамках урока представляется мне довольно сложным.

Исследовательская деятельность в рамках проектной методики

Здравствуйте,Людмила Ивановна!
У меня довольно хороший опыт применения на уроках английского языка проектной методики в группе бухгалтеров (СПО),это обычно долгосрочный межпредметный практико - ориентированный проект и конечный продукт (презентация и реклама своего бизнес- проекта студентами), но признаюсь организовать исследовательскую работу в рамках урока представляется мне довольно сложным.

Исследовательская деятельность в рамках проектной методики

Все верно. Организовать исследовательскую работу в рамках урока или занятия по учебной дисциплине "Иностранный язык" в системе СПО можно, но в ситуации завершающего этапа проекта или этапа контроля и систематизации информационного материала (например, в качестве индивидуального задания одного студента или мини-группы студентов). Посвящать уроки и занятия только исследовательской деятельности расточительно, поскольку уровень сформированности речевых умений и навыков студентов (обучающихся)в целом находится, скажем так, на скромном уровне. Основная задача состоит в поддержании этого уровня на минимально-достаточном пределе. Конечно, есть студенты и с хорошим, и с высоким уровнем знаний и соответствующим уровнем коммуникативной компетенции, но их не так и много.
Следовательно, в первую очередь - язык и коммуникативные способности и умения, а уж затем - выполнение и презентация проекта как итогового занятия по теме или разделу курса обучения! Здесь можно доверить выполнение каких-то проектных заданий и слабоуспевающим студентам. Но все это должно проходить в групповой деятельности самих студентов, и, естественно при контроле преподавателя.

Не использовала, но думаю,

Не использовала, но думаю, что пора начинать такую практику

Исследовательская деятельность на уроках

Использую на своих уроках под девизом: "Сделал сам, помоги другому"

Использую следующий алгоритм

Компоненты исследовательской деятельности : Планируя проведение научного исследования нужно помнить о его методологических характеристиках - актуальности, целях, задачах, методах, теоретических основаниях и т. д.

 1. Проблема – вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

2. Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

3. Цель – запланированный результат.

4. Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

5. Методы – как решать задачи, проводить исследование.

6. Гипотеза – предположение, требующее доказательств.

7. Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.

8. Объект – что исследуется.

9. Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.

Исследовательская деятельность на уроках

Все коллеги ответили совершенно верно и про этапы подготовки исследовательской работы, и про структуру работы. Лично у меня вызывает определенную сложность исследовательская деятельность со студентами с ОВЗ (у меня с частичной и полной потерей слуха). Приходится от чисто разговорной защиты своей работы переходить к созданию видеофильмов и показывать больше практическую значимость той или другой проблемы.