Новые современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы

10 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение
Новые современные педагогические технологии в преподавании русского языка и литературы

МОИ ИННОВАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ 

Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? Эти вопросы особенно актуальны и злободневны сегодня в момент введения ФГОС ООО, цель которого заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Каждый педагог стремится найти ответы и решить поставленные перед ним проблемы. Современное образование ориентируется на достижение не только предметных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Анализ и исследование внедряемых мною педагогических инноваций в гуманитарном образовании может быть использован педагогами для решения данных задач. Это поможет во многом изменит школьную жизнь ребенка.

Да, пришло время отходить от общепринятых норм, но это не должна быть ломка всего и вся, это должны быть новые подходы к изучению языка, обновление средств обучения, смелое использование инноваций и современных педагогических технологий, чтобы не просто давать знания учащимся, но и пробудить в каждом ребенке интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, желание познавать, исследовать, экспериментировать. Педагогическая технология – это совокупность средств, методов, продуманные во всех деталях; модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учителя и обучающегося. Использование новых технологий разнообразит учебную деятельность, способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Я хочу, чтобы погружение в мир знаний происходило при активном участии каждого школьника. На моих уроках они пробуют, рассуждают, ошибаются, делают выводы, видят результат. А это очень важно для становления гармоничной, всесторонне развитой личности, готовящейся к самостоятельной жизни.

Проектная методика, использование которой мне удается на своих уроках, дает возможность увеличить время для самостоятельной работы, развивать творческие способности, проявлять и проверять себя в лидерстве, применять речевые знания и умения на практике. При этом я учитываю интересы обучающегося, его жизненный опыт, способности. А поскольку каждый ученик, работает он индивидуально или в микрогруппе, должен представить результаты своей деятельности, усиливается индивидуальная и коллективная ответственность детей за конкретную работу в рамках проекта. Проектная деятельность учит ребят доводить дело до конца, ведь они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать сочинение или статью, эссе или сообщение, подготовить реферат или выставку, оформить стенгазету или коллаж, организовать конкурс, праздник или арт-выставку. При всем этом налицо – успешность каждого участника проектной деятельности.

Применение информационных технологий помогает экономить время на уроке, выполнять большой объем работы, активизирует учебный процесс (ученик не остается при этом пассивным!), позволяет более полно реализовать динамический принцип наглядности при обучении. Использование электронного учебника возможно как в самообразовании, так и при работе в классе, он становится существенным подспорьем для преподавателя при организации занятий по самоподготовке учащихся, а также проведении мониторингов, зачетов, что позволяет проводить контроль чаще и снизить фактор субъективности. В контексте интерактивного обучения я использую технологию, которая получила название CASE STUDY или КЕЙС-МЕТОД. Разбор кейсов может быть как индивидуальным, так и групповым. Итоги работы можно представить как в письменной, так и в устной форме. Мне и моим ученикам нравятся мультимедийные представления результатов. Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и в виде домашнего задания. Источники кейсов по предметам могут быть самыми разнообразными: художественные произведения, кинофильмы, научная информация, экспозиции музеев, опыт обучающихся. Обучение на основе кейс-метода – это целенаправленный процесс, построенный на всестороннем анализе представленных ситуаций, – обсуждения проблем во время открытых дискуссий, обозначенных в кейсах, выработке навыков принятия решений. Отличительная черта метода – создание проблемной ситуации из реальной жизни, при этом формируются аналитические навыки, умения классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию. Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и обучающихся.

Как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? Здесь на помощь мне приходят приемы, стратегии технологии развития критического мышления: «Синквейн», «Фишбоун», «Кластер», «Инсерт», «Денотатный граф», главной целью которых является развитие способностей ученика, позволяющих ему учиться самостоятельно. Под критическим мышлением я понимаю проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Новые образовательные стандарты вводят новое направление оценочной деятельности – оценку личных достижений. Это связано с реализацией гуманистической парадигмы образования и личностно-ориентированного подхода к обучению. Для общества становится важным объективировать личные достижения каждого субъекта образовательного процесса: обучающегося, педагога, семьи. Происходящие в настоящее время изменения в общественной жизни требуют применения педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием подлинно свободной личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного продвижения, направленных на социализацию, самоутверждение и самореализаци.

Делая ставку на ученика, как субъекта образовательного процесса, не могу обойтись без личностно ориентированных технологий, потому что считаю, что я – учитель – обязана помочь в раскрытии, саморазвитии личности, в умении видеть личность в другом и в себе. Одной из эффективных и уже ставшей традиционной при обучении русскому языку и литературе является технология уровневой дифференциации, при которой обязателен переход от усвоения обучающимися всего предлагаемого уч

ителем материала к обязательности усвоения только точно указанного, что дает возможность ребенку овладеть знаниями и умениями по предмету на разном уровне, но не ниже базового. Для каждого ученика я обеспечиваю возможность выбора индивидуальной траектории развития внутри одного класса. Разноуровневое обучение помогает формировать положительную мотивацию ученика по отношению к учебному предмету, так как предусматривает достижение учебного успеха ученика независимо от уровня его подготовки, интеллектуальных способностей, семейного и социального положения.

Учитывая факты низкой коммуникативной компетенции учащихся, дефицит живого общения, желая максимально развить и использовать умения детей, не прийти к доминированию учителя на уроке, я отдаю предпочтение коммуникативной технологии, а значит, активной речи ученика, отводя себе роль ненавязчивого дирижера. Образность подачи учебного материала помогает проиллюстрировать теоретические понятия, увидеть их новые смыслы и грани, оживляет эмоциональную сферу образовательной деятельности учащихся. Моя задача – повышение коммуникативной культуры, а для этого я стараюсь повысить интерес к образованию, научить детей самостоятельно рассуждать, уметь работать в команде, самостоятельно работать. Самой приоритетной формой деятельности на уроке мои учащиеся считают групповую работу. По их мнению, именно в такой работе развивается умение познавать и сотрудничать, социальная ответственность, которые являются основой для формирования коммуникативной компетенции ученика, готовой к общению и жизни в современном мире. Использование коллективных форм обучения на уроке и во внеурочное время способствует формированию индивидуальных интересов, творчества, социального опыта и самоопределения личности обучающегося. При рациональном использовании коллективных форм обучения у школьников более интенсивно пробуждается познавательный интерес и обеспечивается устойчивое внимание, а сам процесс познавательной деятельности, его результаты приобретают для ребят яркую эмоциональную окраску. Успешность обучения и преподавания при этом заключается в создании коллаборативной среды, атмосферы доверия и поддержки, позволяющих чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Являясь по натуре человеком активным и жизнеутверждающим, я не позволяю себе на уроках пассивность и скуку.

Поисковые и проблемные методы, диалог и развитие критического мышления, применяемые в обучении, соучение и сотрудничество, партнерство и сотворчество помогают мне и моим ребятам находить истину, нередко в соре, связывать изучаемое с нашей жизнью, доказывать, мечтать. Эти методы стимулируют интерес детей, не оставляя равнодушных среди них. Свои уроки я не делаю просто объяснительно-иллюстративными, при изучении большинства тем я склоняюсь к проблемному обучению, проблемному диалогу, цель которых не только усвоение системы знаний, но и самого пути, процесса получения результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика. Применение проблемно-поисковой и исследовательской технологии помогают мне ставить учащегося в позицию исследователя, первооткрывателя. Дети формируют проблемы, собирают данные, выдвигают гипотезы, проверяют их, обобщают представления о широком круге явлений. В сильном классе применяю технологию концентрированного обучения, с помощью которой побеждаю хроническую нехватку времени. Это делает образовательный процесс более загадочным, желаемым. Учебный материал подается крупноблочно, контроль знаний – зачетный, формы обучения – взаимообучение, игра, взаимодействие учителя и ученика при раскрытии ими тайны нового познания.

В своей работе я использую исключительно свою технологию, апробированную мною и моими коллегами, которая предупреждает неуспеваемость и отставание учащихся по предмету. Это технология коротких занятий во внеурочное время. Всего 10-15 минут индивидуальной работы с учеником, который не усвоил какую-либо тему, дают прекрасный результат. При этом не должно быть никаких отрицательных эмоций. Мне очень хочется связать изучение русского языка с положительными эмоциями и позитивным настроением и научить всех моих ребят учиться.

Технологию моделирующего обучения применяю, когда включаю в урок учебную игру или игровые моменты. В игре ребенок раскрепощается, а, раскрепостившись, начинает творить. Кроссворды и ребусы по учебному материалу, различные обучающие, тренинговые, контролирующие и интеллектуальные игры – все это интересные формы работы на уроке, но только надо не переиграть, потому что учение – это, прежде всего, труд.

Важной характеристикой многих технологий является ее рефлексивность. Рефлексия является основным механизмом и способом самоаттестации и самоотчета. Рефлексия – процесс познания на основе самонаблюдения своего внутреннего мира. /Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л. – 1969г./ «психологическое зеркало самого себя».

Использование технологии развития творческих способностей убеждает меня, что жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье, поэтому моя задача – отыскать индивидуальность! Я хочу, чтобы школа осталась для моих учеников не просто местом накопления и усвоения уже готовых знаний, а проводила в жизнь человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно, грамотно. Технология сопровождения одаренных детей дает возможность не только «зажигать звезды» среди талантливых учеников, но и гореть вместе с ними, не останавливаться на достигнутом, идти вперед, обретать уверенность и побеждать.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование в образовательном процессе инновационных технологий пробуждают мотивацию у учащихся к познавательной деятельности; создают более комфортный психологический климат для ученика, в частности снимают напряжение при общении с учителем; открывают для ребенка творческое пространство, нацеливающее на результат учебной деятельности; стимулируют не только учащихся, но и педагогов к новым формам и методам работы по приобретению знаний. Желая активности обучающихся в образовательном процессе, я стараюсь переключать их с одного вида деятельности на другой. Из практики я знаю, что во время длительной самостоятельной работы дети быстро утомляются, а в игровой деятельности они активны и быстро возбуждаются. Устают при выполнении больших письменных упражнений. Могут отвлекаться при устных фронтальных опросах. Больший эффект будет тогда, когда формы и методы будут разнообразными, не надоедая, не расслабляя ученика, когда образование будет организовано так, что у ребенка не появится ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время.

Увлекательное дело, интересный урок, интригующий метод способны захватить обучающегося, и он с увлечение будет работать весьма продолжительное время, не отвлекаясь и не уставая. Не могу не отметить еще одну очень для меня значимую, а может быть, главную « технологию» (она всегда современна и очень важна!): это мастерство, желание состояться в профессии, это любовь к детям и к школе!

Отзыв на статью

Уважаемая Любовь Николаевна! Прочитала Вашу статью. На мой взгляд, она интересная, но достаточна обзорная с точки зрения информативности. Хотелось бы увидеть не просто обзор применяемых технологий, а конкретные примеры их применения. Это стало бы более глуюокой диссеминацией Вашего опыта. Ваш опыт мне показался интересным.

Добрый вечер! Спасибо за

Добрый вечер! Спасибо за отзыв. Думаю, что, зная суть технологии, каждый непременно ее "подделает" или "переделает" на себя. Моя любимая технология - Технология развития критического мышления, причем как на уроках русского языка, так и литературы. Конечно, использовать все приемы, методы и стратегии этой технологии невозможно, но особенно мне нравятся "Инсерт", "Денотатный граф", "Кластер" и т.п. на уроках повторения или обобщения. Две мои технологии проходят апробацию в районе.

Отзыв о статье

Уважаемая Любовь Николаевна! Представленные материалы, несомненно, интересны. Всегда привлекает внимание живой опыт коллег. На наш взгляд, описание опыта - дело трудоёмкое и кропотливое. Думается, что представление в статье конкретных примеров использования технологий сделало бы её более информативно насыщенной и полезной для учителя-практика. Вероятно, эта статья - начало серии публикаций на тему, продолжение - подробное рассмотрение отдельных технологий на конкретных примерах. Желаю творческих успехов!

Спасибо за комментарий!

Спасибо за комментарий!

педагогические технологии в преподавании русского языка и литера

Здравствуйте, Любовь Николаевна. Вы правы, применение разных технологий и методов делает урок живым и интересным. Положительные результаты дает использование на уроках элементов занимательности: проведение викторин, рассказ от лица литературного героя, ролевые игры. Хорошие результаты дает использование схем-плакатов. Например, к урокам, посвященным изучению творчества И. А. Гончарова, В. В. Маяковского, А. А. Блока, С.А. Есенина и др., учащиеся создают плакаты в электронном виде,затем комментируют их строчками из произведений. С одной стороны - это современное прочтение классики, с другой - возможность осуществления идейно-политического и эстетического воспитания учащихся.

Педагогические технологии в преподавании русского языка и литера

Спасибо, Оксана Александровна. Ваша идея - использование схем-плакатов - интересна. Возможно, это похоже на кластер или нечто иное?

Педагогические технологии в преподавании русского языка и литера

Любовь Николаевна! Спасибо за Ваш материал. Согласна с мнением коллег. Попробую немного конкретизировать. Мне тоже очень нравится использование проектного метода. Несколько лет назад работала в одном классе (сейчас это 11-ый класс) по программе "2100". Авторами учебника предлагалось ребятам выполнение "Жизненных задач" либо "Исследовательских задач". Я называю их мини-проектами. Они интересны, актуальны и формируют универсальные навыки. Некоторые из тем этих проектов можно реализовать на уроках. Некоторые - для домашнего задания в парах, группах - по желанию детей и учителя. Например: "Роль односоставных предложений в рекламных слоганах". Результатом в данной работе должен стать рекламный слоган, составленный учеником, для продвижения какой-либо книги. По-моему, хорошо. Мои ребята выполнили много таких проектов, потом вышли на муниципальный и областной уровень. Конечно, уже с другими темами. Сейчас работаю по другим учебникам, но темы нетрудно придумать и самой.  Приглашаю Вас, коллеги, посетить мой мини-сайт, где можно посмотреть презентацию ученика для защиты проекта "Роль односоставных предложений..." Если Вас это заинтересовало. Всего Вам доброго. Успехов всем, коллеги.

Большое Всем Спасибо!

Большое Всем Спасибо!

Авторская Технология коротких занятий

Итоги
апробации частной(авторской методики) преподавания русского языка и литературы

1. ФИО автора педагогической разработки: Зубко Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Митрофановской СОШ
2. Название педагогической разработки, представляемой на апробацию, участники апробации: Авторская Технология коротких занятий
3. Сроки проведения апробации педагогической разработки: 2015-2016 учебный год, 2016-2017 учебный год
4. Цели и задачи педагогической разработки: Создание условий и коллаборативной среды для закрепления изученного материала и ликвидации пробелов в знаниях.

5. Описание самостоятельно разработанной Авторской Технологии коротких занятий

1. Предмет, на котором использован метод Русский язык и литература
2. Класс, в котором использован метод 5 - 9
3. Этап образовательного мероприятия (урока) Перерыв между уроками, время после уроков
4. Название технологии
«Технология коротких занятий»
5. Цели использования технологии Создание условий и коллаборативной среды для закрепления изученного материала и ликвидации пробелов в знаниях.
Предупреждение неуспеваемости,
установление более доброжелательных отношений между участниками образовательного процесса
6. Количество участников Весь класс
7. Технология проведения Учитель, не желая выставлять обучающемуся неудовлетворительную оценку за неподготовленное домашнее задание или плохую работу на уроке, предлагает исправить «положение» на перерыве между уроками или сразу по окончании занятий. Это не только спасет ученика от «2», заставит его все-таки выполнить требуемый объем работы, но и поможет в формировании положительного отношения к предмету и доброжелательного общения с педагогом.
8. Продолжительность проведения 5-10 минут
9. Предварительная подготовка (если требуется) нет
10. Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода нет
11. Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данной технологии) Важно, чтобы общение было доброжелательным и вызывало желание учиться и самостоятельно приобретать знания.

6. Результаты апробации педагогической разработки в соответствии с поставленными задачами педагогической разработки

Анализ анкет для учащихся, занимающихся по Технологии коротких занятий

Понравилась ли вам данная технология? – 32 чел.
Мне очень нравится.
32 чел. Не нравится
-
Что именно понравилось?
Понравилось то, что учитель не ставит сразу «2», а дает возможность реабилитироваться – 32 чел. -
Что вам не понравилось?
- -
Помогает ли вам данная технология в образовании Безусловно, помогает. Не остается пробелов, а материал, не подготовленный к уроку, запоминается надолго. -

Анализ и оценка педагогом апробации Технологии коротких занятий в образовательном процессе

1 Использовали ли Вы ранее данную технологию в образовательном процессе? Да, но в основном после уроков и со всем классом или группой обучающихся
2 Какие сложности возникли при подготовке и проведении Технологии коротких занятий? Не возникли
3 Какие положительные эффекты использования Вы отметили? Особенно «выигрывают» обучающиеся с ОВЗ или со слабым развитием ( им можно предложить разбить материал на части, ответить тему в несколько приемов)
4 Как отреагировали обучающиеся на применение данной технологии? Очень положительно!
Некоторые ученики (из-за излишней скромности, дефекта речи и т.п.) сами предлагают учителю встречу на коротком занятии.
5 Какие ощущения Вы испытали от использования данной технологии? Для меня главное, чтобы мои ученики имели желание самостоятельно добывать знания. А я должна создать такую среду и условия, при которых комфортно будет каждому из них.
6 Будете ли Вы использовать Технологию коротких занятий в дальнейшем в своей работе? Непременно!