Галиева Гульнур Халилрахмановна

Сайт учителя начальных классов

любить и воспитывать детей!

Профессия: учительница начальных классов

Профессиональные интересы: читать

Увлечения: заниматься спортом

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: Апастовский район с.Эбалаково, д1

Место работы: Мурзинская СОШ

Звание, ученая степень: почетная грамота РФ

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/galieva-gulnur-khalilrakhmanovna

 

Причины неуспеваемости у младших школьников и пути их предупреждения

Неуспеваемость – отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при отсутствии правильной дифференцировки причин неуспеваемости к отстающим ученикам применяется скудный и несовершенный набор средств: это либо дополнительные занятия с использованием традиционных методов обучения, либо различные формы дисциплинарного давления на ученика. Эти средства, как правило, оказываются не только малоэффективны, но и вредны, поскольку не устраняют реальных причин неуспеваемости. А эти причины могут быть различны; в основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин, порождающих в свою очередь вторичные нарушения в учебной деятельности. К основным причинам неуспеваемости психологи относят, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности, во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы детей.В первом случае затруднения в учении проявляются в том, что школьник плохо понимает преподаваемый материал, не способен качественно его усвоить, не умеет на необходимом уровне осуществлять учебные действия. Среди конкретных психологических причин, относящихся к первой группе отрицательных факторов, выделяются следующие: несформированность приемов учебной деятельности; недостаточное развитие психических процессов (главным образом – мыслительной сферы).Ребенок, поступивший в школу, и столкнувшийся с необходимостью выполнять новую для себя учебную деятельность, не всегда способен самостоятельно найти правильные приемы работы. Любое действие, которое предстоит освоить в школе, может быть выполнено разными способами, но не все эти способы эффективны. Если не обучать ребенка навыкам учебной работы, то он может самостоятельно выбрать не самый правильный и успешный способ письма, счета, заучивания и т.д. К таким малоэффективным способам относится механическое (без логического осмысления) заучивание материала, поспешное выполнение упражнений без предварительного усвоения необходимых правил и т. п. Относительная легкость учебного материала на начальных этапах школьного обучения позволяет на первых порах пользоваться неэффективными способами работы без заметного отставания. При отсутствии должного контроля за способами учебной работы происходит закрепление нерациональных приемов деятельности, что по мере усложнения материала неизбежно приводит к затруднениям в его освоении. Психологически обоснованные методы начального обучения предусматривают не только преподавание школьникам определенных знаний и умений, но и формирование собственно учебной деятельности. При явном несовершенстве приемов учебной работы целесообразны коррекционные занятия с помощью школьного психолога.Недостатки психических процессов, лежащие в основе неуспеваемости, далеко не всегда связаны с низким уровнем интеллекта. Чаще они выступают проявлением недостаточной готовности к школьному обучению, когда ребенок в течение жизни до школы не прошел определенный путь умственного развития, не овладел необходимыми интеллектуальными навыками и умениями.Обучение в школе требует от ребенка умения абстрагировать и обобщать. Если же его мышление преимущественно наглядное, конкретное, то возникают типичные затруднения. Ребенок не может отвлечься от значения слова и сосредоточиться на тех его свойствах, которые характеризуют его как часть речи; ему трудно найти общее понятие, объединяющее несколько частных понятий; при изучении математики возникают трудности в подведении задачи под общий вид. Ребенок затрудняется выделить существенные признаки предметов и явлений, путает их с несущественными и потому не может правильно усвоить понятия. Еще одна характерная особенность детского мышления – неспособность одновременно оперировать всеми условиями, необходимыми для решения, одновременно выполнить все требуемые действия, рассмотреть проблемную ситуацию с разных сторон. Все эти особенности мыслительной деятельности приводят к тому, что учебная работа оказывается малоэффективной, порождая разочарование у школьника. Формируется так называемая интеллектуальная пассивность – отказ от активной мыслительной работы. Поэтому особую важность приобретает проблема подготовки к школьному обучению, которая не исчерпывается усвоением определенных навыков, но обязательно предусматривает формирование умственной деятельности, соответствующей задачам обучения.В школу подавляющее большинство детей приходят, преисполненные энтузиазма и положительного отношения к предстоящей учебе. Однако отсутствие заметных успехов, а тем более неуспеваемость уже в младших классах порождают во многих школьниках разочарование и снижение интереса к учебе. Если своевременно не оказать ребенку необходимой помощи, то у него постепенно угасает вера в свои силы, и неуспеваемость рисует стать хронической. Ребенку, утрачивающему учебную мотивацию, необходимо помочь преодолеть формирующийся «комплекс неуспевающего». Решающая роль здесь принадлежит педагогу, который должен всячески стимулировать мотивы учебных достижений. Важно отмечать каждый, пусть малозначительный успех ученика, создавать возможность для такого успеха и сравнивать успехи ребенка не с достижениями лучше успевающих одноклассников, а с его собственным уровнем достижений, который удается превзойти.

О себе

С малых лет моей мечтой было стать учительницей начальных классов!!!И всю жизнь добивалась этой цели,занималась с детьми,старалась понять поведение детей,и их маленький мир.И моя мечта сбылась.И вот я 18 лет учительница начальных классов.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Стихи Габдуллы Тукая, А.С Пушкина.

Мой взгляд на мир

я люблю мир в котором я живу.Мою страну, мою республику,свой район, и свою деревню.

Мои достижения

Выступление на зональном семинаре    в Большекляринской средней общеобразовательной школе   Камско – Устьинском  муниципальном районе Республики Татарстан    по  теме «Использование информационно -коммуникационных  технологий в процессе обучения и воспитания

Выступление на заседании КМО  в Мурзинской средней  общеобразовательной школе Апастовского муниципального района РТ   ,

Моё портфолио

Апастовскиймуниципальный район Мурзинская средняя общеобразовательная школа ( Открытый урок по русскому языку в IVклассе) Провела: Галиева Г.Х. учитель начальных классов Iкатегории Тема: Урок – путешествие по частям речи ( с использованием компьютерных технологий) Цель: развиватьумение точно употреблять части речи в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний существительных и прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование: компьютер, экран; конверты с заданиями; магнитофон. Использованный материал: Нач. школа -№ 9, 2006г., № 2,3, 2007 г.; учебник русского языка для 3 и 4 кл. (автор Т.Г.Рамзаева). Ход урока. 1. Организационный момент. - Добрый день! - Добрый день. - Ребята, сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи. - Мы с вами будем работать и за компьютером, поэтому , давайте вспомним правил техники безопасности при работе с компьютером. - строго воспрещается включать и выключать компьютер без разрешения учителя; - воспрещается с силой нажимать на клавиш; -находиться на расстоянии вытянутой руки от дисплея. Молодцы! - А кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? - А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо? - Багаж знаний. - Молодцы. А как и на чём вы хотите путешествовать? - На лыжах. - Почему? - Укрепим наше здоровье. - Понаблюдаем за зимней природой. - И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. - Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие, называется «Разминка». 2. Работа с однокоренными словами. - Какое сегодня число? (рапорт дежурного) Дети записывают: Двенадцатое февраля. Классная работа. - Что мы знаем о феврале? (Это последний месяц зимы.) - А как ещё ласково можно назвать зиму. (Зимушка.) - Какие ещё однокоренные слова можно подобрать к слову зима? ( зимушка, зимовье, предзимний, перезимовать, зима). - Напишите. Сделайте морфемный анализ. - Определите, какой частью речи являются эти слова? - Ребята, какие ещё части речи вы знаете? Назовите их. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение . 3. Письмо по памяти. - А теперь посмотрите на экран и прочитайте про себя данное стихотворение. ( На слайде записано стихотворение.) Прилетели к нам метели, Залепили белым снегом щели, На окне старик Мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков.) - Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание.» - Ещё раз внимательно прочитайте это стихотворение и запомните его. Письмо по памяти. ( Дети пишут стихотворение по памяти.). - Все написали? А теперь поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка. - Назовите, какие части вы встретили в этом стихотворении? (Предлог, существительное, глагол, прилагательное, местоимение.) - Ребята, каких частей речи здесь больше всех? - Существительных. 4. Повторение изученного о существительном. - Следующая наша остановка называется «Имя существительное.» - Что такое имя существительное? Существительное – это часть речи. Отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, -я . Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. - Ребята, давайте вернёмся к нашему стихотворению. Найдите в стихотворении имена существительные в именительном падеже. - Метели, старик Мороз. - Расскажите всё , что знаете об имени существительном метели.. Метели- имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, начальная форма –метель, женского рода, 3 –го склонения, употреблено в именительном падеже, во множественном числе, в предложении является главным членом, поясняет сказуемое: прилетели. - Просклоняйте это существительное по падежам. И.п. метели Р.п. метелей Д.п. метелям В.п. метели Т.п. метелями П.п.о метелях (Один ученик работает за компьютером.). - Молодцы. - А теперь в этом стихотворении найдите прилагательное. - Белым. 5.Повторение изученного о прилагательном. - Вот мы и добрались до очередной остановки , которая называется «Имя прилагательное.» - Что такое имя прилагательное? Это часть речи. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ? Обозначает признак предмета. Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении является второстепенным членом предложения. Согласуется с существительным в роде, числе , падеже. - Разберите слово белым как часть речи. Белым – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каким?, начальная форма – белый, употреблено в мужском роде, в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: снегом. - Молодцы, движемся дальше. 6. Тест. - Следующая остановка называется «Готовимся к ЕГЭ». - У вас на партах лежат конверты с заданиями разных вариантов. Вы сначала отмечаете правильные ответы на карточках с заданиями, а потом отмечаете на бланках только ответы. Все поняли? - Все справились? Молодцы! - А результаты вы узнаете завтра ,посмотрим , кто сколько баллов набрал? 7. Музыкальная физкультминутка «На горке.» - Вот мы дошли до остановки «Отдыхай-ка.» (Дети имитируют спуск на лыжах, подъём, восстанавливают дыхание: дышат медленно-быстро-медленно.) 8.Подбор к существительным подходящие прилагательные. - Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется «Загадки.» - Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? (Зимний лес, деревья ) - Я даю вам слово - существительное, а вы должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первому варианту слово – зима , второму варианту слово – лес. Зима – белая, красивая, холодная, длинная. Лес – зимний, густой, красивый. - Составьте одно предложение с этими словами. Наступила холодная , красивая зима. - Найдите в этом предложении глагол. - Наступила. 9. Повторение изученного о глаголе. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой. - Что такое глагол? Это часть речи. Он обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делал? что делаю? что буду делать? Изменяется по числам, по родам. В предложении является сказуемым. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее. Также бывает неопределённой формы. - Дайте характеристику к глаголу построили.. Наступила – глагол, слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделала?, начальная форма – наступить, глагол употреблён в прошедшем времени ,в 3-м лице ,в единственном числе, в предложении является сказуемым: зима ( что сделали?)наступила. 10. Работа со словосочетаниями. - А теперь у нас остановка «Словосочетание.» Вы должны составить различные варианты словосочетаний существительное + прилагательное. 1 ряд – запишите словосочетания с прилагательными мужского рода.( снег белый, медведь косолапый, цветок красивый, лимон горький) 2 ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода. ( лилия белая, вишня спелая, собака злая, девочка умная) 3 ряд – запишите словосочетания с прилагательными среднего рода. ( солнце яркое, море голубое , небо высокое, огромное поле) Дети читают словосочетания. - Молодцы. - Ну вот мы и добрались до школы, и здесь конечная остановка, которая называется «Домашнее задание».. 11. Домашнее задание. - А дома вы напишете маленький рассказ «Зимний лес.» И в каждом предложении обозначьте знакомые вам части речи. - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу. - Вам понравилась зимнее путешествие по частям речи? - Что вы на ней узнали? - Какое у вас было настроение? - Как вы считаете, было ли полезным сегодняшнее путешествие? - Мы закрепили свои знания о частях речи. Были на прогулке в зимнем лесу, полюбовались зимней природой. 12. Оценки. 13. Итог урока. - Вы сегодня замечательно работали. - Спасибо всем за работу. Апастовскиймуниципальный район Мурзинская средняя общеобразовательная школа ( Открытый урок по русскому языку в IVклассе) Провела: Галиева Г.Х. учитель начальных классов Iкатегории Тема: Урок – путешествие по частям речи ( с использованием компьютерных технологий) Цель: развиватьумение точно употреблять части речи в речи; совершенствовать навык правописания родовых и падежных окончаний существительных и прилагательных в единственном и во множественном числе; развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся; совершенствовать навыки самостоятельной работы; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Оборудование: компьютер, экран; конверты с заданиями; магнитофон. Использованный материал: Нач. школа -№ 9, 2006г., № 2,3, 2007 г.; учебник русского языка для 3 и 4 кл. (автор Т.Г.Рамзаева). Ход урока. 1. Организационный момент. - Добрый день! - Добрый день. - Ребята, сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи. - Мы с вами будем работать и за компьютером, поэтому , давайте вспомним правил техники безопасности при работе с компьютером. - строго воспрещается включать и выключать компьютер без разрешения учителя; - воспрещается с силой нажимать на клавиш; -находиться на расстоянии вытянутой руки от дисплея. Молодцы! - А кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? - А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо? - Багаж знаний. - Молодцы. А как и на чём вы хотите путешествовать? - На лыжах. - Почему? - Укрепим наше здоровье. - Понаблюдаем за зимней природой. - И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. - Остановка, от которой мы начинаем своё путешествие, называется «Разминка». 2. Работа с однокоренными словами. - Какое сегодня число? (рапорт дежурного) Дети записывают: Двенадцатое февраля. Классная работа. - Что мы знаем о феврале? (Это последний месяц зимы.) - А как ещё ласково можно назвать зиму. (Зимушка.) - Какие ещё однокоренные слова можно подобрать к слову зима? ( зимушка, зимовье, предзимний, перезимовать, зима). - Напишите. Сделайте морфемный анализ. - Определите, какой частью речи являются эти слова? - Ребята, какие ещё части речи вы знаете? Назовите их. - Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение . 3. Письмо по памяти. - А теперь посмотрите на экран и прочитайте про себя данное стихотворение. ( На слайде записано стихотворение.) Прилетели к нам метели, Залепили белым снегом щели, На окне старик Мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков.) - Вот мы и добрались до следующей остановки, которая называется «Внимание.» - Ещё раз внимательно прочитайте это стихотворение и запомните его. Письмо по памяти. ( Дети пишут стихотворение по памяти.). - Все написали? А теперь поменяйтесь тетрадями, взаимопроверка. - Назовите, какие части вы встретили в этом стихотворении? (Предлог, существительное, глагол, прилагательное, местоимение.) - Ребята, каких частей речи здесь больше всех? - Существительных. 4. Повторение изученного о существительном. - Следующая наша остановка называется «Имя существительное.» - Что такое имя существительное? Существительное – это часть речи. Отвечает на вопросы кто? что? Обозначает предмет. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, -я . Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, -е. К 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. - Ребята, давайте вернёмся к нашему стихотворению. Найдите в стихотворении имена существительные в именительном падеже. - Метели, старик Мороз. - Расскажите всё , что знаете об имени существительном метели.. Метели- имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос что?, начальная форма –метель, женского рода, 3 –го склонения, употреблено в именительном падеже, во множественном числе, в предложении является главным членом, поясняет сказуемое: прилетели. - Просклоняйте это существительное по падежам. И.п. метели Р.п. метелей Д.п. метелям В.п. метели Т.п. метелями П.п.о метелях (Один ученик работает за компьютером.). - Молодцы. - А теперь в этом стихотворении найдите прилагательное. - Белым. 5.Повторение изученного о прилагательном. - Вот мы и добрались до очередной остановки , которая называется «Имя прилагательное.» - Что такое имя прилагательное? Это часть речи. Отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие ? Обозначает признак предмета. Изменяется по родам, числам и падежам. В предложении является второстепенным членом предложения. Согласуется с существительным в роде, числе , падеже. - Разберите слово белым как часть речи. Белым – имя прилагательное, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос каким?, начальная форма – белый, употреблено в мужском роде, в творительном падеже, в единственном числе, в предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: снегом. - Молодцы, движемся дальше. 6. Тест. - Следующая остановка называется «Готовимся к ЕГЭ». - У вас на партах лежат конверты с заданиями разных вариантов. Вы сначала отмечаете правильные ответы на карточках с заданиями, а потом отмечаете на бланках только ответы. Все поняли? - Все справились? Молодцы! - А результаты вы узнаете завтра ,посмотрим , кто сколько баллов набрал? 7. Музыкальная физкультминутка «На горке.» - Вот мы дошли до остановки «Отдыхай-ка.» (Дети имитируют спуск на лыжах, подъём, восстанавливают дыхание: дышат медленно-быстро-медленно.) 8.Подбор к существительным подходящие прилагательные. - Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется «Загадки.» - Внимательно посмотрите на экран. Что вы видите? (Зимний лес, деревья ) - Я даю вам слово - существительное, а вы должны составить больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первому варианту слово – зима , второму варианту слово – лес. Зима – белая, красивая, холодная, длинная. Лес – зимний, густой, красивый. - Составьте одно предложение с этими словами. Наступила холодная , красивая зима. - Найдите в этом предложении глагол. - Наступила. 9. Повторение изученного о глаголе. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой. - Что такое глагол? Это часть речи. Он обозначает действие предмета. Отвечает на вопросы что делал? что делаю? что буду делать? Изменяется по числам, по родам. В предложении является сказуемым. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее. Также бывает неопределённой формы. - Дайте характеристику к глаголу построили.. Наступила – глагол, слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделала?, начальная форма – наступить, глагол употреблён в прошедшем времени ,в 3-м лице ,в единственном числе, в предложении является сказуемым: зима ( что сделали?)наступила. 10. Работа со словосочетаниями. - А теперь у нас остановка «Словосочетание.» Вы должны составить различные варианты словосочетаний существительное + прилагательное. 1 ряд – запишите словосочетания с прилагательными мужского рода.( снег белый, медведь косолапый, цветок красивый, лимон горький) 2 ряд – запишите словосочетания с прилагательными женского рода. ( лилия белая, вишня спелая, собака злая, девочка умная) 3 ряд – запишите словосочетания с прилагательными среднего рода. ( солнце яркое, море голубое , небо высокое, огромное поле) Дети читают словосочетания. - Молодцы. - Ну вот мы и добрались до школы, и здесь конечная остановка, которая называется «Домашнее задание».. 11. Домашнее задание. - А дома вы напишете маленький рассказ «Зимний лес.» И в каждом предложении обозначьте знакомые вам части речи. - Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу. - Вам понравилась зимнее путешествие по частям речи? - Что вы на ней узнали? - Какое у вас было настроение? - Как вы считаете, было ли полезным сегодняшнее путешествие? - Мы закрепили свои знания о частях речи. Были на прогулке в зимнем лесу, полюбовались зимней природой. 12. Оценки. 13. Итог урока. - Вы сегодня замечательно работали. - Спасибо всем за работу.

Добавить грамоту в портфолио