Попова Галина Николаевна

сайт педагога-библиотекаря

«Ученье – свет, а неученых – тьма» Э. Кроткий

Профессия: педагог-библиотекарь

Профессиональные интересы: литература, история, краеведение, психология

Увлечения: чтение, растениеводство

Страна: Россия

Регион: Тамбовская область

Населенный пункт: Мичуринск

Место работы: МБОУ СОШ №9

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/galina-popova
Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть …культура не погибнет в такой стране.
Д. Лихачёв

     Человек, посещая библиотеку, приходит туда не только за книгой. Библиотека была и остается местом, которое олицетворяет культуру на любом уровне, дает возможность человеку прийти сюда не только со своими информационными запросами, но и духовными потребностями, потребностями общения и проведения досуга. Новые технологии формируют новое информационное пространство, которое влияет на формы общения библиотеки и читателя.

     Библиотека в нашей школе - это информационный, образовательный, культурно-досуговый элемент образовательной среды. Как информационный центр школьная библиотека оказывает помощь учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.  

     Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Формирование устойчивого интереса к книге, воспитание культуры чтения, развитие творческого мышления осуществляется библиотекой с помощью инновационных и традиционных методов личностного и читательского развития. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога. Второе - внеурочная жизнь школьника. Именно в ней проявляется эмоциональная, духовная сторона жизни ребенка. Психологи говорят о том, что развитие личности происходит лишь в процессе деятельности самого человека. Читатель не только «питается» культурой, заключенной в литературном произведении, несет ее в себе, но и сам становится источником культуры

О себе

«Успешная библиотечная карьера зависит 
от трех вещей характера, специальных знаний и опыта» 
Мелвилл Дьюи

     Что для меня работа в библиотеке? Это очень увлекательное «приключение», наполненное таинственностью и познанием чего-либо нового, место для знакомств и приятного общения с людьми. Работу в библиотеке совмещаю с выполнением функций психолога.  Я знаю, как встречать посетителей библиотеки, как помочь им духовно приобщиться к литературе, как облегчить нелёгкий выбор среди огромного количества изданий. Работа библиотекарем требует от меня постоянного самосовершенствования, необходимости повышать свой профессиональный уровень и стремление передавать свои знания окружающим. Главным в своей работе считаю профессионализм и доброжелательность, чуткое и тактичное отношение к читателям, и работаю под девизом «Я душу кладу на ладони пришедшему в гости ко мне». Стараюсь работать для читателей, не будет читателей – не будет и библиотеки. Я люблю и горжусь своими читателями. Библиотека нужна всегда, во все времена.

А каждый читатель как тайна.

Как в землю закопанный клад…

                              А. Ахматова

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Возможности литературы безграничны.  Инструментом самовоспитания являются книги. На мои морально-мировоззренческие установки в значительной мере повлияли такие известные художественные образы как Гамлет, Дон Кихот, Князь Мышкин, Мастер и Маргарита — это уже не просто художественные образы, это символы культурно–значимых общечеловеческих ценностей. Эти высоконравственные ценности помогают мне жить и трудиться.

     Для того, чтобы по праву считать себя человеком образованным и начитанным, рекомендую пройтись по списку книгкоторые должен прочитать каждый человек.

  1. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
  2. Александр Куприн  «Гранатовый браслет»
  3. Александр Пушкин «Евгений Онегин»
  4. Федор Достоевский «Преступление и наказание»
  5. Лев Толстой «Война и мир»
  6. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  7. Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
  8. Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»
  9. Джордж Оруэлл «1984»
  10. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества»

Мой взгляд на мир

... Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он делал на земле и каких невероятных страданий стоило это ему.

И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку...

                                                           М. Горький

Моё портфолио

Историк Карамзин Н.М. писал: «Обращение с книгами приготовляет к 

     обращению с людьми. И то, и другое необходимо».

 

Изменения,  происходящие в школьном образовании, меняют деятельность и организацию школьной библиотеки. Прогрессивные представители отечественной педагогики всегда рассматривали школьную библиотеку в качестве важнейшего звена учебно-воспитательного процесса, подчеркивали влияние содержания документальных ресурсов библиотеки на качество обучения учащихся. На современном этапе развития школы библиотеке отводится особая роль в интеграции всех информационных ресурсов.

  • Цель инноваций в школьной библиотеке - информационное сопровождение инновационных процессов самой школы, повышение качества и расширение ассортимента предоставляемых услуг

 

Цель школьной библиотеки –

1. создание информационно-библиотечной среды как основы для:

  • развития творческого мышления,
  • формирования   информационной культуры личности,
  • гражданского и патриотического самосознания,
  • создания условий для готовности к непрерывному образованию,
  • компетентного выбора соответствующей профессиональной деятельности.

2. Обеспечение и организация доступа к региональным, национальным и глобальным информационным ресурсам.

3. Воспитание и закрепление у школьников потребности к чтению и постоянному пополнению знаний.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности в нашем сегодняшнем мире, который все больше строится на информации и знаниях. Школьная библиотека вооружает учащихся навыками непрерывного самообразования и развивает воображение, помогая им стать ответственными гражданами». Иными словами, «Место школьной библиотеки — в обучении и образовании для всех».

Основные направления деятельности библиотеки заключаются в следующем:

                       помощь в обеспечении информационной, библиотечно-библиографической поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования;

                       формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения;

                       информация о литературе в помощь изучения школьных программ;

                       способствование формированию развитой, профессионально-ориентированной личности учащихся средствами культурного наследия, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры через книгу.

      Для успешного решения этих задач учитывается программа развития и особенности организации учебной деятельности школы, а также индивидуальные и возрастные характеристики учащихся.

 

Библиотека  обеспечивает:

  • доступ к современным источникам информации (Интернет);
  • хранение информации на всех типах носителей (книги, видеокассеты, компакт-диски) и доступ к ней;
  • формирование информационной базы  библиотечных уроков, массовых мероприятий,  виртуальных экскурсий,  краеведческих сборников  по разной тематике;
  •  обмен имеющимися ресурсами и  материалами (по запросу) с  коллегами из школ, партнеров района, используя возможности ИКТ;
  •  работу  по внедрению автоматизированной информационной системы  «1С: Школьная библиотека», электронного каталога читателей;
  • создание сайта школьной библиотеки на странице Интернет- представительства школы и систему его поддержки, использование сайта в качестве одного из инструментов работы  школьной библиотеки со школьниками, родителями, педагогами.

 

Библиотека располагает следующими электронными базами данных:
БД «Книги»
           БД «Учебники»

БД « Электронные ресурсы»

БД «Методические материалы»

Сущность информационно-библиографического обслуживания заключается в том, что библиотека регулярно информирует читателей о новой литературе, поступившей в её фонды, об изданиях по вопросам и темам, представляющим наибольший интерес для читателей. Информационная работа ведется  систематически, её содержание и объем определяется воспитательными, общеобразовательными, научно-исследовательскими задачами, интересами читателей, их возрастными особенностями, особенностями книжного фонда и справочно-библиографического аппарата.

Большая роль предназначена библиотеке как помощника при выполнении обучающимися и учителями различных проектных работ.

Для реализации программы саморазвития учащихся большое значение имеет привитие навыков самостоятельной работы с книгой, формирование информационно -библиографической культуры учащихся. Очень важно научить юных читателей правильно ориентироваться в мире книг, определять читательское назначение книги, работать со справочным аппаратом библиотеки и информационно - библиографическими изданиями, помочь овладеть основными формами и методами работы с книгой. Особенно это важно в условиях школы нового типа, так как подавляющее большинство учеников ставят перед собой задачу продолжить образование в высших учебных заведениях. Библиотека пытается решить эти вопросы с помощью проведения библиотечных занятий по следующим темам (слайд с тематикой):

  -  «Посвящение первоклассников в читатели». Цель мероприятияпривить детям любовь к книге и чтению. В театрализованной, игровой форме рассказать первоклассникам о правилах пользования школьной библиотекой. Помочь правильно понять роль книги в жизни каждого человека. Записать юных читателей в библиотеку. Вызвать у ребят желание систематически общаться с книгой и посещать библиотеку; познакомить с правилами обращения с книгой и учебником. Праздник «Посвящение в читатели» - это первый шаг первоклассника в мир библиотеки. И этот шаг очень важен, так как открывает дорогу в мир книжных богатств и сокровищ знаний, мудрости, мысли всего человечества. Встреча первоклассников с библиотекой проходит в очень уютной, дружественной обстановке, способствующей становлению юного читателя, расширению его кругозора.

Описание: C:\Users\Korolkov\Desktop\Фото библиотек\для презентации на аттестацию меня\6. Посвящение в читатели\IMG_3229.JPGОписание: C:\Users\Korolkov\Desktop\Фото библиотек\для презентации на аттестацию меня\6. Посвящение в читатели\IMG_3377.JPG

Во вторых классах учащиеся знакомятся со структурой книги. -  «Структура книги» (2-ые классы);

В 3 классе знакомство со справочным  аппаратом книги, а в 4 классе проводится итоговое занятие «Информина», где активизируются полученные знания за 1-4 классы. -  «Выбор книг в библиотеке»; «Справочная литература» (3-4 классы). По окончании уровня начального общего образования учащиеся:  умеют правильно называть произведения (фамилия автора, название· книги);  знают основные элементы книги (титульный лист, оглавление,· предисловие, аннотация); источники на печатных носителях (видео, аудиоматериалы, определяют, о чем эта книга;  самостоятельно выбирают научно-популярные и художественные книги,· используют справочную литературу, периодическую печать; По окончании уровня основного общего образования учащиеся:  умеют пользоваться справочно-библиографическим аппаратом· библиотеки, знать структуру каталогов и картотек, как традиционных, так и электронных; справочным аппаратом книги; использовать многообразие справочных изданий как электронных, так и в печатной форме;  знают многообразие информационных ресурсов, умеют находить· нужную информацию предоставлять готовый продукт. Этому способствуют уроки информационной грамотности, которые проводятся с учащимися и имеют практическую направленность, учащиеся сами оформляют библиографические списки на книги, статьи из сборников и периодических изданий, делают описания электронного документа.

В библиотеке МБУ «СОШ №9» имеется 2 компьютера для пользователей с выходом в сеть Интернет. Работать в Интернете может любой учащийся, но работы по поиску информации выполняются под руководством библиотекаря. Сначала предлагается  пользователям найти нужную им информацию в энциклопедиях и справочниках, затем обращаемся к Интернет-ресурсам. Наиболее популярные справочные ресурсы Интернета – Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия7 (http://www.km.ru), Энциклопедия «Кругосвет» (http://www.krugosvet.ru) , Мир энциклопедий (http://www.encyclopedia.ru) и др. Ребята готовят рефераты, доклады, видеоматериалы по учебным предметам и внеклассным мероприятиям. Создан и пополняется банк медиапрезентаций. Работа в Интернете фиксируется в журнале.

Одним из условий реализации Основной образовательной программы основного общего образования являются демонстрация навыков проектной деятельности. В школьной библиотеке создан банк проектов, выполненных учащимися, который состоит из 70 проектов, выполненных учащимися 5-10 классов. При выполнении проектных работ учащиеся приобретают умения решать актуальные для них проблемы, приобретают навыки работы в команде, навыки самостоятельной работы, повышают свою информационную культуру, овладевают ключевыми компетенциями, необходимыми каждому современному школьнику. В школьной библиотеке ведется работа по созданию собственная электронная база – электронный каталог АИБС «MARC SQL».  Главное преимущество этого электронного каталога, развитая поисковая система, нужную книгу можно найти не только по автору книги, но и по названию, по ключевым словам. Работа по ведению электронного каталога продолжается. Вся информация о работе библиотеке расположена на сайте школы.

Читательская грамотность носит активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей. Грамотный читатель должен не только уметь читать, но и ценить чтение, активно использовать его при решении самых разных задач. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения является важной задачей воспитания подрастающего поколения в нашей школе, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Одной из главных задач является не только вооружение учащихся прочными знаниями, но и формирование у них патриотизма – чувство любви и гордости за свою Родину и свой народ, уважение к героическим страницам прошлого. Так как именно детство и юность самая благодатная пора в воспитании патриотических чувств. Неиссякаемым источником патриотического воспитания подрастающего поколения является история Великой Отечественной войны. В 2020 г. исполнилось 75 лет Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Чтение и литература помогают понять прошлое нашей Родины, сделать наших детей добрее, мудрее, патриотичнее.

Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. Оформляя каждую новую книжную выставку, хочется, чтобы она привлекала читателей, «работала», а не пылилась, я стараюсь, чтобы выставка была не только яркой, красочной, но чтобы она «говорила», будила активность и творчество читателей. В течение года в библиотеке был оформлен цикл книжных выставок к 75-летию Великой Победы. «Великая Отечественная: сражения и судьбы», «И помнит мир спасенный!», «Тамбовская область в годы Великой Отечественной войны», «Пионеры-герои», где проводились беседы, обзоры у выставок, ребята читали и отвечали на вопросы викторины. В старших классах с использованием  презентации был дан  рекомендательный список литературы книг о Великой Отечественной войне. В течение года в библиотеке проведены минутки чтения по книгам о Великой Отечественной войне Платонов А. «Маленький солдат», Кассиль Л. «У классной доски», Яковлев Ю. «Брестская крепость», Воскобойников В. «Девятьсот дней мужества» и др. Оформлены выставка работ с рисунками учащихся «Дети рисуют войну».  Для учащихся основного общего и среднего общего образования в рамках проведения Недели детской и юношеской  книги «Поклонимся великим тем годам» и к 75 -летию Великой Победы в библиотеке прошло ряд мероприятий. Оформлена книжно – иллюстративная выставка «В сердцах и книгах память о войне» для учащихся 1 – 11 классов. Также ребята читали с выставки книги о Великой Отечественной войне Ю. Бондарева «Горячий снег», А. Твардовского «Василий Теркин», В. Катаева «Сын полка», Е. Ильиной «Четвертая высота», Л. Кассиля «Главное войско» и др. 

Реализуя план работы библиотеки по формированию УУД у учащихся, содействуя успешной социализации  библиотека проводит различные социальные акции, мероприятий по профориентации. Повышать уровень профессиональной информированности школьников, научить их анализировать мир профессий, показать, как использовать ресурсы библиотеки для профессионального самоопределения, - такова цель работы библиотеки в этом направлении.

Социальное, гражданское взросление вступающих в жизнь молодых людей невозможно без нравственного воспитания. Нравственная сила – тот стержень, на который нанизывается любое проявления человеческой жизнедеятельности. И одним из средств нравственного воспитания является книга. В рамках этого направления совместно с учителем ОРКСЭ в 4–5-х классах традиционно проводятся интегрированные уроки нравственности «Береги честь смолоду», где учащиеся соизмеряют понятия «честь», «достоинство», «репутация» в разные исторические эпохи, приводят примеры о мужестве и подвиге пионеров – героев, участвовавших в тылу и на полях сражений Великой Отечественной войны. Работа по развитию у учащихся социально-нравственных норм поведения, ответственности ведется совместно с социальным педагогом. В данном направлении проводятся беседы, индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, даются рекомендации о прочтении книг, помогающих ребятам оценивать свои и чужие поступки, после прочтения книг, статей из журналов организуется совместное обсуждение прочитанного.

Реализуя план работы библиотеки по формированию УУД у учащихся, содействуя успешной социализации  библиотека проводит различные социальные акции, мероприятий по профориентации. Повышать уровень профессиональной информированности школьников, научить их анализировать мир профессий, показать, как использовать ресурсы библиотеки для профессионального самоопределения, - такова цель работы библиотеки в этом направлении.

Социальное, гражданское взросление вступающих в жизнь молодых людей невозможно без нравственного воспитания. Нравственная сила – тот стержень, на который нанизывается любое проявления человеческой жизнедеятельности. И одним из средств нравственного воспитания является книга. В рамках этого направления совместно с учителем ОРКСЭ в 4–5-х классах традиционно проводятся интегрированные уроки нравственности «Береги честь смолоду», где учащиеся соизмеряют понятия «честь», «достоинство», «репутация» в разные исторические эпохи, приводят примеры о мужестве и подвиге пионеров – героев, участвовавших в тылу и на полях сражений Великой Отечественной войны. Работа по развитию у учащихся социально-нравственных норм поведения, ответственности ведется совместно с социальным педагогом. В данном направлении проводятся беседы, индивидуальные консультации с учащимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, даются рекомендации о прочтении книг, помогающих ребятам оценивать свои и чужие поступки, после прочтения книг, статей из журналов организуется совместное обсуждение прочитанного.

Одной из составляющих работы по развитию социально-нравственных норм является участие в волонтерском движении. Оно направлено на пропаганду здорового образа жизни, на профилактику правонарушений, на воспитание потребности в физической культуре, стремление к созданию семьи, борьбу с вредными привычками. оказание помощи пожилым людям. В весеннюю неделю добра, каждый год в библиотеке проходит акция «Книжный доктор», где учащиеся оказывают посильную помощь в мелком ремонте учебников, детских книг и журналов.

 В нашей школе обучаются дети с ОВЗ, они являются полноправными читателями библиотеки. Для данной категории читателей проводятся индивидуальные беседы, консультации по выбору книг. Активную помощь данной категории учащихся оказывается педагогами, классными руководителями, родители.

Информационная среда школьной библиотеки сегодня является ресурсной, технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры. Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители.

Участие в различных конкурсах (в  частности второй год подряд библиотека участвует в изготовлении  книжек-малышек)  помогает решить главную проблему - заинтересовать читателя, дать возможность развитию информационной культуры учащихся литературой. Создание команды увлеченных и заинтересованных читателей из учащихся и их родителей, учителей .

У школьной библиотеке есть хорошая ниша – помогать в отборе качественной информации, научить оценивать степень достоверности и полноты источников, развивать информационную компетентность школьников. И помочь стать в жизни доброжелательным, умеющим слушать и слышать собеседника, аргументировать свою позицию, высказывать своё мнение.

К.Д. Ушинский писал: «Процесс чтения без радости  и без печали, без улыбки и слезинки лишь сушит ещё не расцветающую душу, делает её слепой к миру образования, глухой к окружающей жизни» Задача школьного библиотекаря достучаться до сердца каждого читателя. Заинтересовать, увлечь, научить сопереживать – вот цель любого мероприятия.

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: