Потапова Галина Владимировна

"сайт учителя русского языка и литературы"

Делай для другого, учись для себя.

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: оптимальное использование современных технологий в образовательном процессе, использование ИКТ на уроках русского языка

Увлечения: Чтение, литература, история.

Регион: Белгородская область

Населенный пункт: с. Новая Безгинка, Новооскольский район

Место работы: МБОУ "Новобезгинская СОШ"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/galina-vladimirovna-potapova
Доказывать человеку необходимость знания - это все равно, что убеждать его в полезности зрения.
Максим Горький


О себе

 

Потапова Галина Владимировна, 26.11.1963 года рождения.

Образование – высшее, Воронежский ордена «Знак почета» государственный педагогический институт, 1990г.

Специальность -  русский язык и литература

Квалификация – учитель русского языка и литературы

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Лирика А. Ахматовой, М. Цветаевой

Мой взгляд на мир

Стоит вам пересмотреть привычные взгляды на мир, и вы сможете добиться того, что раньше казалось недостижимым.

Мои достижения

Победы и призовые места в региональных мероприятиях:

 

Моё портфолио

Пояснительная записка

Владение русским языком, умение общаться, добиваться  успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Одной из особенностей предмета «русский язык» является то, что именно этот предмет создает благоприятные условия для работы по воспитанию, развитию учащихся в процессе самого изучения, средствами самого изучаемого материала. Процесс обучения, если он реализует то, что составляет специфику, своеобразие школьного курса русского языка, это одновременно процесс воспитания и развития ученика как личности, гражданина и патриота. Гражданский долг каждого человека — бережное отношение к родному языку, родному Слову, так как именно в Слове воплощены национальная история и культура, особенности национального

характера, мироощущения. Воспитание любви к родному языку как важнейшей части национальной культуры связано с воспитанием патриотизма.

Целями преподавания русского языка в школе являются формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.

Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развитии языкового  эстетического идеала (представлений о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

 В своей работе стараюсь шагать в ногу со временем, ориентируясь на государственные нормативные документы и современные педагогические технологии.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием.  

 Главными задачами работы по русскому языку являются

  • воспитание учащихся средствами данного предмета;
  • развитие логического мышления учащихся;
  • обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование и совершенствование  общеучебных умений

В МОУ «Новобезгинская средняя общеобразовательная школа» на протяжении последних двух лет действуют элективные курсы по предмету: «Учись писать грамотно» (8- класс), «Подготовка к написанию сжатого изложения» - (9класс).

Программа элективного курса «Учись писать грамотно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе. Она ставит задачу обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе. Известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (так, наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью отработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа элективного курса «Учись писать грамотно».

Основная цель обучения элективного курса «Подготовка к написанию сжатого изложения» – научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи. Реализация данного курса позволяет тщательно подготовиться к выполнению части С 1 аттестационной работы за курс основной школы, отработать технологию написания изложения, приемы компрессии текстов. Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Элективный курс помогает подробно рассмотреть  все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

В последние годы работаю над темой «Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство развития связной речи учащихся». Это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутьё, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок. Анализ текста поэтому полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения экзамена в 9 и 11 классах.

В реализации программы по русскому языку считаю важным моментом использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.

Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества и взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.

В соответствии с принципами данной методики большое место на уроках русского языка занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитывающе-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях.

  Основой своей учительской позиции считаю единство обучения и  воспитания:   обучая    воспитывать  и   воспитывая обучать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы