"Зажги свечу" литературно-музыкальная композиция
методическая разработка на тему

"Зажги свечу" литературно-музыкальная композиция,  посвященная защитникам Отечества, которые служили или служат  в рядах Вооружённых сил.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zazhgi_svechu.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Зажги свечу…

Сценарий литературно – музыкальной композиции, посвящённой защитникам Отечества

Провела: Потапова Галина Владимировна

Цель: воспитание патриотического чувства учащихся

Задачи:

-формирование представлений о воинском долге и верности Отечеству, формирование опыта нравственного поведения личности;

-Эмоциональное стимулирование патриотических чувств воспитанников через приобщение к воинским традициям.

Эпиграф:

Вспомним сегодня, хотя бы немного,

Давние грозные дни страны,

Вспомним мы с вами, дети и внуки,

Не перенёсшие той войны!

(С. Кочуров)

-Видеокадры о войне. Песня из кинофильма «Офицеры»

Учитель: У каждого народа есть свои заветные имена, которые  никогда не стираются из памяти. В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоённые горем и страданиями миллионов людей. Но вправе ли мы забывать об уроках войны, о тех, кто погиб или был изувечен,  защищая Родину, наше Отечество. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков святой  образ народных героев. Они, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного служения своему Отечеству. Сегодня, когда приближается День защитника Отечества, я думаю, что пришло время вспомнить славных сынов земли русской. Тема защиты Родины волнует меня, моё поколение. Хочется, чтобы и вы, ребята, не остались сегодня  равнодушными.

Ведущий 1: Озвучивание эпиграфа

Ведущий 2:  В память о всех павших в боях, умерших от ран, замученных в концлагерях, заживо сожженных в страшном огне, пропавших без вести, всем, не вернувшимся домой, мы посвящаем нашу литературно – музыкальную композицию «Зажги Свечу»

-Звучат колокола (запись)громко, затем тише. На фоне них следующие слова:

Ведущий 1:

-Что это? Ты слышишь?

-Это колокола памяти…

-Памяти? А разве такие бывают?

- Бывают, слушай! Это говорит сама память!

- Но разве память бывает живой?

-А ты не веришь? Человек может умереть дважды:

Там, на поле боя, когда его догонит пуля,

А второй раз - в памяти народной.

Второй раз умирать страшнее.

Второй раз человек должен жить!

Ведущий 3:

Стой! Остановись! Время, замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на них, кого сейчас нет, кто с камня смотрит на нас с высоты своих памятников!

 

Ведущий 4:

Стой! Остановись! Никогда не проходи мимо гранитной стены, на которой золочёными буквами вписаны имена павших на поле боя, повешенных, сожжённых, уничтоженных, но всё – таки непокорённых.

Ведущий5: 

Стой! Остановись у красной стены, обагрённой кровью погибших, красной стены - кровавой стены.

Чтец 1:

Братья! Все в одно моленье

Души русские сольём:

Ныне день поминовенья

Павших в поле боевом.

Но не вздохами печали

Память храбрых мы почтим,

А в нетленные скрижали

Имена их начертим.

Вот нетленные уроки!

Братья, мы ль их не поймём,

К этим строкам новы строки

 Мы ли все е принесём?

Звучит песня Тамары Гвардцетели «Зажги свечу»

Чтец 2:

(Как бы в раздумье)

Ничто не вечно под луной,

Никто не вечен.

Над сумасшедшей тишиной

Зажгите свечи,

И станьте чуточку добрей

И человечней.

В своей душе, как в алтаре,

Зажгите свечи…

Ученик со свечой в руке:

22 июня 1941 года. Начало войны. Первыми приняли на себя удар пограничники. Они держались до последнего патрона, до последней гранаты, до последнего дыхания,  мужественно встретив смерть лицом к лицу.

 В условиях круговой обороны  в глубоком тылу противника стояли насмерть защитники легендарной Брестской крепости. Отважные воины держали оборону даже тогда, когда были полностью разрушены крепостные сооружения. Засыпанные заживо в подвалах, казематах, они пали…

В память о них я зажигаю свою свечу.

( «Там птицы не поют» из кинофильма «Белорусский вокзал»)

Ученик со свечой:  ( Блокада Ленинграда-видеофрагменты)

900 дней и ночей! 570000 погибших во время  блокады Ленинграда…

В ушах всё время словно щебет птичий,

Как будто ропот льющейся воды:

От слабости. Ведь голод. Нет еды.

Лежу и думаю. О чём? О хлебе.

О корочке, обсыпанной мукой.

Вся комната полна им . Даже мебель

Он вытеснил. Он близкий и такой

Далёкий, точно край обетованный.

 И самый лучший – это пеклеванный.

Блокада Ленинграда – это очередь за невской водой , это лица из воска, почти без пульса детская рука, это дневник Тани Савичевой, сделавшей страшную запись в крохотной записной книжке: «Умерли все. Осталась одна Таня».

Её убили фашисты. Не пулей. Не снарядом –голодом.

Детям блокадного Ленинграда на 3-ем километре Дороги жизни поставлен памятник «Цветок жизни». На лепестках- слова песни «Пусть всегда будет солнце!», а рядом можно увидеть каменные страницы её дневника…

В память о детях  я зажигаю свою свечу. Давайте помянем их кусочком тёмного хлеба, которого так не хватало им, чтобы выжить.

(всем раздают хлеб)

Ученик со свечой:

В боях под Москвой проявился массовый героизм советских людей. Навечно  останутся в памяти беспримерные подвиги 28-и героев- панфиловцев, лётчика Виктора Талалихина, партизанки Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной  и многих других защитников столицы нашей Отчизны.

Держась, как за личное счастье,

За каждую пядь земли.

Мы под Москвой встали насмерть,

В грунт промерзший вошли…

Помня, чествуя защитников, я склоняю голову перед их подвигом и зажигаю свою свечу.

Ученик со свечой:

Я зажигаю свою свечу в память о тех, кто сложил свои головы на поле битвы при защите Сталинграда. «За Волгой для нас земли нет», -слова, ставшие  девизом бойцов. Это была самая ожесточённая битва, продолжавшаяся 200 дней. «Дом Павлова». «Мамаев Курган».Зарево пожарищ, грохот орудий, сражение за каждый шаг, дом, за каждый этаж, за каждую пядь родной земли. Долгожданная  Победа!

Ученик со свечой:

Моя свеча в память о тех русских воинах, которые приняли смертельное сражение под Курском.

5 –июля 1943 года начало битвы на  Курской дуге.12- июля- величайшее танковое сражение под Прохоровкой. Шесть тысяч танков приняло участие в  массированном  наступлении Советских солдат. Окончательно был сломлен хребет агрессору в битве на Курской дуге.

А всё же удержали рубежи,

 В июльской битве оправдав надежды.

Окопы на полях примятой ржи

Проходят там, где проходили прежде…

Ученик со свечой:

Из нашего села на фронт ушло549 воинов: сыновей, братьев, отцов, мужей.

278 из них пали смертью храбрых: кто в Сталинграде, кто под Москвой, Кто на Курской дуге.

Вородюхин Григорий Данилович- на Харьковском направлении, Ткаченко Иван Ильич, Гривенный Макар Филиппович пропали без вести…

В память о погибших односельчанах я зажигаю  свою свечу.

Ученица со свечой  – Мать- в чёрном- отрывок из «Реквиема»Р. Рождественского:

Ой, зачем ты,

   солнце красное,

всё уходишь-

    не прощаешься?

Ой, зачем

 с войны безрадостной,  сын,

 не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу,

Прилечу  орлицей быстрою.

Отзовись, моя кровиночка!

Миленький.

Единственный…

Белый свет  не мил.

Изболелась я,

Возвратись,

    моя надежда!

Зёрнышко моё.

     Зорюшка моя.

Горюшко моё,-

Где же ты?

 Не могу найти дороженьки,

 Чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я  ничегошеньки,-

Только сына милого.

За лесами моя  ластынька!

За горами-

за громадными…

Если выплаканы глазыньки,

сердцем

     плачут

          матери…

Белый свет не мил.

Изболелась я,

Возвратись, МОЯ НАДЕЖДА!

Зёрнышко моё.

Зорюшка моя.

Горюшко моё,-

где же ты?

(Зажигает свечу)

3 юноши в солдатских гимнастёрках:

(отрывок из «Реквиема» Р. Рождественского)

Слушайте!

Это мы говорим. Мёртвые.

Мы.

Слушайте!

Это мы говорим,

 Оттуда.

Из тьмы.

Слушайте!

Распахните глаза!

Слушайте до конца.

Это мы говорим,

Мёртвые.

Стучимся в ваши сердца…

Не пугайтесь!

Однажды мы вас потревожим во сне.

Над полями

Свои голоса пронесём в тишине.

Мы забыли, как пахнут цветы.

Как шумят тополя.

Мы и землю забыли.

Какой она стала, земля?

Как там птицы?

Поют на земле без нас?

Как черешни?

 Цветут на земле без нас?

Как светлеет река?

И летят облака над нами?

Без нас?

Мы забыли траву.

Мы забыли деревья давно.

Нам шагать по земле не дано…

(«Журавли» Р. Гамзатова)- девушки в белых платьях с белыми шарфами в руках танцуют.

Ученик со свечой:

Стихотворение А. Твардовского «Я убит подо Ржевом»

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте,  на левом,

При жестоком налёте.

Я не слышал разрыва,

Я не видел той вспышки,-

Точно в пропасть с обрыва-

И ни дна, ни покрышки.

Я убит подо Ржевом,

Тот ещё под Москвой.

Где –то воины, где вы,

Кто остался живой?

В городах миллионных,

В сёлах, дома в семье?

В боевых гарнизонах

Не на нашей земле?

Ах, своя ли, чужая,

Вся в цветах иль в снегу…

 Я вам жизнь завещаю,-

Что ещё я могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой Отчизне

С честью служить.

(Зажигает свечу)

Ведущий: И в наши дни гибнут наши парни, их могилы в Югославии, Приднестровье, Погибали они в Афганистане и Чечне, в горах Таджикистана…

Вечная им память и моя свеча.

Ученица в чёрном читает духовный стих «На помин души»

Помяни, Господи.

Всех сродцов, ваших родителей,

И отцов ваших, и матерей,

Батюшек крёстныих.

Братьев ваших и сестриц,

И младыих младенчиков-

Всего роду и поколения!

Запиши их, Господи,

 Во грамоты церковные,

За престолом - Господним!

Доведи их, Господи,

До царства небесного,

До раю до светлого!

Сотвори им, Господи,

Вечную Память.

Вечная память…Вечная память… Вечная память…

Минута молчания. Гаснут свечи. Песня «Вечная память», слова Соболева, музыка В. Букина.

Ведущая:

Война – это другой мир, где время течёт по–другому, где все ценности выглядят иначе.

Ведущий:

Сражения кончаются, а история вечна.

Ведущий:

Но в памяти людской ещё  долго будет жить война, потому что её история написана кровью солдат и слёзами матерей. Она будет жить в памяти сирот, оставшихся без отцов. Будет жить в душах тех, кто в ней участвовал.

Ведущая:

Поколение, опаленное его огнём, как никто усвоило военные и нравственные уроки той никем и никому необъявленной, героической и трагической войны.

Ведущий:

Но из того о чём мы слышим

И из того, что мы вершим пока

Солдатский подвиг, я считаю высшим

И самым бескорыстным на века!

Учитель:

 Сегодня, как и когда-то в былые времена наша школа  продолжает растить достойных защитников отечества.

Учитель: Мы гордимся своими выпускниками, которые выбрали военную профессию, достойно служили или служат сейчас в рядах Вооружённых сил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическая игра "Зажги салют"

Внеклассная работа по математике. Математическая игра "Зажги салют" Конспект уроеа. Ипользуется групповая работа....

Презентация к математической игре "Зажги салют"

Презентация к внеклассному мероприятию по математике - игре "Зажги салют"...

Сценарий районного праздника «День детства» «Зажги свою звезду»

Цель:пПодведение итогов 2010-11 учебного года, награждение победителей. Поддержка детей, получивших результаты, создание положительной мотивации. Осознание роли молодёжи в современном общ...

классный час Зажги звезду добра 2012 год

Классный час для учащихся 5-7 классов...

Система воспитательной работы "Зажги свою звезду"

Программа "Зажги свою звезду" обусловлена особенностями старшего возраста и рассчитана на два года.Ключевая идея: развитие индивидуальности учащихся....

Система воспитательной работы "Зажги свою звезду"

Программа обусловлена особенностями старшего возраста.Цель: Создание условий для реализации ключевых компетенций у старшеклассников для успешной социализации через формирование самосознания, становлен...

Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи"

Литературно-драматическая композиция "Зажгите свечи"   была показана в День Победы для старшеклассников. В представлении участвовали артичты старшей группы театральной студии "...