Гималетдинова Маргарита Васильевна

сайт учителя изобразительного искусства

Делай для другого, учись для себя.

Профессия: учитель изобразительного искусства

Профессиональные интересы: Изобразительное искусство, мировая художественная культура, развитие творческих способностей обучающихся, использование современных инновационных технологий в преподавании

Увлечения: живопись, батик, гончарное дело, декоративно-прикладное искусство, дизайн

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: город Зеленодольск

Место работы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gimaletdinova-margarita-vasilevna
«Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный педагог»
Лев Николаевич Толстой

Рада вас приветствовать на своем сайте!

Я работаю в гимназии  больше 30 лет. Имея определенный опыт в педагогическом деле, хотела бы поделиться  некоторыми методическими идеями и материалами, найденными в течении всей педагогической деятельности.

О себе

Я, Гималетдинова Маргарита Васильевна, учитель изобразительного искусства, высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж – 32 года,

Стаж (по специальности) – 29 лет,

Образование: Высшее профессиональное.Закончила Чувашский государственный педагогический институт имени И.Я. Яковлева,

по квалификации «Учитель черчения, изобразительного искусства и трудового обучения»

Награды, звания:

Победитель республиканского гранта "Наш лучший учитель", 2013 - 2014 года.

Почетная грамота Министерства образования и науки российской Федерации за успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников, разработку учебно-методической литературы и многолетний плодотворный труд, 2011  год.

Участник проблемной группы по разработке материалов для участия в конкурсе на получение гранта Министерства образования и науки Республики Татарстан в рамках реализации проекта «Школа после урока».

Участник экспериментальной и инновационной профессиональной деятельности «Пилотный проект по введению Федеральных Государственных Образовательных Стандартов ООО с 2012 года по теме: опережающее внедрение ФГОС ООО согласно приказа МОиН РТ №14524/12 от 28.11.2012 года «О введении ФГОС ООО с 1.09.2012 года» на базе пилотной площадки МБОУ «Гимназия №3 Зеленодольского муниципального района РТ»

Работаю по государственной общеобразовательной программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского, в условиях ФГОС.  Реализую общую для всего образования России цель - построение личностно - ориентированного развивающего обучения через развитие визуально-пространственного мышления обучающихся,  как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Параллельно с государственной программой по изобразительному искусству осуществляю дополнительное художественное образование детей  на базе МБОУ «Гимназии № 3, ЗМР РТ». Дополнительная система образования  включает  в себя  разнообразные художественные направления, обеспечивающие интересы детей всех возрастов и предоставляет большие возможности для сохранения и изучения педагогических традиций и одновременно позволяет внедрять самые современные методы обучения, развития и воспитания, основанные на гуманистических ценностях педагогики. Именно здесь искусство нашло дорогу к детям во всем разнообразии своих проявлений формирующихся под воздействием свободного творческого процесса.

Для этого созданы  авторские программы  для работы с детьми от 8 до 15 лет и могут быть применены в любых учреждениях дополнительного образования, так как в основу был положен принцип универсальности и соответствия возрастным особенностям детей. Программы отличаются большим разнообразием тем и оригинальным подходом к их всестороннему раскрытию.

Практически каждый педагог сможет найти в них то, что поможет ему повысить качество своей работы, выйти на новый уровень педагогического творчества.

Программы направленны на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Дети с удовольствием посещают занятия изостудии.

Программа для студии «Изобразительное искусство 2-4 классы»  состоит из следующих разделов:

«Основы Живописи»: в ней рассматриваются основы науки о цвете. Особое внимание уделяется вопросам восприятия цвета и  его воздействия на эмоциональное состояние человека. Учащимся предлагается провести эксперименты, выполнить упражнения и творческие задания разнообразными живописными средствами и материалами.

«Основы рисунка» включает изучение вопросов формообразования предметов,  передачи объема,  пропорции, перспективы которые усваиваются  в процессе практических заданий и различных упражнений через развитие абстрактно-образного мышления, через задания по рисованию геометрических тел,  гипсовых орнаментов, объектов мира техники, природы, архитектурных построек, и др.  Знакомятся с работами величайших мастеров прошлого и ведущих художников современности. В своих работах  используют выразительные возможности  работы карандашом, тушью, углем, сангиной, пастелью и другими графическими материалами.

«Основы скульптуры»  вводит детей в увлекательную страну пластики и открывает еще одну дверцу в мир творчества и мастерства. Учащиеся знакомятся с лепкой из различных материалов, уже знакомых им и еще неизвестных, с инструментами для занятий, способами и приемами лепки.

«Основы композиции»  знакомит с базовыми принципами композиции, ее правилами, приемами и средствами. Учащимся предлагаются практические и творческие задания разного уровня сложности.

Спецкурс ««Батик. Художественная роспись ткани»: для 5-7 классов»

Цель: приобщение к современному  изобразительному искусству через изучение различных техник изображения.

Задачи: Получить новые впечатления. Рассказать о такой интересной техники рисования на ткани как холодный батик.  Расширить кругозор в области  изобразительного  искусства.

Спецкурс ««Гончарное дело. Художественная обработка глины» для 6-8 классов». Важное место среди видов изобразительного искусства принадлежит декоративно-прикладному искусству, которое органично сочетает в себе такие дисциплины, как изобразительное искусство и труд, которые наиболее прочно связаны с жизнью и бытом человека, как одним из самых древних на земле  ремесел.  Керамика – яркое и неповторимое явление национальных культур, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Работа на  гончарном круге - это увлекательнейшее занятие, которое позволяет расслабиться, снять мышечное напряжение и интересно провести время.

Одним из наиболее распространенных технологических приемов в изготовлении керамических изделий является лепка. Занятия лепкой из глины дают детям хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, развивают чувства материала, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе.

Тема самообразования:

«Создание благоприятных условий для развития восприятия художественной культуры изобразительного искусства через умение и использование информационно - коммуникативных технологий.

Проблема: Развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний и сопереживания

Цель: Использование методов инновационного обучения с целью повышения качества знаний учащихся

Непрерывный рост профессионального уровня и педагогического мастерства учителя

Задачи: Определить и изучить теоретические основы инновационных технологий;

Определить методы обучения, применяемые в этих технологиях;

Изучить опыт учителей работающих по этой теме;

Проведение  открытых уроков с применением данных технологий;

Обобщение опыта

Актуальность: В процессе использования инновационных методов, ученик становится активным участником обучения,  так как повышается интерес к предмету, развиваются возможности для самореализации и самовыражения

Гипотеза: Если использовать в учебном процессе инновационные методы и

технологии, то это значительно повысится эффективность образовательного процесса, его качество, что обеспечит положительное отношение учеников к образовательному процессу, повысится уровень качества знаний учащихся по предмету

Формы и методы:

1.Проблемное обучение (проблемная ситуация, проблемный эксперимент)

2. Работа в  группах,  в парах, индивидуальный подход.

3. ИКТ, наглядность (электронные учебники, видеотеки, анимации, виртуальные среды, (эксперимент)).

4. Использование игр, совместное решение проблем.

5. Учебные проекты (презентация)  и т.д.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Любовь к книгам была привита в раннем детстве. Очень много было прочитано русских народных сказок, которые сформировали  такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь, сочувствие.

В школьные годы, большое впечатление произвели произведения А.А. Островского «Как закалялась сталь», А. Фадеева: «Молодая гвардия» в которых повествуется о сильных духом и преданных своей Родине ребятах. В юности увлекалась произведениями  Ф.М. Достоевского, А. Блока, а так же лирикой А. Ахматовой и М. Цветаевой,  читала стихи   поэта С. Есенина.  Большое впечатление произвел на меня  роман  Э.Л. Войнич «Овод», а так же  роман Колин Маккалоу «Поющие в терновнике»

Мой внутренний мир как педагога сформировали следующие книги: В.А. Сухомлинский "Сердце отдаю детям", «Письмо к сыну»; Ян Амос Каменский "Великая дидактика"; К. Д. Ушинский "Человек как предмет воспитания"; и конечно же великолепные произведения А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», «Книга для родителей»

Мой взгляд на мир

Огромный мир вокруг нас! Интересный и притягивающий, вдохновляющий нас и заставляющий  задумываться, страдать и радоваться, удивляющий нас своей красотой и порой разочаровывающий нас жестокостью и неадекватностью его жителей. Мир вокруг нас вызывает разные чувства, разные эмоции, но никогда не оставляет равнодушными. А каким видят окружающий мир волшебники? Сказочным! Так ответил бы каждый. И это возможно не только в сказке. «Волшебство» слова и звука творят поэты и музыканты, образы и грации – художники и танцоры, а в мире науки и техники «волшебно» действуют ученые и изобретатели. С чего начинается «волшебство»?  В первую очередь, я так думаю, с умения видеть в обычном - необычное  и прекрасное. В.А. Сухомлинский, чтобы научить деревенских детей видеть красоту природы, проводил занятия в лесу, в поле. Через восприятие окружающего мира школьники учились восхищаться, например «поздним природы увяданьем». Мой мир, как бы банально это не звучало, начинается с родных лиц  окружающих меня с самого детства. С порога моего дома, со знакомой  улицы,  ведущей меня в школу, которая, в свою очередь, открывает мне мир знаний и новых открытий; с любимого города, в котором   родились мои дети. С великой страны, которой я горжусь, и всей Вселенной, которую необходимо  сохранить и приумножить для будущего поколения.

Мои достижения

Государственные и отраслевые награды, включая Почетные грамоты (Иные поощрения (Благодарственные письма и др.)

Благодарность   федеральной службы информационных технологий и массовых коммуникаций «Инфоурок» за подготовку учащихся к II Международному конкурсу «Мириады открытий» по ИЗО, 2016 год

Свидетельство федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Инфоурок» за подготовку учащихся к I Международному конкурсу «Мириады открытий» по ИЗО, 2016 год

Благодарность федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций «Инфоурок» за помощь в проведении I Международного конкурса «Мириады открытий», 2016 год

Распространение педагогического опыта. Проведенные открытые уроки, занятия, мероприятия

«Гончарное дело» 8 класс. Мастер-класс   по программе стажировки работников образования Верхнекетского района  Томской области: «Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности», проведенный на базе МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ»,  Федеральный, 2016 год

«ИЗО-студия» 4 класс. Мастер-класс   по программе стажировки работников образования Верхнекетского района  Томской области: «Формирование универсальных учебных действий средствами урочной и внеурочной деятельности», проведенный на базе МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ», Федеральный, 2016 год

Проведение,  участие в семинарах

«Реализация школьной бизнес-компании «Школа добра» - совместный проект ученического самоуправления и родительской общественности. Выступление  в рамках  программы  стажировки «Школа как открытая система по распространению модели государственного управления образовательной организацией в условиях реализации ФГОС» для работников образовательных организаций на базе МБОУ «Гимназия №3 ЗМР РТ», Республиканский, 2016 год

«Экологическая акция «Первоцвет». Участие в рамках семинара «Краеведческая деятельность как основа формирования познавательного интереса на уроках географии» для педагогических работников на базе МБОУ «Раифская СОШ Зеленодольского муниципального района РТ», Республиканский, 2016 год

Методические публикации:

«Технологическая карта урока, 5 класс», Федеральный, на сайте multiurok.ru, 2016 год.

Проектная работа по изобразительному искусству: «В золоте хохломы, золото осени», презентация, Федеральный, на сайте multiurok.ru, 2016 год.

«Метод проектов на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности. Обобщение опыта» , Федеральный, на сайте multiurok.ru, 2016 год.

«Проектная работа по изобразительному искусству», презентация, Федеральный на сайте multiurok.ru, 2016 год.

«Рабочая программа по ИЗО 2 класс, по программе Б.М. Неменского» , Федеральный на сайте multiurok.ru, 2016 год.

Результаты участия в конкурсах профессионального мастерства

«Без Бергә. Декоративно-прикладное творчество. Лучший мастер – класс по предмету», Министерство образования и науки республики Татарстан, фестиваль муниципальных образований, 2016 год.

Блиц-олимпиада: «Рабочая программа педагога как инструмент реализации требований ФГОС», «Умната» - конкурс для педагогов Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Федеральный, 2016 год

Интернет-олимпиада «ФГОС основного общего образования», СМИ на сайте для педагогов «Солнечный свет» Международный ,  Диплом победителя, 2016 год.

Результаты учебно-воспитательной работы

МХК  (Искусство) Всероссийская олимпиада школьников, Муниципальный, 2016 год, Победитель.

Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, по предмету (профилю образовательной программы, реализуемой  педагогическим работником)  как в очной, так и в дистанционной форме 

Фестиваль детского творчества «Без бергә», Министерство образования и науки Республики Татарстан, Диплом, 2016 год

Выставка по прикладному и научно-техническому творчеству «Город мастеров -2016», ЗМР РТ, Муниципальный, участник

Предметная олимпиада «Горизонты». Рисование, ИЗО, МХК, 6 класс», муниципальной Академии РФ, НП Центр «Сократ», Федеральный, Диплом, 2016

 

Моё портфолио

Я очень люблю свою профессию. Учить  детей мыслить вслух с самого первого дня учения – один из принципов моей методики. Отсюда начинается развитие не только речи, но и мысли, чувства ответственности перед одноклассниками и самим собой за свои слова и действия, самоанализа, самооценки и саморегуляции учебно-познавательной деятельности. Судьба поставила передо мной, как и перед любым  педагогом, проблему преподавания искусства в школе.

Сегодня, имея уже  определенный опыт в этом деле, можно говорить о ценности некоторых методических идей, найденных в течение всего педагогического опыта. Вопрос о том, как сделать эти методики полезными, нужными и интересными для детей, не стоял. Поскольку создавались и совершенствовались они в непосредственной практической работе с детьми, а это значит, что зерно задумки, с которым я шла на уроки, сразу подвергалось испытанию на прочность,  доступность, продуктивность самими детьми, которым никогда не было скучно.

Возникновение на уроке неожиданных детских открытий и желаний реализовать их, ставит учителя перед необходимостью изменить свою привычную учительскую позицию на уроке. Тут необходимо поддержать смелость и самостоятельность ученика, что наиболее ярко выражается в том, что он и сам старается увидеть всё с позиции ребенка. Только искренняя заинтересованность в судьбе, творчестве каждого ребенка, собственная увлеченность учителя могут дать положительный эффект в эстетическом воспитании школьников. Творчество учителя рождает творчество ученика.

Я говорю о творчестве как следствии заинтересованности, желании решать задачу, не поддающуюся автоматическому решению по заданному алгоритму. Именно эта сторона творчества приносит радость творцу. А положительная эмоция переводит существовавшую силу потребности интереса на новый уровень, когда ставятся новые задачи и открываются новые горизонты творчества. Творческое проявление ученика – явление индивидуальное. Задача педагога – обеспечить условия для развития творчества каждого из учеников.

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы