Шкуркина Наталья Александровна

сайт учителя словесности

И в жизни нет таких вершин, что взять нельзя

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: анализ текстов, стихи, художественные переводы с английского

Увлечения: пишу и читаю стихи, сочиняю сценарии

Регион: Краснодарский край

Населенный пункт: г.Краснодар

Место работы: АНОО "Гимназия "Лидер"

Звание, ученая степень: Заслуженный учитель Кубани

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/golovko-natalya-aleksandrovna
DON'T GO THERE.TROUBLES ARE WAITING FOR YOU. - Ну как же туда не GO? Они же WAITING!
Курсы английского языка "Yes" Сергея Смирнова

Что для меня учительская профессия  в целом и  конкурс "Учитель года" в частности? Прежде всего интересное общение и удивление чудесам маленьких открытий. А лучшая похвала для меня созвучна строкам пушкинского стихотворения "Портрет": " И мимо всех условий света стремится до утраты сил, как беззаконная комета в кругу расчисленных светил..." Если полёт кометы совпадёт с чьим-то загаданным желанием, а тем более, если она кого-то озарит светом, значит, эта комета не зря падала, всё-таки она знала счастье полёта! И такое "безумство" есть "мудрость жизни"!!!

О себе

Вечная отличница. В школе увлекалась химией и английским, а стала учителем русского языка и литератры, закончив Ростовский университет в 1995 году (с красным дипломом). Учитель русского языка и литературы - с 1991 года, учитель высшей категории с 1996 года, лауреат краевого конкурса "Учитель года - 96", многодетная мама - с 2001 года, в 2012 году стала победителем ПНП "Образование" и Заслуженным учителем Кубани.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Мой взгляд на мир

Если это нельзя изменить - надо пережить, а можешь менять - дерзай!!!

Этот класс я получила на заре педагогической деятельности как «боевое крещение» молодого специалиста. 9-Е, где сидели великовозрастные лентяи - двоечники вперемежку с «трудными» подростками, все учителя называли «ёжиками» не столько из-за литеры класса, сколько из-за ершистости в поведении и прочих «колкостей». Меня коллеги откровенно жалели: « Им преподавать литературу? Да они же читать сроду не будут! А ведут себя как? Попробуй, таких повоспитывай». Шла я в класс, сжавшись, как пружина. Лихорадочно вспоминала что-то из педагогики про сосуд, который надо заполнить, и факел, что надо зажечь. Теперь, по прошествии лет, я понимаю, что образование и воспитание – две стороны застёжки – «молнии»: чуть где наперекос пошло, можешь больно прищемить пальцы, а то и вовсе молния разойдётся.
А тогда я на провокационный вопрос самого задиристого «ёжика»: «И зачем нам Ваша литература?» просто улыбнулась. Я рассказала им о тех книгах, которые любила в школьные годы: про их ровесников из «Завтра была война» Бориса Васильева и про страдания шекспировского Гамлета, про «Овода» и «Всадника без головы», про романы «Два капитана» Каверина и «Отверженные» Гюго … Читать «ёжики» конечно, не любили, потому что почти не умели. То есть буквы – то, понятно, в слова кое-как складывали, а понимать и чувствовать никогда не пытались. Зато какие это были благодарные слушатели! Каждый урок я подбирала для них стихотворение, близкое изучаемой теме. Поначалу им понятнее были строки Асадова и Евтушенко, постепенно мы научились разгадывать ребусы Цветаевой и метафоры Тютчева… Я понемногу хитрила: читала под конец урока самый интересный фрагмент из произведения, а потом, сетуя на звонок, просила помочь мне и дочитать дома. Интрига срабатывала! Часто распределяла интересные эпизоды для домашнего чтения. Как им хотелось прочитать свой отрывок на следующем уроке лучше всех! Готовились, читали по нескольку раз, подходили за советом.
Литературных героев «ёжики» судили со своей колокольни: Онегин и Печорин им казались чужими и надуманными. Приходилось долго рассказывать о мятежном поиске истины, романтическом двоемирии… А вот «Капитанскую дочку» и «Мцыри» они приняли в свой круг чтения без лишних слов. Когда задала из «Мцыри» выучить любимый отрывок, один мальчик из семьи беженцев сказал, что готов выучить всю поэму, если его кто-то готов слушать. Назначили день его выступления. Собрались после уроков, никто не спешил домой. Он читал наизусть почти час. Когда он «спотыкался», подключалась я, но не с подсказкой, а с чтением наизусть следующего фрагмента. Получался уже диалог чтецов. Пришлось накануне самой выучить наизусть все заданные эпизоды, нашла репродукции картин Лермонтова, а читавший наизусть мальчик показал любительские фотографии тех мест, где они жили до приезда на Кубань. Не пожалела, что на этот час общения пригласила всех учителей, работавших в нашем классе. Многие впервые увидели «ёжиков» неколючими. Учительница химии задала провокационный вопрос: «Так вы осуждаете Мцыри или прославляете?» Девочка – тихоня сказала, что убийство барса – это грех Мцыри: « пошёл к природе за помощью, и сам же стал с ней сражаться». А читавший стихи мальчик поразил ответом всех, потом я долго этот ответ в разных ситуациях вспоминала: « Помните, мы недавно сочинение по картине «Христос и грешница» писали? Так вот, кто без греха, пусть бросит в Мцыри камень!»
… «Ёжики» давно закончили школу, хоть без медалей и отличий, но дружно и вполне успешно. Ловлю себя на мысли: мне порой не хватает их критического взгляда и откровений. Однажды в парке слушала стихи местных поэтов, лирика негромкая, но от сердца. Толпа шумела, суетилась. И вдруг раздался резковатый басок: «Люди, да тише вы, стихи же читают!» Оглядываюсь, и вижу того самого повзрослевшего «ёжика», который спрашивал, «зачем нам Ваша литература»… Всё-таки она НАША –молния замкнулась!

 

Мои достижения

Воспитала трёх своих и кучу чужих детей, слава богу, все хорошие люди!

Моё портфолио

И мимо всех условий света стремится до утраты сил, как беззаконная комета в кругу расчисленных светил..

Рецепты педагогической кухни, или опыт одного родительского собрания.

К собранию в новом классе готовилась с волнением. Услышанный диалог захлестнул недовольством:
- И что зря собирать? Вам положено учить, вот и учите.
- Нам бы на жизнь заработать, а не морали слушать.
-Понавыдумывали учебников, а сами их понять пробовали?
- Мы не специалисты: ничем детям в учёбе не поможем!
…Что им сказать? Что школа не камера хранения? Что родительское воспитание не только накормить, одеть, обуть? Что учебники идут вперёд, как и жизнь? А зачем им мои прописные истины? Кричат, значит, зашли в тупик. Понимаю, что и жизнь у большинства несладкая. В главном-то они правы: я учитель, мне и учить. И детей, и родителей… вместе.
Начинаю с зазвучавших в подсознании строк:
Поговорим? О чём?
О разном и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О чём-то знаешь ты,
А что-то мне известно.
Поговорим, вдруг будет интересно.
Для снятия напряжения предлагаю тренинг «Пресс»: «Представьте, как груз проблем движется сверху вниз и… заземляется. Делайте это чаще, чтоб не сбрасывать тяжесть на близких».
-Я детей знаю всего неделю. Попросила завести дневники саморазвития, чтоб узнать, чем увлекаются, какие минуты считают семейными праздниками.
Родители затихают, слушают с улыбкой: оказывается, у них растут не только двоечники или отличники, но и просто интересные люди, а ещё… дети так ценят минуты семейной радости.
- А теперь поговорим о том, как детям помочь в учёбе. Это нам непривычны их новые учебники, вот мы и кричим: «Нынче в школе первый класс вроде института». А ведь самой этой песне немало лет. Мы с вами в школьные годы ни мобильного телефона, ни Интернета не знали. Разве могут наши дети учиться по тем же учебникам? Шестилетний сын спросил, глядя в мой старый букварь, где «мама мыла раму»: «А зачем тётя окошко сломала?» Ему не понять, что раньше не было пластиковых окон и рамы на лето выставлялись.
-А как мы им можем помочь с уроками? – уже доброжелательнее звучит вопрос.
- Давайте удачные «рецепты» запишем, для этого тетради родительские понадобятся, пишут же мамы рецепты блюд от соседок, папы помечают что-то про автозапчасти по советам бывалых механиков. А воспитание тоже на народной мудрости стоит. Так мы завели родительские дневники.
Одна мама рассказала, как со старшим ребёнком физику учила. Взяла учебник и стала проверять по вопросам. Сын даже не заметил, что она совсем не помнит формул.
-Вот видите: у ребёнка осталось ощущение, что он просил о помощи и ему помогли. Ни родители, ни учителя всё знать не могут и не должны. Да и ждут дети от нас не этого. Для счастья нам не хватает немного: 2-3 минуты заботы и внимания. Я помню с детства слова песни: «Поговори со мною, мама, о чём-нибудь поговори…»
-«До звёздной полночи до самой мне снова детство подари», - подпевает мама талантливой певуньи Дианы.
- А как научить сочинения писать? – уже доверительно спрашивает мама Вадика.
- Я всегда радуюсь, когда в сочинениях о самом счастливом дне дети пишут не что и за сколько им купили, а как родители провели с ними выходной или праздник. Давайте просто посидим рядом с нашими детьми, поищем ответ, нарисуем какую-то птицу. Не умеете рисовать? Тем более достаньте краски. Все краски высохли, осталась одна синяя? А вы почитайте детям сказку Мориса Метерлинка синюю птица счастья, что живёт под крышей родного дома.
Прибегаем к неоконченному предложению: «Я думаю, что сегодняшнее собрание…». Обсуждаем синквейны дня.

ШКОЛА
Современная, творческая.
Открывает, развивает, помогает.
Дом становления личности.
СОПРОВОЖДЕНИЕ
СЕМЬЯ
Счастливая, дружная.
Общается, дружит, воспитывает.
Единство любящих людей.
ПОНИМАНИЕ.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы