Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя

Всем известно, что общее и музыкально-эстетическое развитие дошкольников в детском саду осуществляют музыкальный руководитель, имеющий специальное образование (музыкальную школу, музыкальное отделение училища или института) хорошо владеющий теорией и методикой педагогического процесса, и воспитатель. Работа педагогов (музыканта и воспитателя) сложная, разнообразная и должна проводиться и тесном контакте.

Для начала мне бы хотелось познакомить воспитателей с функциями и обязанностями музыкального руководителя. Он выполняет следующее:

Проводит занятия в каждой возрастной группе 2 раза в неделю в соответствии с графиком работы. Это требует большой предварительной подготовки: отбирает и разучивает музыкальный материал, который нужно грамотно и выразительно выполнить детям; разрабатывает и планирует усвоение программных навыков; вовремя готовит наглядный материал, пособия; прослушивает записи; намечает и проводит (если это необходимо) индивидуальные занятия с подгруппами или с отдельными детьми. Отвечает за проведение праздников и развлечений. С помощью консультаций и групповых занятий руководит работой воспитателей в области музыкального развития детей.

На консультациях музыкальный руководитель:

знакомит воспитателей с планом работы; разучивает детские произведения, обращая внимание на умение и навыки, которыми должен обладать ребенок; обсуждает проведенное занятие (учитывает успехи, трудности детей, которым нужна помощь); На групповых занятиях музыкальный руководитель систематически учит воспитателей. Совершенствуя их навыки в области пения и движения (при этом учитывает способности каждого: один имеет прекрасный голос, другой хорошо танцует, третий красиво выполняет упражнения, четвертый отчетливо декламирует и может стать активным ведущим праздника и т.п.). Проводит работу с родителями, вовлекая их в общий процесс музыкального воспитания ребенка. В индивидуальной беседе, на консультации, собрании музыкальный руководитель дает советы относительно музыкального развития ребенка.

Воспитатель.

Самому музыкальному руководителю сложно организовать детскую музыкальную деятельность. Воспитатель - первый помощник музыкального руководителя. Участие воспитателя в музыкальном развитии детей определяется уровнем его музыкальной культуры, музыкальными способностями .Если у воспитателя музыкальный слух, хороший голос, он ловко двигается, может играть на детских музыкальных инструментах или просто знает методику музыкального воспитания детей, он способен во многом помочь музыкальном руководителю. Поэтому подготовка к музыкальному празднику или развлечению начинается с работы (консультации) с воспитателем.

Прежде всего, проводится консультация (за 1,5 - 2 месяца до праздника) по сложности сценария, музыкальным номерам, идеям содержания сценария. Воспитатель знакомится со сценарием (за месяц до праздника), и помогает музыкальном руководителю в подборе детей (ведь в праздничных утренниках или развлечениях должны участвовать все дети без исключения, независимо от их способностей). Воспитатель помогает подбирать каждому ребенку такой материал к выступлению, которым он мог бы с успехом и быстро овладеть, чтобы не чувствовать себя забытым на празднике.

Во-вторых, активно участвовать в процессе обучения на музыкальных занятиях, потому что собственно на музыкальных занятиях идет подготовка к празднику, а именно:

в младших группах - петь вместе с детьми, не заглушая их пения; в средних и старших группах действовать по мере необходимости, показывая движения, напоминая то или иное построение или давая отдельные указания в танце, задании, игре ... активно участвует в отборе музыкального материала и направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включая ее в игры, прогулки, трудовой процесс и т.д.

В-третьих, знакомится с тематикой праздников, развлечений и театральных действ, которые будут проводиться в течение учебного года и дает свои советы или вводит определенные коррективы.

Сотрудничество с воспитателем - ведущие.

В проведении праздника важную роль играет ведущий, поэтому он (ведущий) должен в совершенстве знать весь литературный и музыкальный материал, ход праздника. Уметь ориентироваться во внезапной смене событий, создавать непринужденную атмосферу, держаться просто: речь должна быть правильной, красивой, без напряжения. Ведущий должен помнить, что дети - это не актеры, и доброжелательным, умным словом, остроумной шуткой, подсказкой помощи сгладить все возможные неприятности.

Праздник.

Построение и методика проведения праздников и развлечений определяется особенностями каждого из них и возрастом детей, для которых они проводятся.

Интересный праздник вызывает много положительных эмоций у детей, и поможет закрепить и расширить их знания, умения и навыки в различных видах музыкальной деятельности; поможет развить творческие способности и возможно, изменить в положительную сторону свою самооценку. Что же важно помнить при подготовке праздника:

1. Сценарий составляется не только с учетом тематики праздника, но и возрастных возможностей детей, а также времени года.2. Сценарий обсуждается вместе с музыкальным руководителем и воспитателями групп.3. Очень важно найти такую форму праздников, которая вызывала бы интерес у детей, а не перенапрягала их подготовкой к нему.4. После праздника целесообразно анализировать его вместе с коллегами, чтобы выяснить, что он дал детям, какие задачи были успешно решены и на что следует обратить внимание в дальнейшей работе.

Педагогам нужно проявлять больше такта и уважения к детям, помня,  что дети очень ранимы. Недопустимо, чтобы одни и те же дети, даже когда они чрезвычайно способны, выступали по много раз, затеняя своих одногруппников. Частые выступления одного и того же ребенка утомляют его, нервируют, вызывают некое зазнайство. Привлечение к участию в праздниках стеснительных и  менее способных детей подталкивает их в музыкальном и всестороннем развитии.

Важно, чтобы подготовка к празднику, его проведение и закрепление праздничных представлений составляли единый педагогический процесс. Необходимо, чтобы свои впечатления от праздника дети имели возможность воспроизвести в изобразительном искусстве, самостоятельной художественной деятельности, играх.

Желательно, чтобы совместное переживание праздничного события было радостным и познавательным для дошкольников, давало возможность каждому почувствовать собственный успех, морально возвышало в стремлении порадовать всех своим выступлением, подарить красоту друг другу, воспитывало чувство ответственности за хорошую общее дело, обогащало художественно - эстетические впечатления и чувства.

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приводит к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольника.

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя в организации музыкальной деятельности в ДОУ