: «Развитие нравственно-патриотических чувств у детей посредством русских-народных сказок»


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Развитие нравственно-патриотических чувств у детей

посредством русских-народных сказок»

 «Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка   ребенком жизненных явлений»                                                        В.А. Сухомлинский.

      Эффективным средством в воспитании положительных качеств личности дошкольников является сказка. С самого раннего детства она входит в жизнь ребенка, знакомит их с миром литературы, именно через сказку ребенок воспринимает этот мир, человеческие взаимоотношения, постигает все мудрости бытия. Родители и педагоги во все времена использовали сказку как самое доступное средство для духовно-нравственного и патриотического воспитания, и развития ребенка.

      Наша страна всегда считалась самой читающей страной в мире, но в настоящее время, в век информационных технологий очень мало внимания уделяется чтению, хотя читать люди не перестали, изменилось качество литературы и форма чтения, с бумажного формата мы переключились на электронный, вместо чтения серьезной классической литературы мы ограничиваемся короткими рассказами или не законченными фразами, которые не дают нам полностью понять проблему и не объясняют пути выхода из нее. Средства массовой информации навязывают нам чуждые идеи и ценности, старшее поколение, твердое в своих убеждениях понимает это и не поддается психологической деформации, а подрастающие поколение, особенно дети дошкольного возраста очень быстро впитывает в себя, не прошедшую цензуру, не подобранную по возрасту и не про комментируемую взрослыми информацию. Как результат мы наблюдаем примеры детской агрессивности и жестокости по отношению кдруг другу и близким людям, примеры детской невоспитанности и бескультурья, отсутствие уважения и ответственности, участия и сопереживания. Элементарные нормы светской этики, которая закладывается именно в этом возрасте, для них не существует. Дети стремятся к общению со сверстниками, но совершенно не умеют общаться, пытаются обратить на себя внимание взрослых, но не знают, как это сделать, дети совершенно не слушают и не слышат друг друга, не умеют дружить и проявлять терпение, помочь товарищу, поделиться и много другое. Наши воспитанники являются носителями негативного нравственного опыта, если так можно сказать, «семейной» жизни, когда в процессе «семейного воспитания» основным приоритетом в становлении нравственности ребенка является негативный пример родителей. Причем ребенок не оценивает зачастую безнравственное поведение близких людей как негативное. На уровне детского подсознания оно остается нормой, ориентиром в собственных поступках. Определенный дефицит духовности порождает у многих из них, в лучшем случае, пассивное, а иногда и агрессивно-негативное отношение к жизни.

      Анализируя опыт работы и возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы сделали вывод, что наиболее эффективной формой нравственного и патриотического воспитания ребенка дошкольного возраста является сказка.

      Задача детского сада и семьи:

  • Помогать детям различать духовно-нравственные категории: добро и зло, любовь и ненависть, трудолюбие и лень и тд.
  • Развивать познавательную активность детей.
  • Способствовать развитию эстетического вкуса, умению видеть и ценить красоту.
  • Уметь отличать[a] хорошее от плохого в художественном произведении и в жизни, уметь делать нравственный выбор.
  • Развивать у детей чувство любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
  • Воспитывать читательский интерес к книге.

    Детям интересно слушать сказки, играть в сказки, представлять себя сказочными героями. Простота и доступность сказок легко захватывают сердца детей дошкольного возраста. Они сопереживают положительным героям, стараются помочь им, предупреждают об опасности. В сказках все просто и понятно, положительные и отрицательные герои, добро и зло, и наконец, самое главное в сказках всегда – добро побеждает зло. Дети верят в сказку, а значит, через сказку можно воспитывать. Через сказочных героев дети познают окружающий мир, стараются быть похожими на положительных героев, копируют поведение и обороты речи, а также цели главных положительных героев.

   Чтобы сказка стала неотъемлемой частью их жизни очень важно родителям проводить систематическую работу по формированию сознания детей через литературу. Формирование нравственных понятий - это длительный процесс, требующий большого внимания, подготовке и подбору литературы, формирующей эти ценности.

Самый распространенный способ ознакомления детей со сказкой – это чтение.  Дословная передача текста очень важна на первом этапе знакомства с литературой. Бережное отношение к книге, так же является воспитательным моментом.После прочтения сказки, очень важно обсудить ее, какие проблемы и почему возникли у героев и как они нашли пути решения, это позволяет детям научиться анализировать, формирует умение оценивать поступки литературных героев и те переживания, которые они испытывают при совершении поступка.

   Материалом для народных сказок всегда были примеры из жизни простых людей, их стремление к справедливости, к счастью. Сказки показывают благородство и великодушие мудрых, жадность и зависть глупых героев.  При пересказе сказки допускаются сокращение текста и вольная перестановка слов и событий, включение комментариев и пояснений. Главное здесь эмоциональное повествование, чтобы захватить все внимание детей. Дети с удовольствием следят за рассказчиком и пытаются повторять.

    Дети очень любят инсценировать сказки, в инсценировке могут принять участие родители. Особенно важно с большим азартом включаться в действия, передавать характерные особенности героев.

   Для создания благоприятной атмосферы знакомства с литературными произведениями необходимо создать соответствующую предметно- пространственную среду дома, оборудовать книжным уголком, столиком, создать уголок уединения, где дети самостоятельно, могут выбрать книгу, рассмотреть ее и вспомнить содержание. Уголок располагается вдали от мест для игр, чтобы дети не отвлекались от общения с книгой.

   Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность.

   Народные сказки – уникальный материал, позволяющий родителям раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • добропобеждает зло («Золушка»);
  • учат дружить («Теремок»)
  • учат трудолюбию и взаимопомощи («Репка»);
  • уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси- лебеди»);
  • учат переживать за героев, на которых выпали испытания («Царевна-лягушка»);
  • помогают понять хитрость и обман («Лиса и журавль»);
  • высмеивают жадность и зло («Сказка о золотой рыбке»); а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка?
  • вызывают интерес к жизни русских героев: «Илья Муромец»,«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»,«Алеша Попович и Змей Горыныч».
  • формируют понятие «единства всех живущих на земле людей».
  • вызывают интерес и желание узнавать историю жизни русских героев.

   В каждой сказке есть наставление, не зря говорится «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!»

   Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна - девица (умница, рукодельница). Наиболее популярные сказки для формирования женских черт характера – «Маша и медведь», «Хаврошечка», «Морозко».

  Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

   Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

  Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.Читайте детям сказки, открывайте для детей сказочный мир, населённый прекрасными царевнами и чудо- богатырями, удивительными говорящими зверями и где добро непременно побеждает зло!

Список использованной литературы

1.Алексеенко В.В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет/ В.В. Алексеенко, Я.И. Лощинина — М.: «Дом 21 век», 2008 г. - 218 с.

2. Вачков И.В. Психология для малышей или сказка о самой душевной науке / И.В. Вачков. М.: Издательство «Педагогика-Пресс», 1996 г., 215 с.

3.Маниченко А.А. Как воспитать ребенка сильным: Сборник персонализированных сказок /А.А. Маниченко. Челябинск: ООО «Бэби Эксперт», 2009 г.- 256 с.

4.Шорохова О.А. Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников/О.А. Шорохова.- М.: «Сфера», 2007 г.- 104 с.