Занятие по развитию речи в старшей группе "Мудрая Сова"

Жарова Наталья Александровна

Тема занятия/мероприятия

 

Описательный рассказ: «В гости к мудрой Сове»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Закрепление материала

Цели  занятия/ мероприятия

 

Составление рассказа по мнемотаблицам.

Задачи  занятия/ мероприятия

 

Образовательные:

-Закрепить название лесных диких животных, закрепить название деревьев, растущие в наших лесах, закрепить умение  детей составлять описательный рассказ по картинке, закрепить умение детей отображать звуки лесных диких животных по загадкам.

Воспитательные:

-Развивать социальные навыки-умение детей работать в команде, умение договариваться между собой, умение учитывать мнение партнёра.

-Воспитывать любознательность

-Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие:

-Развивать умение детей работать по мнемотаблицам.

-Развивать монологическую речь.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

 Дети узнают названия лесных диких животных, название деревьев, растущих в наших лесах, научатся распознавать плоды деревьев, следы лесных диких животных, произносить звуки этих животных, закрепят навыки описательного рассказа. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsybushkina_razvitie_rechi_3.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №657 дошкольное отделение

                                                            «Интерактивные  образовательные  технологии

для   реализации  ФГОС  дошкольного  образования»

  1. Подробный конспект образовательного мероприятия

Организационная информация

Автор/ы  занятия/мероприятия (ФИО)

Цыбушкина Наталия Викторовна

Должность, категория

Воспитатель, 1 категория

Мероприятие,  область применения.

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи. Область-«Познание».

Возрастная  группа,

количество человек

Старшая группа.Количество детей-12 человек

Продолжительность   мероприятия

25-30 мин.

Методическая информация

Тема занятия/мероприятия

Описательный рассказ: «В гости к мудрой Сове»

Классификация занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий  (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Закрепление материала

Цели  занятия/ мероприятия

Составление рассказа по мнемотаблицам.

Задачи  занятия/ мероприятия

Образовательные:

-Закрепить название лесных диких животных, закрепить название деревьев, растущие в наших лесах, закрепить умение  детей составлять описательный рассказ по картинке, закрепить умение детей отображать звуки лесных диких животных по загадкам.

Воспитательные:

-Развивать социальные навыки-умение детей работать в команде, умение договариваться между собой, умение учитывать мнение партнёра.

-Воспитывать любознательность

-Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе.

Развивающие:

-Развивать умение детей работать по мнемотаблицам.

-Развивать монологическую речь.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят

дети  в ходе занятия/ мероприятия

 Дети узнают названия лесных диких животных, название деревьев, растущих в наших лесах, научатся распознавать плоды деревьев, следы лесных диких животных, произносить звуки этих животных, закрепят навыки описательного рассказа.  

Предварительная работа

-Разучивание загадок о лесных диких животных.

-Дидактическое упражнение из серии «Найди пару»- «Кто, где живёт»

-Рассматривание энциклопедии для детей «Животные Европы»( сюжетные рассказы с картинками)

-Чтение РНС: «Лиса и волк», «Заюшкина избушка», «Заяц-хваста», «Смоляной бычок», «Лиса и журавль». Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Волк и козёл». Чтение рассказов В.Бианки.

-Заучивание стихотворения А.Л.Барто «Письмо в окошке» (о лосе).

-Разучивание подвижных игр: «Лиса в курятнике», «Волк во рву», «Бездомный заяц», «Хитрая лиса», «Медведь и пчёлы».

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

1.И.Светлова «Домашний логопед».Раздел-Речевая гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к овладению звуками речи. Из-во «Эксмо».Москва 2006 стр.12-16

2. «Песенки, загадки, пословицы». Из-во «Стрекоза» 2010 в обработке Г.Науменко. Раздел-«Кто в лесу живёт» стр.29-31

3.И.Е.Аверина «Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ» ( практическое пособие) Из-во «АЙРИС ПРЕСС» 2006

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения мероприятия

Магнитная доска, столы-3шт, стулья по количеству детей.

Указание приложений к занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

1.Демонстрационный материал (беседы по картинкам) «Уроки экологии» под редакцией Л.Б.Фесюковой «От 3 до7» (20 картинок).

2.Демонстрационный материал для фронтальных занятий. Серия «Дикие животные», «Деревья, плоды и семена» из-во ООО «Книголюб».

3.Картинки следов лесных диких животных ( сайт-osledah.ru ).

4.Картинки плодов деревьев (см №2)

5.Символы –«Нотки», «Следы», «Буква З и знак ?»

6. Фонограмма «Звуки зимнего леса»


             Этапы занятия/мероприятия

Время, продолжительность

этапа

Подробное описание АМО по установленной схеме:

- Цели и задачи метода

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода

- Предварительная подготовка (если требуется)

- Технология проведения

- Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода)

-  Варианты проведения метода

Действия  воспитателя, инструкции

ЗУНы  и качества, которые формируются у  детей  на  этом  этапе

Приветствие 

3мин.

Цель :

Создать положительный эмоциональный настрой на  работу. Материалы не предусмотрены

Технология проведения:

Воспитатель собирает детей в круг.

 -Ребята! Сегодня мы с вами пойдём в гости в лес к Мудрой Сове. В лесу растет много разных деревьев. Давайте мы сейчас превратимся в деревья: кто-то будет ёлочкой, кто-то будет дубком, рябинкой, берёзкой, осинкой. Веточками станут ваши руки, ствол- наше тело, корни- наши ноги.

И так начнём: Наступила зима, в лесу ярко солнце осветило полянку. Деревья тянутся к солнышку (руки поднять вверх). Солнце скрылось за лесом, зашумел сильный ветер (покачать руками в разные стороны). Начался снегопад, метель замела все дорожки в лесу

(покружиться вокруг себя). В лесу затрещали ветки (прислушаться). А теперь веточки поздороваются друг с другом (коснуться кистями друг друга). Очень хорошо!

Настрой на работу.

Вхождение в тему

5 мин

АМО «Отгадай, кто я»

Цель: Закрепить знания детей о деревьях, растущих в лесу.

Материалы Атрибут Совы, фонограмма звуков леса (см. Приложение 6) надо сделать

Закрепить знания детей, какие в лесу растут деревья.

Технология проведения: Воспитатель надевает атрибут птицы Совы. Касаясь каждого ребенка своим «крылом»-рукой, спрашивает ребенка какое он знает название дерева.

АМО «Как вести себя в лесу»

Цель:  Выяснить знания детей о правилах поведения в лесу.

Материалы: Демонстрационный материал «Уроки экологии» (см. Приложение 1).

Технология проведения: Воспитатель предлагает детям составить мини -  рассказ по картинкам, делая выводы: почему так делать можно и почему нельзя.

Звучит музыка пения птиц в лесу (какое пение зимой в лесу?) Лучше включить фонограмму звуки леса. В это время воспитатель надевает атрибут птицы Совы на голов и превращается в Сову)

Сова обращается к детям:

Как хорошо, что я оказалась среди деревьев («пролетает» между детьми). Хочу с вами поиграть.

- Давайте поздороваемся. кого я коснусь своим крылом, тот называет какое оно деревце (сова касается о руку ребёнка).

Очень много деревьев в лесу. Дети называют деревья которые они знают.

Сейчас я превращу вас опять в детей (взмахивает руками) и приглашаю к себе в гости в настоящий лес.

Давайте вспомним правила поведения в лесу. Я вам сейчас покажу картинки, а вы мне скажите: Правильно так вести себя в лесу или нет? Обосновать, почему вы так ответили? А отвечать будет тот, на кого махну крылом.

(дети отвечают полным ответом, делая по выводы чему плохо или почему хорошо) не забываем, что у нас старшая группа. После ответов Сова хвалит детей: «Молодцы!» Вы хорошо знаете правила поведения в лесу».

знания о правилах поведения в лесу.  ориентировка на местности.

 умение быстро сориентироваться и дать правильный ответ.

Воспитание культуры поведения в лесу. Умение составлять мини-рассказ по картинке. Умение дать анализ поступкам.

Проработка содержания темы

.12 мин

АМО «Лесные звуки»

Цель

Закрепление произношения звуков: х,ф,м,у,ы

Материалы: (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Загадки о лесных животных наших лесов.

- Предварительная подготовка (если требуется) –можно эти звуки повторить в чистоговорках.

- Технология проведения:

-Сова собирает детей в кружок и загадывает детям загадки.

-После отгадывания загадок Сова вывешивает первый символ-с ноткой.

.

Ребята, внимание! Сейчас  мы узнаем, какие звуки слышны в зимнем лесу. Я вам загадаю загадки, а вы будете мне озвучивать отгадки голосами животных. Слушайте внимательно!

1.Хитрая плутовка, рыжая головка.

 Пышный хвост-краса.Кто это? (тяф-тяф-тяф).-лиса

2.В густом лесу под ёлкой, осыпанной листвой,

  Лежит мешок с иголками, колючий и живой.( ф-ф-ф-ф)-ёжик

3.Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? ( у-у-у-)-волк

4.Хозяин лесной, просыпается весной,

 А зимой под вьюжный вой, спит в избушке снеговой? (ы-ы-ы-) –медведь. 5.С ним тягаться трудно в беге, коли встретишь его в лесу,

Знайте, дети, это? (м-м-м-)-лось 6.Возле дуба острым рылом, деловито землю рыл он. Видно желуди искал.(х-х-х-)-кабан.

Молодцы! Сколько лесных звуков вы знаете! Вот теперь я вас приглашаю послушать настоящие звуки леса.

Звучит музыка леса ( вой ветра, метель, пурга).

   

Приобретут умения правильно произносить различные звуки.

АМО «Найди дерево  по плодам»

Цель:  Закрепить название деревьев и плодов.

Материалы :Картинки-дуб, ёлка, рябина. Картинки плодов на каждого ребёнка.

Технология проведения:  Воспитатель раскладывает на столы - пеньки картинки деревьев. Предлагает детям выбрать карточки с плодами от деревьев и найти свое дерево. Таким образом, дети разбиваются на команды.

- Ребята! Сейчас в лесу зима, она замела все дорожки звери все попрятались от ветра, а на снегу оставили непонятные следы. Помогите мне, пожалуйста, отыскать лесных животных. Для вас я приготовила картинки деревьев: елка, рябина, дуб (см. Демонстрационный материал). Пожалуйста, выберите плод и ищите свое дерево. (дети берут картику шишки, желудя или гроздь рябины)

Теперь мы разбились на 4 команды.

Закрепят знания разных видов деревьев и плодов этих деревьев.

АМО «Следы невиданных зверей»

Цель: Закрепить умение детей различать разные следы лесных диких животных.

Материалы :Картинки животных: ёж, лиса, лось (см. Приложение 3) , карточек с разными следами диких животных.

Технология проведения:

Воспитатель  раздаёт карточки с изображением лесных животных и разные следы. Предлагает детям найти,  какому животному принадлежит каждый след. Дети выполняют это задание и после его окончания, Сова вывешивает на магнитную доску картинку- «След». Как пройденный этап мероприятия.

Когда дети расселись по командам, Сова предлагает игру «Найди след». Один ребёнок из каждой команды выбирает конверт с заданием у Совы.

Задание: Подобрать след к животному изображенному на картинке.

Сова говорит:

-Команды готовы? Начали!

Дети исследуют следы, а Сова следит за выполнением задания. Чья команда готова -поднимает руку- угадывает лесное дикое животное и его след с пояснением ответа, а Сова потом показывает правильный ответ. И так выполняют все команды.

После выполнения задания, Сова хвалит детей:

- Молодцы, дети! Все угадали лесных животных, понятно объяснили свой выбор.

Умеют различать следы лесных диких животных, умеют работать сообща, в команде.

Релаксация

2 мин

АМО «Звериная зарядка»

 Цель:  разминка

Материалы:  не предусмотрены

Технология проведения:

Дети встают на полянке врассыпную, воспитатель читает стихотворение. Дети за воспитателем повторяют движения.

-Раз-присядка. (присесть),

-Два- прыжок.(подпрыгнуть)

-Эта заячья зарядка.

Ушки на макушке.(Поднять руки вверх).

-А лисята как проснутся, (потереть кулачком глаза)

-Любят долго потянуться, (потянуться)

-Обязательно зевнуть, (повороты туловища вправо-влево),

-Рыжим хвостиком вильнуть (движение бёдрами вправо-влево),

-А волчата спинку выгнуть (наклон вперед),

-И легонечко подпрыгнуть (прыжок вверх),

-Ну а мишка косолапый ( согнуть руки в логтях),

-Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч),

-То двумя, то всеми вместе (переступание с ноги на ногу).

-Долго топчется на месте,

-А кому зарядки мало (руки развести в стороны),

-Начинает всё сначала.

Закрепят умение выполнять различные движения по тексту, действовать всем вместе.

4.АМО «Угадай по описанию»

- Цели и задачи метода: Закрепить умение детей описывать животное по загадке.

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: Картинки лесных животных: Белка, кабан, волк.

- Предварительная подготовка (если требуется) Разобрать с детьми  внешний вид животного.

- Технология проведения: Дети садятся на свои места после зарядки и загадывают Сове загадки После выполнения задания, Сова вешает на магнитную доску символ задания- «Буква З и знак ?»

Сова обращается к детям:

-А теперь ребята, вы мне будете загадки загадывать, я ведь мудрая Сова.

Один из команды ребёнок выбирает картинку лесного дикого животного, а вся команда будет его описывать, не называя при этом отгадку. А помогут вам в этом волшебные таблицы. А я буду отгадывать: о каком лесном диком животном вы рассказываете.Дети по очереди из каждой команды описывают животное по 2 предложения.(Таблица при этом прикрепляется к магнитной доске). Задание выполняют все три команды по очереди.

Закрепят умения описывать животное по схеме-таблице, умение действовать в команде, учитывать мнение товарища.

  Рефлексия

5мин

5.АМО «Что понравилось?»

- Цели и задачи метода: Закрепить пройденный материал и узнать у детей на сколько им было интересно.

- Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода: смайлики в виде сердечек

- Технология проведения: Сова предлагает детям вспомнить : Какие задания они выполняли, путешествуя по лесу. (Ответы детей). Раздать детям смайлики и они прикрепляют их к тому символу, который больше всего им понравился.

Сова обращается к детям:

-Вот и закончилось наше с вами путешествие полесу. Давайте вместе с вами вспомним, что мы узнали, кому помогли:

-Превращались в деревья,

-Повторили правила поведения в лесу.

-Произносили звуки животных.

-Помогли Сове отыскать следы животных.

-Загадывали Сове загадки.

Сова:

-А теперь давайте отметим, что же вам в нашем путешествии понравилось больше всего.

На магнитной доске Сова показывает детям пример и прикрепляет смайлик с сердечком на том символе, который ей больше понравилось или ко всем трём. После этого выполняют все дети.

Сова прощается с детьми:

-Путешествие у нас получилось интересным и познавательным! До свидания дети! Жду вас в гости весной. А вы в группе поиграйте в игру «Сова и мыши»( по принципу: «День и ночь»)

Закрепят пройденный материал.

Узнают как интересно и дружно можно работать в команде.