Занятие по развитию речи в старшей группе "Четыре времени года"

Жарова Наталья Александровна

 

Конспект НОД в старшей группе по теме: Составление описательных рассказов по мнемотаблицам «Четыре времени года».


Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи: 
Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное.
Речевые: развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
Воспитательные: воспитывать детей работать в команде, чтобы дети применяли все приобретенные умения, слушать друг друга не перебивая.
Демонстрационный материал: письмо из Африки, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, жёлтый мяч, оформление четыре стола, четырёх времён года, костюмы для весны, осени, зимы, лета и картины с изображением времён года.
Раздаточный материал: картины и мнемотаблицы с изображением времён года.

Ход занятия: 
Дети стоят рядом с воспитателем.
Собрались все дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

- Давайте и гостям улыбнемся, поздороваемся. Здравствуйте, гости дорогие! Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон мне передал вот этот конверт. Как вы думаете, что это? А если посмотреть на конверт, как вы думаете, откуда оно пришло? (рассуждения детей). Действительно, это письмо прислал нам из Африки мальчик Джон (показываю фотографию негретенка). Мальчик Джон живет в Африке и никогда не видел зиму, весну и осень, так как там постоянно лето. Джон хочет с вами дружить и просит познакомить его с временами года.
- Ну что, ребята, расскажем Джону о временах года, чем они отличаются друг от друга. Но как мы познакомим Джона, ведь он в Африке, а мы в России (рассуждения детей). Я предлагаю нам снять все на видеокамеру и отослать видеодиск по почте. Согласны? (устанавливается детская видеокамера).
-Ребята, скажите, сколько у нас времен года? Назовите их.

 - Джон, приглашаем тебя побывать в гостях у каждого времени года, а какому времени года мы сейчас в гости идём вы узнаете из загадки.
- Сергей загадает вам загадку. Не перебивая, послушайте загадку до конца.
Сколько снега налило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая
…(зима)
-Чем  вам нравится зима? А зима какая? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима ( холодная, белоснежная, морозная, мягкая, красивая, вихревая, влажная, вьюжная, лютая, пушистая, причудливая, волшебная ).

- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? (ответы детей).

Воспитатель: присаживайтесь на ковёр  по удобней.

 - А теперь Катя  загадает  нам свою загадку, а вы догадайтесь о каком времени года  идёт речь.

Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи.
Солнце ярче и теплей,
На дорожках лужи.
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна. 
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)

-Давайте Джона познакомим с весной, когда вся природа просыпается. (дети становятся в круг).

Воспитатель: ранней весной ещё шумят вьюги и ветра.

(артикуляционная гимнастика «Звуки природы»)

 - Шумят сначала громко, потом утихают: -у –у –у, -ш –ш –ш (дети повторяют).

 - Солнышко пригрело, началась капель!  -к –к –к.

 - Запели птицы:  - ч –ч –ч.

 - Подул тёплый ветерок: -ф –ф –ф.

- Молодцы! Рассказали Джону о каком времени года? (ответы детей).

Воспитатель: а теперь Эмиля нам загадает свою загадку.

Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов, 
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)

 - Что на небе ярко светит? (ответы детей)
Воспитатель: ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Ручеёк» (дети становятся парами, Эмиля проходя через каждую пару задаёт вопросы).
 

- Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
- Солнце круглое как (мячик, шарик …)
- Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
- Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)

(дети становятся в круг, Никита выходит в середину).

Воспитатель: Никита, загадай свою загадку ребятам.
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)

(дети становятся в круг)
Воспитатель: давайте познакомим Джона с осенью – самым красочным временем года. Никита хочет с вами поиграть в игру «Назови наоборот». (ребёнок держит в руках жёлтый мяч по очереди бросает другому и говорит слова).

Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)

Воспитатель:  с каким временем года мы познакомили Джона? (ответы детей).

 - Я  приглашаю первыми садится за столы  «Зима, Весна, Лето, Осень». Зима за свой стол, Весна за свой стол, Лето за свой стол, Осень за свой стол (воспитатель раздаёт на каждый стол картины и мнемотаблицы). Остальные дети парами присаживаются к временам года. И так вы разбились на команды. У каждой команды на столе лежит картина, на каждой картине изображены времена года. Задание такое, каждая команда расскажет Джону о своём времени года по картине, а помогут в этом опорные таблицы, с которыми вы уже знакомы. Каждый ребёнок расскажет по две схемки.
  - А пока команды по очереди рассказывают про времён года, команда Никиты рисует «Осень», каким вы себе представляете. И так каждая команда после своего рассказа рисует про своё время года. И в конце все ваши рисунки мы положим в конверт и вместе с видеодиском отправим Джону в Африку.

 

1.      Рассказывает команда Сергея.

 

Давайте составим рассказ о зиме, используя нашу таблицу.

 


Что на ней изображено?
- Буква «З» - обозначает что? (настала зима)
- Снежинки – часто идет холодный снег.

 - Дерево – зимой деревья без листьев, они белоснежные.
- Девочки, мальчики – они гуляют на улице.
- Снеговик – лепят из снега снежки и снежную бабу.
- Коньки, санки – катаются на коньках и санках
 

 

2.Рассказывает команда Кати.

 

 


Буква «В»- обозначает, что настала весна.
Солнце – пригревает сильней и становится тепло.
Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Деревья, птицы – появляются первыми зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
Девочки, мальчики, одежда – дети одеты в тёплые штаны,

 куртку, в шарфик и в шапку. На ногах тёплые ботинки.

кораблик – дети пускают кораблики по воде.
 

 

3.Выходит команда Эмили.

 

 

 

 

 

 

 

 

Буква «Л» - настало лето.
Солнце – ярко светит, греет, припекает.

Дерево – на деревьях зелёные листочки.

Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.

Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч.
 

4.Отвечает команда Никиты.


Буква «О» - наступила осень.
Солнце за тучку – солнце скрыли темные серые тучи.
 

 

 


Дерево, желтые листья – на деревьях желтеют листья.
Много листьев – покрывают красивым ковром всю землю.

Девочки и мальчики – одеты в тёплые штаны и куртки и в тёплые сапоги.

Птицы – дети изготавливают кормушку для птиц.
 

Итог: 
Ребята, с чем мы познакомили мальчика Джона? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год? Назовите соседей лета. 
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось.
Мальчик Джон прислал вам картинки животных жарких стран. В свободное время вы их раскрасите.