Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ».

Жарова Наталья Александровна

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему:

 

«ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ».

Подготовила и провела воспитатель Мокрова Екатерина Анатольевна

Задачи:

- Развивать монолигическую речь.

- Развивать умение работать с опорой на мнемотаблицы.

- Закреплять навыки устной речи.

 - Расширять представления детей о нашей природе.

- Закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

- Дать детям определённый уровень знаний о Севере России.

- Развивать психические процессы: внимание, мышление, воображение, память.

- Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.

- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

- Закреплять умение работать в команде

Предварительная работа:

·         Рассматривание иллюстраций, картин с изображением Севера.

·         Беседа о северном крае, точнее, тундре: о растительности  и людях, населяющих ее.

·         Знакомство с животными тундры , их внешним видом, повадками.

·         Учить составлять рассказ о животном  с опорой не мнемотаблицы.

·         Заучивание пословиц, поговорок о Севере.

Оборудование:

Мультимедийная установка; мнемотаблицы; фотографии белого медведя, песца, полярной совы и северного оленя; бейджики с фотографиями животных;  фото растительности тундры, людей, живущих на севере и животных, населяющих север. Фонограммы песен: музыка-А.  Зацепин, слова-Л. Дербенев,  «Где –то на белом свете», И. Шумский- Савельев  детская песня - тренинг«У Оленя дом большой», группа «Самоцветы» : «Мы поедем, мы помчимся»; стикеры со знаком вопроса и стикеры – смалики, детские костюмы «оленей» (3 шт), одежда «Якутки»,  угощение (морс из северных ягод и печенье «Рыбки»).

Дети с воспитателем заходят в зал.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРИВЕТСТВИЕ

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются.

В: Чаще всего за день мы произносим слова – приветствия. Тем самым мы желаем здоровья другому человеку, поэтому я предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга. Разные народы здороваются по-разному. Например, северные народы здороваются носами, т.к. на севере очень холодно и часто рукавички снимать не будешь. Жители Самое обнюхивают друг друга при встрече, японцы кланяются друг другу и т.д. А мы сейчас с вами тоже не совсем обычным способом поприветствуем друг друга. Давайте, мы сейчас с Вами образуем два круга – внешний и внутренний. Под музыку мы будем передвигаться, но как только музыка закончится, вы останавливаетесь, протягиваете руку и говорите ребенку, стоящему напротив Вас: «Здравствуй, друг».

Под музыку «Где – то на белом свете» дети передвигаются по кругу.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ОЖИДАНИЯ ДЕТЕЙ

В: Ребята, а вы слышали слова песни, под которую мы сейчас играли. Вы запомнили слова «Там, где всегда мороз»?

Д: Да                                                            

В: Эта песенка выбрана неспроста.  Мы с вами живем в России. Россия  - огромная страна, одна из самых больших в мире. На Севере нашей страны зима длится дольше, она более суровая и холодная и, конечно же, и растения, и животные приспособились к таким условиям. Давайте же сегодня вспомним и поговорим об этом красивом и далеком крае. На севере есть районы, где на много – много километров тянется тундра, о которой мы сегодня с вами и будем говорить. Ребята, а о чем конкретно вы бы хотели узнать или поговорить на этом занятии? На доске висит плакат, разделенный на три части: растения тундры, народы и животный мир. На столе лежат карточки, которые вам надо взять и приклеить на ту часть плаката, о которой вы бы хотели узнать. Не обязательно использовать лишь одну карточку, вы можете воспользоваться и двумя, и тремя.

После этого воспитатель делает выводы о том, что детям интереснее всего.

В: Хорошо, а теперь я предлагаю вам присесть на стульчики и поговорить о том, о чем вы хотели услышать.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ –ПРОРАБОТКА ТЕМЫ

На мультимедийном аппарате идет показ слайдов о севере

1 слайд- Тундра – край вечной мерзлоты.

Д: на севере снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

2 слайд -  Растения на севере низкорослые.

Д: Растения в тундре низкорослые. Так они приспособились жить в тундре . Земля мерзлая, корням глубоко под землей будет холодно, а над землей у поверхности теплее, ветер слабее, а зимой снег защищает от морозов.  За год дерево на севере вырастает лишь на 1 мм.

3  слайд- трава стелется по земле.

Д: Трава стелется по земле от сильных ветров, но чаще встречаются мхи и лишайники, которыми питаются северные олени.

4 слайд – ягода на Севере быстро созревает.

Д:  морошка, брусника, голубика, т.к. эта ягода быстро созревает.

5 слайд -  Кочевые народы Севера

Ненцы,  чукоты, якуты  - так называются северные народы. Они ведут кочевой образ жизни. Летом эти народы живут в тундре, а зиму проводят в северной тайге. У северных народов широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Особенной чертой являются их глаза – черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь».  Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные бури и ветры, а в спокойную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

6 слайд – жилище северного народа

Жилье северных народов называется чум и яранга . Это переносное жилище, конической формы, из кожи или шкур с мехом домашнего оленя с открытым очагом. По обе стороны находятся места для сна.

7 слайд – национальная одежда северян.

Одежда северных людей отличается от нашей. Одежда у них теплая, сшита из меха, свободная. Нет отличий мужской одежды от женской.  Лето на севере короткое, а зима продолжительная и очень холодная. На ногах они носят мягкие сапоги из оленьего меха. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, народы Севера используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.

В: Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, а какие животные обитают на севере.

Д: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки, полярные совы и  т.д.

В: Ребята, давайте немного отдохнем.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - РАЗМИНКА

«У Оленя дом большой».

ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРАКТИЧЕСКАЯ

В: Ребята, сейчас я вам предлагаю разбиться на четыре  команды, с помощью  вот этих карточек.

Итак, все заняли свои места, молодцы. Я для вас приготовила задание. Вам нужно описать по мнемотаблицам животным, которые нарисованы на ваших столах. Задание очень сложное, но, я уверена, вы справитесь. Не забывайте, о том, что где дружба сильна – там хорошо идут дела. Приступаем.  Для начала, вам нужно обсудить задание в команде и определить кто о чем будет рассказывать.

Рассказ составляется о песце, полярной сове, олене  и белом медведе.

Песец – небольшое хищное млекопитающее семейства псовых. Иногда его называют полярной лисицей. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. У песца короткая мордочка и закругленные ушки. Зимой песец белый, а летом темный. Подошвы лапок покрыты густой шерстью, которая защищает песца от холода. Шерстью покрыты даже пятки и пальцы песцовых лапок. Песец быстро бегает и может лаять, как собака. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. В невысоких холмах песцы роют себе норы с множеством ходов.  Детенышей песца называют щенками. Малыши пьют мамино молоко и быстро растут. Быстрее, чем родственники - лисята. Детеныши быстро растут и начинают охотиться самостоятельно. Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов. Если добычи много, песец обязательно что - нибудь спрячет, зароет - про запас. Из - за ценного меха на песцов охотятся. Разводят песцов и на специальных зверофермах.

Полярная сова имеет довольно большое тело. У птицы круглая голова и ярко-жёлтые глаза. Уши совсем небольшие – их практически невидно. Клюв окрашен в чёрный цвет. При этом он почти полностью закрыт перьями. Виден только его кончик. Ноги покрыты длинными космами перьев, очень сильно похожими на шерсть. Когти чёрные как и клюв. Цвет оперенья у птицы снежно-белый и разбавлен буроватыми пестринами. Иногда вместо пестрин наблюдаются поперечные полоски бурого цвета. Самцы светлее самок, птенцы рождаются укутанными в белый пух, затем он меняет цвет на тёмно-коричневый. Пожившие самцы имеют чисто белое оперенье – чем моложе, тем больше пестрин. Линька у птицы бывает в начале июля и в конце осени. В последних числах ноября полярная сова надевает на себя новенький зимний наряд.  Живут совы в гнездах на возвышенных местах. Весной в углублении на земле сова откладывает яйцо и насаживает его. Потом еще одно и еще… Поэтому совята у нее разного возраста. Первый уже крепко стоит на ногах, а последний – еще совсем слепой и беспомощный. Зато пока родители охотятся, старший птенец согревает и защищает младших. А родители без устали то и дело подлетают к гнезду – то лемминга принесут, то мышь или птицу, а то и зайца-беляка притащат.Когда вылупляются совята, за ними ухаживают и самцы и самки. Птица всегда охотится с земли, устраиваясь на возвышенном месте. Она обозревает окрестности, высматривает добычу, а увидев грызуна, тяжело взмахивает крыльями, подлетает к нему и вцепляется в обречённую жертву своими острыми когтями. Кроме грызунов питанием ей служат зайцы, горностаи, ежи, утки и куропатки. Ест также рыбу. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. Попробуй проспи такой день! И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель.

Белый медведь получил свое название из – за цвета шерсти. Это огромный арктический зверь. У него длинная шея и плоская голова, сильные ноги, подошва которых покрыта шерстью, а между пальцев находятся плавательные перепонки. Кожа у медведя черная, а шерсть белая. Под шубой имеется толстый слой жира.  Это жестокий хищник. Питается рыбой и тюленями. Белые медведи устраивают берлоги в снегу и спят в них. В конце зимы у самок появляются медвежата.  Медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800г. В берлоге морозы и ветры не страшны. Мать кормит  детенышей жирным молоком согревает своим теплом. Когда заканчивается полярная ночь медведица с детенышами выходит из берлоги. Медведица научит своих детенышей всему, что необходимо для жизни в Арктике. Ловить рыбу, тюленей, укрываться от стужи. Белые медведи занесены в Красную книгу, их осталось мало. Они опасны только при встрече. Надо смотреть внимательно, на белом снегу можно и не заметить белого медведя.

Д:Люди давным – давно приручили северных оленей, и теперь  это домашние животные небольшого размера. Тело покрыто тёплым мехом серо-белого цвета. У всех оленей есть ветвистые рога, но у самцов они больше. Оленеводы ухаживают за оленями – лечат их ; охраняют от врагов – волка, медведя; следят, чтобы олени были сытыми. Питаются олени мхом, называется ягель. Его много в лесу и около леса. Зимой олени своими острыми копытцами расчищают снег и ищут ягель. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны, а в серединке есть перепонка, которая не даёт провалиться в снег. Весной у оленихи,  рождаются оленята, мамы их кормят молочком. Олени приносят большую пользу народам севера, они их кормят и одевают. Из шкур оленей они шьют себе одежду, обувь, рукавички, шапки. Шкурами укрывают свой чум, используют как одеяло. Мясом оленей люди питаются. На оленях запряжённые в санки, их называют нартами, люди  перевозят грузы, людей.

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В: Ребята, молодцы. Вы сегодня проделали колоссальную работу. Давайте с вами подумаем, как мы сегодня работали. Сейчас я предлагаю оценить работу команд. На доске висят картины с изображением животных, о которых сегодня говорили. Я предлагаю взять стикеры и разместить их на картинке с тем животном, о котором рассказали ваши товарищи наиболее интересно.

Воспитатель подводит итоги.

В: команда …. Молодцы, но мне кажется, что вы сегодня все поработали очень хорошо и дружно. Скоро вам предстоит идти в школу, и нам бы очень хотелось, чтобы вы были всегда такими же дружными, сообразительными и задорными. Молодцы.

После того, как все дети сегодняшнее занятие под музыку: «Мы помчимся, мы поедем» в зал въезжает «якут» на оленях и привозит подарки с севера (морс из северных ягод и печенье – рыбки) . После этого все дети возвращаются в группу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_na_temu.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 657

Дошкольное отделение 1

Конспект открытого занятия по развитию речи

в подготовительной группе на тему:

«ЖИВОТНЫЙ МИР ТУНДРЫ».

Москва,2015

Задачи:

- Развивать монолигическую речь.

- Развивать умение работать с опорой на мнемотаблицы.

- Закреплять навыки устной речи.

 - Расширять представления детей о нашей природе.

- Закреплять представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата.

- Дать детям определённый уровень знаний о Севере России.

- Развивать психические процессы: внимание, мышление, воображение, память.

- Воспитывать любовь и интерес к своей Родине – России; развивать любознательность и стремление изучать природу Земли, живых обитателей.

- Воспитывать доброжелательное отношение к ответам товарищей.

- Закреплять умение работать в команде

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций, картин с изображением Севера.
  • Беседа о северном крае, точнее, тундре: о растительности  и людях, населяющих ее.
  • Знакомство с животными тундры , их внешним видом, повадками.
  • Учить составлять рассказ о животном  с опорой не мнемотаблицы.
  • Заучивание пословиц, поговорок о Севере.

Оборудование:

Мультимедийная установка; мнемотаблицы; фотографии белого медведя, песца, полярной совы и северного оленя; бейджики с фотографиями животных;  фото растительности тундры, людей, живущих на севере и животных, населяющих север. Фонограммы песен: музыка-А.  Зацепин, слова-Л. Дербенев,  «Где –то на белом свете», И. Шумский- Савельев  детская песня - тренинг«У Оленя дом большой», группа «Самоцветы» : «Мы поедем, мы помчимся»; стикеры со знаком вопроса и стикеры – смалики, детские костюмы «оленей» (3 шт), одежда «Якутки»,  угощение (морс из северных ягод и печенье «Рыбки»).

Дети с воспитателем заходят в зал.

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРИВЕТСТВИЕ

В: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются.

В: Чаще всего за день мы произносим слова – приветствия. Тем самым мы желаем здоровья другому человеку, поэтому я предлагаю начать наше занятие с приветствия друг друга. Разные народы здороваются по-разному. Например, северные народы здороваются носами, т.к. на севере очень холодно и часто рукавички снимать не будешь. Жители Самое обнюхивают друг друга при встрече, японцы кланяются друг другу и т.д. А мы сейчас с вами тоже не совсем обычным способом поприветствуем друг друга. Давайте, мы сейчас с Вами образуем два круга – внешний и внутренний. Под музыку мы будем передвигаться, но как только музыка закончится, вы останавливаетесь, протягиваете руку и говорите ребенку, стоящему напротив Вас: «Здравствуй, друг».

Под музыку «Где – то на белом свете» дети передвигаются по кругу.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ОЖИДАНИЯ ДЕТЕЙ

В: Ребята, а вы слышали слова песни, под которую мы сейчас играли. Вы запомнили слова «Там, где всегда мороз»?

Д: Да        

В: Эта песенка выбрана неспроста.  Мы с вами живем в России. Россия  - огромная страна, одна из самых больших в мире. На Севере нашей страны зима длится дольше, она более суровая и холодная и, конечно же, и растения, и животные приспособились к таким условиям. Давайте же сегодня вспомним и поговорим об этом красивом и далеком крае. На севере есть районы, где на много – много километров тянется тундра, о которой мы сегодня с вами и будем говорить. Ребята, а о чем конкретно вы бы хотели узнать или поговорить на этом занятии? На доске висит плакат, разделенный на три части: растения тундры, народы и животный мир. На столе лежат карточки, которые вам надо взять и приклеить на ту часть плаката, о которой вы бы хотели узнать. Не обязательно использовать лишь одну карточку, вы можете воспользоваться и двумя, и тремя.

После этого воспитатель делает выводы о том, что детям интереснее всего.

В: Хорошо, а теперь я предлагаю вам присесть на стульчики и поговорить о том, о чем вы хотели услышать.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ –ПРОРАБОТКА ТЕМЫ

На мультимедийном аппарате идет показ слайдов о севере

1 слайд- Тундра – край вечной мерзлоты.

Д: на севере снег лежит почти круглый год, моря покрыты толстым льдом, дуют сильные ветры, метут метели.

2 слайд -  Растения на севере низкорослые.

Д: Растения в тундре низкорослые. Так они приспособились жить в тундре . Земля мерзлая, корням глубоко под землей будет холодно, а над землей у поверхности теплее, ветер слабее, а зимой снег защищает от морозов.  За год дерево на севере вырастает лишь на 1 мм.

3  слайд- трава стелется по земле.

Д: Трава стелется по земле от сильных ветров, но чаще встречаются мхи и лишайники, которыми питаются северные олени.

4 слайд – ягода на Севере быстро созревает.

Д:  морошка, брусника, голубика, т.к. эта ягода быстро созревает.

5 слайд -  Кочевые народы Севера

Ненцы,  чукоты, якуты  - так называются северные народы. Они ведут кочевой образ жизни. Летом эти народы живут в тундре, а зиму проводят в северной тайге. У северных народов широкие лица, смуглая кожа, прямые черные волосы. Особенной чертой являются их глаза – черные и узкие. Чукотская пословица гласит: «Наш врожденный прищур – от снежной белизны и бурь».  Люди живут в условиях, где очень долго лежит снег, по бескрайним просторам гуляют снежные бури и ветры, а в спокойную погоду снег, как зеркало, отражает лучи и слепит глаза. От всего этого природа и спасает местных жителей, дав им щелевидный разрез глаз.

6 слайд – жилище северного народа

Жилье северных народов называется чум и яранга . Это переносное жилище, конической формы, из кожи или шкур с мехом домашнего оленя с открытым очагом. По обе стороны находятся места для сна.

7 слайд – национальная одежда северян.

Одежда северных людей отличается от нашей. Одежда у них теплая, сшита из меха, свободная. Нет отличий мужской одежды от женской.  Лето на севере короткое, а зима продолжительная и очень холодная. На ногах они носят мягкие сапоги из оленьего меха. При изготовлении одежды, кроме меха пушных и морских зверей, народы Севера используют шкурки птиц, кожу рыб, китовый ус и другие необычные материалы.

В: Молодцы. Скажите мне, пожалуйста, а какие животные обитают на севере.

Д: белые медведи, моржи, тюлени, северные олени, песцы, белые волки, полярные совы и  т.д.

В: Ребята, давайте немного отдохнем.

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - РАЗМИНКА

«У Оленя дом большой».

ПЯТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ - ПРАКТИЧЕСКАЯ

В: Ребята, сейчас я вам предлагаю разбиться на четыре  команды, с помощью  вот этих карточек.

Итак, все заняли свои места, молодцы. Я для вас приготовила задание. Вам нужно описать по мнемотаблицам животным, которые нарисованы на ваших столах. Задание очень сложное, но, я уверена, вы справитесь. Не забывайте, о том, что где дружба сильна – там хорошо идут дела. Приступаем.  Для начала, вам нужно обсудить задание в команде и определить кто о чем будет рассказывать.

Рассказ составляется о песце, полярной сове, олене  и белом медведе.

Песец – небольшое хищное млекопитающее семейства псовых. Иногда его называют полярной лисицей. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. У песца короткая мордочка и закругленные ушки. Зимой песец белый, а летом темный. Подошвы лапок покрыты густой шерстью, которая защищает песца от холода. Шерстью покрыты даже пятки и пальцы песцовых лапок. Песец быстро бегает и может лаять, как собака. Песец живёт на Севере, в тундре. Шубка делает его незаметным на фоне снега. В невысоких холмах песцы роют себе норы с множеством ходов.  Детенышей песца называют щенками. Малыши пьют мамино молоко и быстро растут. Быстрее, чем родственники - лисята. Детеныши быстро растут и начинают охотиться самостоятельно. Этот зверь питается разнообразной пищей - почти всем, что на зуб попало. Ловит мелких животных, птиц, рыбу. Лакомится птичьими яйцами и птенцами, ягодами и некоторыми растениями. Но главная еда для него - это лемминги, северные мыши. Чем больше леммингов, тем больше будет и песцов. Если добычи много, песец обязательно что - нибудь спрячет, зароет - про запас. Из - за ценного меха на песцов охотятся. Разводят песцов и на специальных зверофермах.

Полярная сова имеет довольно большое тело. У птицы круглая голова и ярко-жёлтые глаза. Уши совсем небольшие – их практически невидно. Клюв окрашен в чёрный цвет. При этом он почти полностью закрыт перьями. Виден только его кончик. Ноги покрыты длинными космами перьев, очень сильно похожими на шерсть. Когти чёрные как и клюв. Цвет оперенья у птицы снежно-белый и разбавлен буроватыми пестринами. Иногда вместо пестрин наблюдаются поперечные полоски бурого цвета. Самцы светлее самок, птенцы рождаются укутанными в белый пух, затем он меняет цвет на тёмно-коричневый. Пожившие самцы имеют чисто белое оперенье – чем моложе, тем больше пестрин. Линька у птицы бывает в начале июля и в конце осени. В последних числах ноября полярная сова надевает на себя новенький зимний наряд.  Живут совы в гнездах на возвышенных местах. Весной в углублении на земле сова откладывает яйцо и насаживает его. Потом еще одно и еще… Поэтому совята у нее разного возраста. Первый уже крепко стоит на ногах, а последний – еще совсем слепой и беспомощный. Зато пока родители охотятся, старший птенец согревает и защищает младших. А родители без устали то и дело подлетают к гнезду – то лемминга принесут, то мышь или птицу, а то и зайца-беляка притащат.Когда вылупляются совята, за ними ухаживают и самцы и самки. Птица всегда охотится с земли, устраиваясь на возвышенном месте. Она обозревает окрестности, высматривает добычу, а увидев грызуна, тяжело взмахивает крыльями, подлетает к нему и вцепляется в обречённую жертву своими острыми когтями. Кроме грызунов питанием ей служат зайцы, горностаи, ежи, утки и куропатки. Ест также рыбу. Все совы обычно днем спят, а ночью охотятся. А в тундре дни и ночи длинные – по полгода. Попробуй проспи такой день! И полярная сова приноровилась охотиться в любое время. И при ярком летнем свете, и в кромешной тьме зимней ночи белая сова прекрасно видит свою жертву. А слух у нее такой острый, что она слышит даже шорох лемминга в норке, когда он ест мороженый ягель.

Белый медведь получил свое название из – за цвета шерсти. Это огромный арктический зверь. У него длинная шея и плоская голова, сильные ноги, подошва которых покрыта шерстью, а между пальцев находятся плавательные перепонки. Кожа у медведя черная, а шерсть белая. Под шубой имеется толстый слой жира.  Это жестокий хищник. Питается рыбой и тюленями. Белые медведи устраивают берлоги в снегу и спят в них. В конце зимы у самок появляются медвежата.  Медвежата длиной до 30 см. и весом 700-800г. В берлоге морозы и ветры не страшны. Мать кормит  детенышей жирным молоком согревает своим теплом. Когда заканчивается полярная ночь медведица с детенышами выходит из берлоги. Медведица научит своих детенышей всему, что необходимо для жизни в Арктике. Ловить рыбу, тюленей, укрываться от стужи. Белые медведи занесены в Красную книгу, их осталось мало. Они опасны только при встрече. Надо смотреть внимательно, на белом снегу можно и не заметить белого медведя.

Д:Люди давным – давно приручили северных оленей, и теперь  это домашние животные небольшого размера. Тело покрыто тёплым мехом серо-белого цвета. У всех оленей есть ветвистые рога, но у самцов они больше. Оленеводы ухаживают за оленями – лечат их ; охраняют от врагов – волка, медведя; следят, чтобы олени были сытыми. Питаются олени мхом, называется ягель. Его много в лесу и около леса. Зимой олени своими острыми копытцами расчищают снег и ищут ягель. Олени хорошо передвигаются по снегу, не проваливаются, так как копытца глубоко рассечены и могут легко расходиться в стороны, а в серединке есть перепонка, которая не даёт провалиться в снег. Весной у оленихи,  рождаются оленята, мамы их кормят молочком. Олени приносят большую пользу народам севера, они их кормят и одевают. Из шкур оленей они шьют себе одежду, обувь, рукавички, шапки. Шкурами укрывают свой чум, используют как одеяло. Мясом оленей люди питаются. На оленях запряжённые в санки, их называют нартами, люди  перевозят грузы, людей.

ШЕСТАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ – ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

В: Ребята, молодцы. Вы сегодня проделали колоссальную работу. Давайте с вами подумаем, как мы сегодня работали. Сейчас я предлагаю оценить работу команд. На доске висят картины с изображением животных, о которых сегодня говорили. Я предлагаю взять стикеры и разместить их на картинке с тем животном, о котором рассказали ваши товарищи наиболее интересно.

Воспитатель подводит итоги.

В: команда …. Молодцы, но мне кажется, что вы сегодня все поработали очень хорошо и дружно. Скоро вам предстоит идти в школу, и нам бы очень хотелось, чтобы вы были всегда такими же дружными, сообразительными и задорными. Молодцы.

После того, как все дети сегодняшнее занятие под музыку: «Мы помчимся, мы поедем» в зал въезжает «якут» на оленях и привозит подарки с севера (морс из северных ягод и печенье – рыбки) . После этого все дети возвращаются в группу.