Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «В школу будем мы играть, зиму будем изучать».

Жарова Наталья Александровна

Конспект

образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «В школу будем мы играть,

зиму будем изучать».

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела

воспитатель Короткова Е.В.

17 февраля 2015г.

 

 

Цель: к 17 февраля 2015 г. У детей сформировано умение составлять рассказы по сюжетным и предметным картинкам.

 

Задачи: активизировать знания детей о зиме, ее предметах, уточнить название зимних месяцев; учить рассказывать о зиме с опорой на схемы – символы; закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой; развивать умение придерживаться схемы – модели в рассказывании; учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок; продолжать знакомить со способами соединения предложений и частей рассказа, а также способами организации зачинов  («однажды», «как – то раз», «дело было зимой»).

 

Материалы и оборудование: искусственные елочки, игрушки – дикие звери: лось, лиса, волк, медведь, еж, заяц; птицы: (воробей, сова); вата для имитации снега; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Святки»; серия из 3-х сюжетных картинок.

 

Методические приемы: загадки, беседа, рассматривание предметных и сюжетных картинок, дидактические и подвижные игры, сюрпризный момент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход образовательной деятельности.

В. Ребята, скоро вы пойдете в школу. Чтобы подготовиться к учебе, мы сегодня с вами поиграем в «школу». Я буду учителем, а вы будете учениками. Скажите, дети, а для чего нужно идти в школу?

Д. Учиться.

В. Зачем надо учиться?

Д. Чтобы много знать.

В. Что нам нужно для игры?

Д. Парты, стулья, доска.

В.Здравствуй, год учебный школьный!

В добрый путь, ученики!

Перезвоном колокольным

Пусть звенят, звенят звонки!

Звенит колокольчик, начинается урок!

В. Сели все правильно. Начинается урок. За правильный ответ дети в школе получают пятерки. Тот, кто больше всех наберет хороших оценок, получит самую большую пятерку.

Включить музыку П.И. Чайковского «Святки».

В. Послушайте стихотворение.

Она пришла такая снежная

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея –

Такая сказочно красивая.

В. О каком времени года идет речь?

Д. О зиме.

В. Зима – она какая?

Д. Морозная, холодная, вьюжная, метельная, ветреная, сырая, теплая.

В. Смотрите на картинки – символы и рассказывайте о приметах зимы.

Выставить схему

Д.

1. Земля покрыта снегом.

2. На небе темные тучи.

3.Солнце светит редко и мало.

4. Реки покрыты льдом.

5.Дует холодный ветер.

6. Мороз.

7. Деревья стоят без листьев.

8. Только на елях и соснах зеленые иголки.

9. Перелетные птицы улетели на юг.

10. Животные спрятались от холода.

11. Люди надели шубы, шапки, теплую одежду.

12.Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

В. Скажите, долго ли длится зима?

Д. Три месяца.

В. Какие зимние месяцы вы знаете?

Д.  Декабрь, январь, февраль.

В. Ребята, оказывается зима нам очень нужна. Каждое время года приходит в свое время  оно необходимо для природы. Не случайно зиму в народе называют матушкой. Ее так называют, потому что зима заботится о природе, дает ей возможность отдохнуть, набраться сил.

В. Ребята, вы сказали, что зимой нет птиц. А все ли птицы улетели в теплые края?

Д. Остались зимовать только зимующие.

В. Назовите их.

Показ иллюстраций.

Д. Снегирь, ворона, воробей, синичка и т.д.

В. Ребята, давайте зайдем в наш зимний лес и посмотрим как живется здесь зверям.

В. Приглядитесь, что вы видите в лесу?

Д. Белка живет в лесу. Устраивает себе жилище в дуплах. Она хорошо лазает по деревьям. Пользуется своим пушистым хвостом, как рулем. Зимой хвост служит «грелкой» для белочки (она накрывается им, когда спит). Зимой у белки шубка серая, а летом – рыжая. Питается белка семенами ели и сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых – они – то и помогают белке прокормиться зимой.

 

Лось – крупное животное на ногах у него копыта, а на голове – большие рога, которые похожи на ветки деревьев. Мех у лося очень теплый, поэтому ему не холодно зимой. Питается лось мхом, ягодами, грибами, травой, листьями и корой деревьев.

 

Лиса – очень красивое, умное и хитрое животное. Лиса – хищница. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом под снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают. Она охотится на зайцев. Мех у лисы рыжий, пушистый, согревает ее зимой. Живет лиса в норе. Она упорная: выслеживает, вынюхивает свою добычу и преследует ее.

 

Зайцы сидят днем под кустами, они незаметны, так как цвет шерсти сливается с цветом снега. Кормятся они ночью, любимый их корм – горькая кора молодых осинок. У зайца длинные уши, круглая голова, передние лапки короче задних, хвостик маленький. Заяц прижимается к снегу, поднимает уши вертикально, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг. Заяц боится лисы, волка, собаки, людей. Заяц быстро бегает, ловко скачет, но не умеет плавать и лазать по деревьям.

 

В. Слышу топот чьих-то ножек, по тропинке ходит…

Д. Ежик.

Д.Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился не ленился! Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили, чтоб о себе все рассказал. Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил. Много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.

В. Ежик пусть идет досыпать до весны, а мы с вами немного отдохнем и порезвимся вместе с зайчишкой.

Игра «Зайчишка».Движения выполняются в соответствии с текстом.

Был один малыш - зайчишка

Показывают ушки

Он всегда боялся слишком

Дрожат

Мчался по лесу бегом

Бег на месте

Иль садился под кустом

Присаживаются

Он от всех друзей таился

Сидят

Раньше всех он спать ложился

Руки под щеку

А уснув, он видел сон.

Закрывают глаза

Что он храбр и силен.

Встать

 

В. А еще есть зверь лесной, ой ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы его бы испугались? Угадайте, это?

Д. Волк.

В. Я сама расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит: волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, очень страшно всем зверям. Лучше им не попадаться. Надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. Горе тому, кто повстречает их в лесу зимой.

В. Хотите узнать, что произошло с одним мальчиком?

Выставляется серия картинок.

В. Рассмотрите их внимательно.  Как вы думаете, какая из них описывает начало рассказа? Покажите ее?

Дети указывают картинку

В. Ребята, какое время года изображено на картине?

Д. На картине изображена зима.

В. А это зима в городе, в деревне, в поле или где – то еще?

Д. Это зима в лесу.

В.Правильно! Посмотрите, как красив зимний лес. Сколько снега намело! Снег лежит на ветках елей и сосен и они кажутся такими красивыми.

В. Надо дать мальчику имя.

Д.Петя.

В. Петя шел….. откуда?

Д. Из школы.

В. Правильно, из школы.

В. А почему вы решили, что он шел из школы?

Д. Потому что в руках у него портфель.

В. А куда шел Петя?

Д. Петя шел домой, через лес.

В. Вдруг на опушке леса…. Вы знаете, что такое опушка леса? Опушка леса – это край леса. Вдруг на опушке леса Петя увидел…кого?

Д. Двух волков.

В.Петя испугался, бросил….что?

Д. Портфель.

В. И вскарабкался… куда?

Д. На дерево.

В. На какой картинке это нарисовано? Покажите ее.

Дети находят и ставят картинку.

В. Тут мимо….Что было дальше? Кто расскажет?

Д. Мимо шел охотник. Охотник вскинул ружье и выстрелил вверх. Волки испугались и убежали.

В. А чем все закончилось?

Д. Петя слез с дерева, поблагодарил охотника и пошел домой.

В. Как можно назвать рассказ?

Д. «Петя и волки», «Счастливое спасение», «Зимнее приключение».

В. Давайте немного отдохнем и представим себе, будто мы в зимнем лесу.

Проводится игра «Снег, снег, снежок».

Снег, снег, снежок

Дети машут руками перед собой, изображая падающий снег

Хватит сыпать, мой дружок

Грозят пальчиком

Все вокруг и так бело

Разводят руками

Все дорожки замело.

 

Даже тропки не видать.

Приставляют ладонь правой руки ко лбу, как бы всматриваясь вдаль.

Как же я пойду гулять.

Пожимают плечами.

 

В. Посмотрите еще раз на картинки. Кто хочет рассказать нам историю Пети?

Д. Дело было зимой. Петя шел из школы домой, мимо леса. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Петя испугался, бросил портфель и вскарабкался на дерево. Тут мимо шел охотник. Охотник вскинул ружье и выстрелил вверх. Волки испугались и убежали. Петя слез с дерева, поблагодарил охотника и пошел домой.

Выслушивается 2 -3 рассказа. Дети получают пятерки.

В. Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д. Рассказывали о животных, о птицах, о зиме; составляли рассказ по картинке.

В. Что вам понравилось больше всего?

Д. Ответы детей.

В. Зима – очень красивое время года. В заключении нам хочется прочитать стихотворение о красоте русской зимы: выходите, ребята: Настя, Николь, Полина.

 Ах ты, зимушка – зима

Ты пришла с морозами.

Нам сугробы намела

Ледяными косами.

Пробежала босиком

По дорожкам весело

Кружевами нам потом окна занавесила.

Любим мы зимой водить

Хоровод у елочки.

И снеговиков лепить

И кататься с горочки.

Любим зимний холодок,

Но при всем при этом

Мы сидим и пьем чаек

Тот, что пахнет летом.

В. Вот урок и закончен. Перемена.

Дети идут в буфет завтракать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_e.v.docx20.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной деятельности

в средней группе

Тема: «В школу будем мы играть,

зиму будем изучать».

Подготовила и провела

воспитатель Короткова Е.В.

17 февраля 2015г.

Цель: к 17 февраля 2015 г. У детей сформировано умение составлять рассказы по сюжетным и предметным картинкам.

Задачи: активизировать знания детей о зиме, ее предметах, уточнить название зимних месяцев; учить рассказывать о зиме с опорой на схемы – символы; закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой; развивать умение придерживаться схемы – модели в рассказывании; учить детей составлять повествовательный рассказ по серии сюжетных картинок; продолжать знакомить со способами соединения предложений и частей рассказа, а также способами организации зачинов  («однажды», «как – то раз», «дело было зимой»).

Материалы и оборудование: искусственные елочки, игрушки – дикие звери: лось, лиса, волк, медведь, еж, заяц; птицы: (воробей, сова); вата для имитации снега; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Святки»; серия из 3-х сюжетных картинок.

Методические приемы: загадки, беседа, рассматривание предметных и сюжетных картинок, дидактические и подвижные игры, сюрпризный момент.

Ход образовательной деятельности.

В. Ребята, скоро вы пойдете в школу. Чтобы подготовиться к учебе, мы сегодня с вами поиграем в «школу». Я буду учителем, а вы будете учениками. Скажите, дети, а для чего нужно идти в школу?

Д. Учиться.

В. Зачем надо учиться?

Д. Чтобы много знать.

В. Что нам нужно для игры?

Д. Парты, стулья, доска.

В.Здравствуй, год учебный школьный!

В добрый путь, ученики!

Перезвоном колокольным

Пусть звенят, звенят звонки!

Звенит колокольчик, начинается урок!

В. Сели все правильно. Начинается урок. За правильный ответ дети в школе получают пятерки. Тот, кто больше всех наберет хороших оценок, получит самую большую пятерку.

Включить музыку П.И. Чайковского «Святки».

В. Послушайте стихотворение.

Она пришла такая снежная

Укрыла белыми одеждами

Леса, поля, дома и улицы

Она художница прилежная

Все разрисует в царство снежное,

Развесит кружева из инея –

Такая сказочно красивая.

В. О каком времени года идет речь?

Д. О зиме.

В. Зима – она какая?

Д. Морозная, холодная, вьюжная, метельная, ветреная, сырая, теплая.

В. Смотрите на картинки – символы и рассказывайте о приметах зимы.

Выставить схему

Д.

1. Земля покрыта снегом.

2. На небе темные тучи.

3.Солнце светит редко и мало.

4. Реки покрыты льдом.

5.Дует холодный ветер.

6. Мороз.

7. Деревья стоят без листьев.

8. Только на елях и соснах зеленые иголки.

9. Перелетные птицы улетели на юг.

10. Животные спрятались от холода.

11. Люди надели шубы, шапки, теплую одежду.

12.Дети катаются на санках, лыжах и коньках.

В. Скажите, долго ли длится зима?

Д. Три месяца.

В. Какие зимние месяцы вы знаете?

Д.  Декабрь, январь, февраль.

В. Ребята, оказывается зима нам очень нужна. Каждое время года приходит в свое время  оно необходимо для природы. Не случайно зиму в народе называют матушкой. Ее так называют, потому что зима заботится о природе, дает ей возможность отдохнуть, набраться сил.

В. Ребята, вы сказали, что зимой нет птиц. А все ли птицы улетели в теплые края?

Д. Остались зимовать только зимующие.

В. Назовите их.

Показ иллюстраций.

Д. Снегирь, ворона, воробей, синичка и т.д.

В. Ребята, давайте зайдем в наш зимний лес и посмотрим как живется здесь зверям.

В. Приглядитесь, что вы видите в лесу?

Д. Белка живет в лесу. Устраивает себе жилище в дуплах. Она хорошо лазает по деревьям. Пользуется своим пушистым хвостом, как рулем. Зимой хвост служит «грелкой» для белочки (она накрывается им, когда спит). Зимой у белки шубка серая, а летом – рыжая. Питается белка семенами ели и сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму, белка делает много кладовых – они – то и помогают белке прокормиться зимой.

Лось – крупное животное на ногах у него копыта, а на голове – большие рога, которые похожи на ветки деревьев. Мех у лося очень теплый, поэтому ему не холодно зимой. Питается лось мхом, ягодами, грибами, травой, листьями и корой деревьев.

Лиса – очень красивое, умное и хитрое животное. Лиса – хищница. Лиса чует мышей, которые бегают под снегом под снежным коридорам. Она долго принюхивается, потом начинает прыгать на снегу, а мыши, испугавшись, выбегают. Она охотится на зайцев. Мех у лисы рыжий, пушистый, согревает ее зимой. Живет лиса в норе. Она упорная: выслеживает, вынюхивает свою добычу и преследует ее.

Зайцы сидят днем под кустами, они незаметны, так как цвет шерсти сливается с цветом снега. Кормятся они ночью, любимый их корм – горькая кора молодых осинок. У зайца длинные уши, круглая голова, передние лапки короче задних, хвостик маленький. Заяц прижимается к снегу, поднимает уши вертикально, оставаясь невидимым, узнает обо всем, что творится далеко вокруг. Заяц боится лисы, волка, собаки, людей. Заяц быстро бегает, ловко скачет, но не умеет плавать и лазать по деревьям.

В. Слышу топот чьих-то ножек, по тропинке ходит…

Д. Ежик.

Д.Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас: грибы и ягоды припас. Трудился не ленился! Меня вот разбудили и к вам, ребята, пригласили, чтоб о себе все рассказал. Сюда б медведя я позвал, но он в берлоге крепко спит, и его нельзя будить. Он с осени свой жир копил. Много ел и много пил. Нам с медведем зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.

В. Ежик пусть идет досыпать до весны, а мы с вами немного отдохнем и порезвимся вместе с зайчишкой.

Игра «Зайчишка».Движения выполняются в соответствии с текстом.

Был один малыш - зайчишка

Показывают ушки

Он всегда боялся слишком

Дрожат

Мчался по лесу бегом

Бег на месте

Иль садился под кустом

Присаживаются

Он от всех друзей таился

Сидят

Раньше всех он спать ложился

Руки под щеку

А уснув, он видел сон.

Закрывают глаза

Что он храбр и силен.

Встать

В. А еще есть зверь лесной, ой ребята, очень злой. Вы с ним даже не встречались! Вы его бы испугались? Угадайте, это?

Д. Волк.

В. Я сама расскажу, как зимует он в лесу. Волк зимой очень злой, в одиночку не ходит: волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Воют сильно по ночам, очень страшно всем зверям. Лучше им не попадаться. Надо их остерегаться. Но и волку трудно зимой, еды не хватает и он голодает. Горе тому, кто повстречает их в лесу зимой.

В. Хотите узнать, что произошло с одним мальчиком?

Выставляется серия картинок.

В. Рассмотрите их внимательно.  Как вы думаете, какая из них описывает начало рассказа? Покажите ее?

Дети указывают картинку

В. Ребята, какое время года изображено на картине?

Д. На картине изображена зима.

В. А это зима в городе, в деревне, в поле или где – то еще?

Д. Это зима в лесу.

В.Правильно! Посмотрите, как красив зимний лес. Сколько снега намело! Снег лежит на ветках елей и сосен и они кажутся такими красивыми.

В. Надо дать мальчику имя.

Д.Петя.

В. Петя шел….. откуда?

Д. Из школы.

В. Правильно, из школы.

В. А почему вы решили, что он шел из школы?

Д. Потому что в руках у него портфель.

В. А куда шел Петя?

Д. Петя шел домой, через лес.

В. Вдруг на опушке леса…. Вы знаете, что такое опушка леса? Опушка леса – это край леса. Вдруг на опушке леса Петя увидел…кого?

Д. Двух волков.

В.Петя испугался, бросил….что?

Д. Портфель.

В. И вскарабкался… куда?

Д. На дерево.

В. На какой картинке это нарисовано? Покажите ее.

Дети находят и ставят картинку.

В. Тут мимо….Что было дальше? Кто расскажет?

Д. Мимо шел охотник. Охотник вскинул ружье и выстрелил вверх. Волки испугались и убежали.

В. А чем все закончилось?

Д. Петя слез с дерева, поблагодарил охотника и пошел домой.

В. Как можно назвать рассказ?

Д. «Петя и волки», «Счастливое спасение», «Зимнее приключение».

В. Давайте немного отдохнем и представим себе, будто мы в зимнем лесу.

Проводится игра «Снег, снег, снежок».

Снег, снег, снежок

Дети машут руками перед собой, изображая падающий снег

Хватит сыпать, мой дружок

Грозят пальчиком

Все вокруг и так бело

Разводят руками

Все дорожки замело.

Даже тропки не видать.

Приставляют ладонь правой руки ко лбу, как бы всматриваясь вдаль.

Как же я пойду гулять.

Пожимают плечами.

В. Посмотрите еще раз на картинки. Кто хочет рассказать нам историю Пети?

Д. Дело было зимой. Петя шел из школы домой, мимо леса. Вдруг на опушке леса Петя увидел двух волков. Петя испугался, бросил портфель и вскарабкался на дерево. Тут мимо шел охотник. Охотник вскинул ружье и выстрелил вверх. Волки испугались и убежали. Петя слез с дерева, поблагодарил охотника и пошел домой.

Выслушивается 2 -3 рассказа. Дети получают пятерки.

В. Ребята, чем мы сегодня занимались?

Д. Рассказывали о животных, о птицах, о зиме; составляли рассказ по картинке.

В. Что вам понравилось больше всего?

Д. Ответы детей.

В. Зима – очень красивое время года. В заключении нам хочется прочитать стихотворение о красоте русской зимы: выходите, ребята: Настя, Николь, Полина.

 Ах ты, зимушка – зима

Ты пришла с морозами.

Нам сугробы намела

Ледяными косами.

Пробежала босиком

По дорожкам весело

Кружевами нам потом окна занавесила.

Любим мы зимой водить

Хоровод у елочки.

И снеговиков лепить

И кататься с горочки.

Любим зимний холодок,

Но при всем при этом

Мы сидим и пьем чаек

Тот, что пахнет летом.

В. Вот урок и закончен. Перемена.

Дети идут в буфет завтракать.