Главные вкладки

    3. Аппликация в разных возрастных группах детского сада

    Жарова Наталья Александровна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

    Аппликация в средней группе.

    К 4 годам деятельность ребенка становится более сложной и разнообразной. Развивается восприятие и воображение, совершенствуется способность создавать по собственному замыслу.

    Малыш овладевает умением сопоставлять предметы не только по форме, но и по длине, высоте, ширине, он различает величину (ниже, выше, толще, тоньше), ориентируется в пространстве. Соответственно усложняются и занятия с использованием техники аппликации.

    Ребенок уже способен на основе готовой формы создать новую, поэтому к работе с шаблонами добавляется вырезание (разрезание различных фигур на полосы, выполнение косых срезов, вырезание круга и овала).

    В этом возрасте развивается также мелкая моторика руки, и ребенку можно поручить такие операции, как составление узоров из мелких деталей сложной формы (звездочки, неправильные треугольники и т. д.) и вырезание дополнительных элементов (глаза, рот, уши, пуговицы и т. п.).

     Кроме того, в свободное время можно выполнять несложные тренировочные упражнения: вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника и т. д.

    Аппликация в старшей группе.

    В возрасте 5—5,5 лет у ребенка продолжают совершенствоваться координация, пространственное и образное мышление, мелкая моторика руки. Его движения становятся более точными, ловкими, ребенок в состоянии вырезать из бумаги различные формы — прямоугольные,овальные, круглые, составлять декоративные, предметные и сюжетные композиции с натуры и по замыслу.

    На данном этапе рекомендуется проводить одно занятие в неделю и больше внимания уделять развитию воображения и творческих способностей малыша. К уже известным прием работы с бумагой добавляем новые, усложняя задания. Необходимо побуждать малыша к самостоятельному мышлению.

    В качестве развивающих упражнений можно использовать вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной вдвое симметричных узоров из листа, сложенного в несколько раз (снежинки, листочки, кораблик, ракета), вырезание силуэтных изображений по контуру и на глаз, аппликация способом обрывания.

    Такие задания развивают у ребенка эстетические чувства, чувства ритма, цвета, композиции. Сам процесс создания нового захватывает малыша, приносит радость творчества, учит видеть прекрасное в окружающей жизни.

    Аппликация в подготовительной группе.

    К 7 годам ребенок сознает себя на пороге новой школьной жизни, как правило, с удовольствием готовится к ней. Он понимает различие между игрой и специальным занятием, знает их время и место. Познавательная деятельность приобретает более сложные формы, произвольность, внимание и восприятие становятся целенаправленными, у ребенка развиваются самостоятельность, организованность и дисциплинированность, умение оценивать и анализировать свои поступки и результат деятельности. В этом возрасте дети выделяют и передают характерные признаки предметов, называют форму, цветов спектра красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, продолжают учиться выполнять аппликацию с натуры и по представлению. Важно, чтобы ребенок не только продумал содержание работы, но и довел свой замысел до конца. В качестве тем для аппликации часто выступают сюжеты сказок и мультфильмов, фантастические существа  это свидетельствует об активном развитии воображения. Поощряя проявление фантазии и творчества, нельзя забывать о закреплении уже освоенных умений и навыков: вырезание симметричных фигур из бумаги, сложенной в несколько раз, а также по нарисованному контуру; силуэтное вырезание; различные приемы аппликации (обрыванием, объемная аппликация).