Главные вкладки

    "Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды" (10 кл, 1 смена 2018 г., Мамеева-Шварцман И. М.)

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна

    «Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле, или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

    Фотоальбом

    Предметные области и основные дидактические единицы

    • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
    • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
    • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
    • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
    • Крымоведение: конденсатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

    Краткое описание (аннотация) 

    • Как соль борется с потопами? 
    • Можно ли утолить жажду воздухом?
    • Как получали влагу из него в Крыму?
    • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
    • Почему без зелёных растений не будет огня?
    • Есть ли тень у теплоты?

    С поиска ответов на эти вопросы начинается открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого рассматриваются взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измеряют и оценивают параметры микроклимата в школьном кабинете и в залах музея, проводят климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

    Площадки проведения

    Школа (цифровая лаборатория, библиотека), музей магнитиков «Форт Уна»

    Партнёры

    МГО Профсоюза работников образования и науки РФ, НИТУ «МИСиС»


    Описание занятия (экспериментариум рассчитан на две пары)

     

    Audentes fortuna juvat…

    Дерзающим судьба помогает...

    Дело было так...

    Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что»

    Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:

    • Можно ли утолить жажду воздухом?
    • Как получали влагу из него в Крыму?

    А ещё классы, которых удавалось вывезти в музей, по дороге к нему слушали в исполнении партнёра-"профсоюзницы" Татьяны Валерьевны Плотниковой сказку о принцессах-розах и принце, знакомого с физикой (условие выпадения росы), а на обратном пути - о принце и нетерпеливых сёстрах с кипящей водой в кастрюлях. И оба раза артековцы, опираясь на свои познания в термодинамике, расследовали непонятные на первый взгляд чудеса правильного выбора невесты.

    После такой мотивации ребятам выдавались индивидуальные рабочие (оценочные) листы, на лицевой стороне которых для обучающихся есть над чем поразмышлять: фраза "Audentes fortuna juvat…" , иллюстрация и вопросы (заполнение ответов по желанию в рамках СИД - самостоятельной исследовательской деятельности)

    После краткого обзора разворота индивидуальных рабочих листов обучающиеся заполняют «Мои ожидания», тем самым планируя предстоящую работу 

    На внутреннем развороте левая страница "Мокрые превращения и ещё кое-что" предназначена для заполения на первой паре экспериментариума. Здесь фронтально в блоках "Теория" обсуждаются:

    • взаимные превращения жидкостей и газов (насыщенный пар и его давление, влажность воздуха),
    • особенности кристаллических и аморфных тел

    После теоретического обзора группы (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) проводят  измерение и оценку параметров микроклимата в кабинете физики (или залах музея) с помощью:

    • гигрометра психрометрического,
    • термометра,
    • цифрового датчика температуры,
    • электронного гигрометра,
    • электронного прибора для измерения времени, температуры и влажности,
    • барометра-анероида,
    • цифрового датчика абсолютного давления.

    ​Для этого необходимо на 10-15 минут расположить всё оборудование на высоте 1,5-2 метра в трёх точках по диагонали обследуемого помещения. И тут начиналось нешуточное состязание между группами в находчивости по расположению приборов на нужной высоте

    А кому-то было комфортно и без посторонних приспособлений

    Или вот так, например (а почему бы и нет?)

    Пока идёт измерение, у ребят есть время:

    • найти в Интернете информацию о климатических рекордах Крыма (по влажности и температуре);
    • отметить на карте полуострова соответствующие места;
    • выступить перед одноклассниками о своих "находках"

     

    Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» и оценочной таблицы (взаимооценка и самооценка)

    Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.

    Влажность в обследуемых помещениях в большинстве случаев оказывалась выше нормы (40-60 %), что артековцы объясняли повышенной влажностью на улице и результатом нахождения в классе/зале большого количества людей. Так, например, при сравнении показателей влажности воздуха в начале двухчасового занятия и в конце для ребят стало открытием почти двукратное её увеличение. Теперь они понимают важность и необходимость регулярного проветривания помещения и кондиционирования для человека и музейных ценностей. Ведь повышенная влажность воздуха в музее магнитиков может способствовать появлению ржавчины на них, так как магниты содержат железо. А здесь ведь не только магниты, но и много других железосодержащих предметов античного Крыма. 

    Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень»

    Обучающимся предлагается ответить на вопросы:

    • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?
    • Почему без зелёных растений не будет огня?
    • Есть ли тень у теплоты?
    • Что могут помнить кристаллы?

    И слово предоставляется партнёру МИСиС - Елене Александровне Новиковой, которая рассказывает артековцам о кристаллах с эффектом памяти формы и областях их применения

    Поблагодарив Елену Александровну, ребята продолжают заполнять уже правую внутреннюю страницу своих оценочных листов в ходе фронтального обсуждения термодинамического материала (внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, уравнение теплового баланса)

    Выполнение парами в цифровой лаборатории исследования зависимости совершаемой газом работы при изменении его объёма (воздух в шприце под поршнем)

    В свободное от исследования время обучающиеся могут:

    • составить и решить задачу на внутреннюю энергию;
    • подготовить сообщение о кристаллах, найденных в Крыму, и выступить с ним

    Заполнение обучающимися рефлексивной ("Мои результаты") и оценочной части индивидуальных листов

    Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия.

    Дополнительно желающие в рамках самостоятельной исследовательской деятельности могут:

    • оформить памятки о бережном отношении к воде и её использовании и/или по уменьшению загрязнения атмосферы;
    • описать/придумать (например, в произведениях Ж. Верна):
      • приборы для получения чистой, дистиллированной воды;
      • способы сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
      • проекты летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
      • артековские кристаллы

    Добавить запись в Гостевуюmail

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 2018-1_tk_fizika_10_kl.docx205.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта учебного занятия
    в формате экспериментариума

    Раздел I. Общая информация

    Название экспериментариума

    «Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле,

    или Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

    Возрастная группа обучающихся (класс)

    10 класс

    Группа предметных областей (предметная область)

    Физика, история, биология, география, крымоведение

    Разработчик экспериментариума

    Мамеева-Шварцман Ирина Михайловна – учитель физики

    Методическое объединение разработчика экспериментариума

    МО учителей физики

    Цель экспериментариума

    Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики»

    Задачи экспериментариума

    1. Помогать обучающимся понимать смысл следующих физических терминов: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
    2. Предоставлять обучающимся возможность экспериментальным путём исследовать влажность воздуха и рассчитать тепловой баланс.
    3. Способствовать формированию у обучающихся ценностного отношения к науке и научным исследованиям, пониманию их общественно важных функций (на примере произведений Ж. Верна).
    4. Формировать у обучающихся понимание проблемы как одного из важнейших способов познания мира, а также умение находить нестандартные подходы к решению различных задач (на примере произведений Ж. Верна).
    5. Развивать умение применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений (на примере произведений Ж. Верна).
    6. Воспитывать обучающихся как личностей с активной жизненной позицией, и формировать у них представления о познаваемости окружающего мира

    Педагогические технологии

    • Экспериментариум.
    • Творческая лаборатория

    Используемые площадки проведения

    1. Школа (класс, лаборатория, столовая, библиотека).
    2. Помещения детских лагерей (бассейн, спортзал и др.).
    3. Территория детского центра (побережье, гора)

    Тематические партнёры

    МИСиС

    Краткое описание (аннотация) экспериментариума

    Как соль борется с потопами? Можно ли утолить жажду воздухом? Как получали влагу из него в Крыму? Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С? Почему без зелёных растений не будет огня? Есть ли тень у теплоты?

    С ответов на эти вопросы начнётся открытие мира взаимодействия веществ участниками экспериментариума, в ходе которого будут рассмотрены взаимные превращения жидкостей и газов, кристаллические и аморфные тела, основы термодинамики. Группы обучающихся измерят и оценят параметры микроклимата в помещениях школы, проведут климатологический мониторинг. В рамках практического блока обучающиеся реализуют самостоятельные учебно-исследовательские проекты, применяя полученные теоретические знания в творческой деятельности

    Дидактические единицы (единицы содержания)

    • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
    • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
    • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
    • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
    • Крымоведение: кондесатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

    Темы занятий в рамках экспериментариума

    Блок общего образования

    Блок дополнительного образования

    Блок образовательной деятельности в лагере

    1. Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей».
    2. Кристаллические и аморфные тела. Решение задач.
    3. Внутренняя энергия.
    4. Работа в термодинамике.
    5. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса.

    Объем и распределение учебного времени на занятие в составе экспериментариума

    Структурные блоки экспериментариума

    Реализаторы/количество академических часов

    Учитель

    Педагог дополнительного образования

    Педагогический работник лагеря

    Блок общего образования

    4

    0

    0

    Блок дополнительного образования

    1

    2

    0

    Блок образовательной деятельности в лагере

    1

    0

    2

    Сумма

    6

    2

    2

    Общие ожидаемые результаты экспериментариума (продукты и эффекты)

    1.

    Продукты, созданные обучающимися

    • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
    • По желанию на выбор (самостоятельная исследовательская деятельность):
    • памятки о бережном отношении к воде и её использовании, по уменьшению загрязнения атмосферы;
    • описание придуманных (в том числе примеры от Ж. Верна):
    • приборов для получения чистой, дистиллированной воды;
    • способов сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
    • проектов летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
    • рецепт устойчивого раствора для получения мыльных плёнок;
    • список артековских кристаллов

    2.

    Эффекты экспериментариума

    В результате участия в экспериментариуме обучающиеся будут

    знать/понимать:

    - смысл понятий: точка росы, смачивание и несмачивание, капилляры и капиллярные явления, поверхностное натяжение, флотация, симметрия кристаллов, равновесные и неравновесные процессы, термодинамическая система, внутренняя энергия идеального газа, работа в изо- и адиабатном процессах;

    - смысл физических величин: абсолютная и относительная влажность, парциальное давление;

    - зависимость температуры кипения от давления, формулы для расчёта количества теплоты, уравнение теплового баланса;

    - вклад российских и зарубежных ученых, философов в изучение взаимных превращений жидкостей и газов, твёрдых тел и основ термодинамики;

    уметь:

    - измерять атмосферное давление с помощью термометра, изучать форму жидкости в естественных условиях и зависимость поверхностного натяжения цельного молока от температуры, изучать капиллярные свойства почвы и пространственные решётки кристаллов, получать кристаллы, измерять и оценивать параметры микроклимата в помещении, проводить климатологический мониторинг, исследовать теплопроводность и конвекцию;

    - наблюдать скорость испарения жидкостей, процесс кипения воды и его зависимость от давления, образование мыльных плёнок на различных небольших металлических каркасах (круглых, треугольных, квадратных), осмоса;

    - отличать гипотезы от научных теорий;

    - делать выводы на основе экспериментальных данных;

    - приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность   объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и   предсказывать еще неизвестные явления;

    - воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать   информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно -  популярных статьях;

    - использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни

    Раздел II. Информация о рабочей группе экспериментариума

    Состав рабочей группы:

    Направления деятельности (задачи)

    Учитель

    Разработка экспериментариума, подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников, постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы, предметное консультирование, организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке, разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в экспериментариуме, проведение аттестации обучающихся по экспериментариуму, участие в презентации творческих продуктов.

    Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение экспериментариума, и специалистом, курирующим заключение договоров

    Педагогический работник лагеря

    Сопровождение учеников во время выполнения ими самостоятельной исследовательской деятельности

    Педагог дополнительного образования

    Содействие обучающимся в выполнении самостоятельной исследовательской деятельности экспериментариума и оформлении её результатов

    Заместитель директора школы по координации образовательных программ

    Организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование). Взаимодействие с подразделениями, отвечающими за материально-техническое, транспортное сопровождение модуля и специалистом, курирующим заключение договоров. Контроль над проведением экспериментариума на практике

    Заместитель директора школы по учебной работе

    Консультирование разработчика модуля по методическим и организационным вопросам, помощь в составлении технологических карт, редактирование технологических карт, контроль над проведением экспериментариума на практике, анализ проведённого модуля

    Раздел III. Сопровождение экспериментариума

    Перечень

    Назначение

    Кол-во

    1. Материально-техническое сопровождение

    Таблицы по физике

    Изучение нового материала

    2 шт.

    Демонстрационный набор по молекулярной физике и термодинамике

    Изучение нового материала

    1 шт.

    Лабораторные наборы по молекулярной физике и термодинамике

    Проведение исследований

    12 шт.

    Мультимедийный экран

    Демонстрация мультимедиа

    1 шт.

    Ноутбуки с выходом в интернет, программным обеспечением цифровой и виртуальной лабораторий

    Поиск новой информации.

    Проведение исследования

    12 шт.

    Флипчарт (офисная магн.доска) с маркерами

    Фронтальная работа

    1 шт.

    Магниты для крепления на доске

    Для работы с классом на метал.доске

    20 шт.

    Магнитная лента на клейкой основе

    Создание магнитных карточек для работы на магнитной карте Крыма/РФ и/или магнитной доске

    1 рул.

    Фото- и видеозаписывающее устройство

    Фиксирование хода работы

    1 шт.

    Белая офисная бумага А4

    Раздаточный материал

    2 уп.

    Цветная офисная бумага А4

    Раздаточный материал

    1 уп.

    Белый картон А4 (бумага для черчения без рамок, альбомы для рисования А4)

    Раздаточный материал

    50 л.

    Цветной принтер

    Печать раздаточного материала

    1 шт.

    Цветная бумага

    Работа в группах, создание и оформление результатов исследовательской и творческой деятельности

    1 наб.

    Фломастеры/карандаши/мелки восковые

    6 уп.

    Точилка

    6 шт.

    Ластик

    6 шт.

    Скотч

    2 шт.

    Ножницы

    6 шт.

    Клей

    6 шт.

    2. Транспортное обеспечение

    Автобус (30 посадочных мест)

    Школа – Бассейн – Побережье – Школа

    1

    3. Информационно-техническое обеспечение

    Специалист по ИКТ

    Обеспечение качественного доступа к Интернету и рабочего состояния компьютерной техники

    1

    Специалист фотостудии

    Проведение экскурсии/беседы

    1

    Библиотекарь

    Обеспечение доступа к источникам информации

    1

    Приложения к технологической карте

    Приложение 1. Блок общего образования

    Приложение 2. Блок дополнительного образования

    Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере


    Приложение 1. Блок общего образования

    Предмет

    Физика

    Реализатор(ы)

    Учителя Мамеева-Шварцман И.М., Первухин Н.А.

    Тема занятия в рамках экспериментариума

    «Влажность воздуха – основа жизнедеятельности на Земле»

    или «Без баланса и воды и ни туды, и ни сюды»

    Кол-во часов данного блока в рамках экспериментариума

    4

    Цель занятия в рамках экспериментариума

    Создание условий для самостоятельного открытия обучающимися знаний по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов. Твёрдые тела. Основы термодинамики»

    Место проведения

    1. Школа (класс, лаборатория, столовая, библиотека).
    2. Помещения детских лагерей (бассейн, спортзал и др.).
    3. Территория детского центра (побережье, гора)

    Предметное содержание общего образования в соответствии с КТП

    Темы занятий (по КТП)

    Кол-во часов (по КТП)

    Влажность воздуха. Решение задач по теме «Свойства газов и жидкостей»

    1

    Кристаллические и аморфные тела. Решение задач

    1

    Внутренняя энергия

    1

    Работа в термодинамике

    1

    Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

    1

    Дидактические единицы (единицы содержания)

    • Физика: влажность воздуха, кристаллические и аморфные тела, термодинамика, тепловой баланс.
    • История: изобретения и открытия в термодинамике и взаимных превращениях веществ.
    • Биология: значение влажности воздуха и почв для растений, поведение и физиологические реакции животных на изменение температуры, явления смачивания и капиллярные явления в природе.
    • География: влажность воздуха и почв в разных регионах, распределение осадков, месторождения полезных ископаемых, климат.
    • Крымоведение: кондесатор Зибольда в Крыму (Феодосия)

    Модель занятия и хронометраж

    Ход этапов занятия

    Формы взаимодействия/ обучения детей

    Площадки проведения обучения

    Примерное время

    Двухчасовое учебное занятие № 1 «Мокрые превращения и ещё кое-что»

    1. Оргмомент
    1. Знакомство.
    2. Инструктаж по ПТБ:

    № 4 – во время работы в кабинете (лаборатории) физики;

    № 5 – при проведении лабораторных и практических работ по физике;

    № 8 – при проведении прогулок, экспедиций, экскурсий по программе образовательного события

    Кабинет физики

    5 мин

    1. Мотивация и актуализация
    1. Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:
    • Можно ли утолить жажду воздухом?
    • Как получали влагу из него в Крыму?
    1. На экране/доске представлены изображения, цитаты о взаимных превращениях жидкостей и газов. Обучающиеся объясняют демонстрации с научной точки зрения, приводя аналогичные примеры

    Кабинет физики

    10 мин

    1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

    Фронтально:

    1. Получение рабочих (оценочных) листов.
    2. Планирование предстоящей деятельности заполнением блока «Мои ожидания» в оценочных листах

    Кабинет физики

    5 мин

    1. Изучение нового материала
    1. Обсуждение взаимных превращений жидкостей и газов (насыщенный пар и его давление, влажность воздуха), особенностей кристаллических и аморфных тел.
    2. Заполнение оценочных листов.
    3. Фронтальное обобщение с учителем результатов работы

    Кабинет физики

    15 мин

    1. Усвоение и закрепление материала

    Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка:

    Вариант 1 (работа в школе)

    • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещениях школы (обязательное);
    • измерение атмосферного давления с помощью термометра;
    • изучение формы жидкости в естественных условиях;
    • изучение зависимости поверхностного натяжения цельного молока от температуры;
    • изучение капиллярных свойств почвы;
    • изучение пространственных решёток кристаллов;
    • получение кристаллов.

    Вариант 2 (работа вне школы)

    • климатологический мониторинг территории «Артека»;
    • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещениях школы

    Помещения школы, кабинет физики

    Территория лагеря, помещения школы

    35 мин

    1. Рефлексия

    Индивидуальное заполнение рефлексивной части «Мои результаты» в оценочных листах

    Кабинет физики

    3 мин

    1. Блок оценивания
    1. Самооценка индивидуальной работы.
    2. Взаимооценка работы в группах

    2 мин

    1. Итоги

    Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия

    15 мин

    Двухчасовое учебное занятие № 2 «Царица мира и её тень»

    1. Оргмомент

    Приветствие обучающихся.

    Установление готовности класса к занятию занимательными вопросами о тепловых явлениях, упоминаемых в литературных произведениях

    Кабинет физики

    5 мин

    1. Мотивация и актуализация
    1. Создание проблемной ситуации (фронтально) – обучающимся предлагается ответить на вопросы:
    • Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С? 
    • Почему без зелёных растений не будет огня?
    • Есть ли тень у теплоты?
    1. На экране/доске представлены изображения, цитаты о тепловых процессах. Обучающиеся объясняют демонстрации с научной точки зрения, приводя аналогичные примеры

    Кабинет физики

    10 мин

    1. Целеполагание: постановка цели и определение задач, необходимых для достижения цели

    Планирование (индивидуально) предстоящей деятельности заполнением блока «Мои ожидания» в оценочных листах

    Кабинет физики

    5 мин

    1. Изучение нового материала
    1. Обсуждение основ термодинамики (внутренняя энергия, работа в термодинамике, количество теплоты, уравнение теплового баланса).
    2. Заполнение оценочных листов.
    3. Фронтальное обобщение с учителем результатов работы

    Кабинет физики

    25 мин

    1. Усвоение и закрепление материала с помощью экспериментов

    Проведение группами (образованы делением карточками на соответствие с предметным содержанием) исследований на выбор из следующего списка:

    • исследование теплопроводности и конвекции;
    • наблюдение скорости испарения жидкостей;
    • наблюдение процесса кипения воды и его зависимость от давления;
    • наблюдение образования мыльных плёнок на различных небольших металлических каркасах (круглых, треугольных, квадратных);
    • наблюдение осмоса

    Кабинет физики

    30 мин

    1. Рефлексия

    Индивидуальное заполнение рефлексивной части оценочных листов: раздел «Мои результаты»

    Кабинет физики

    3 мин

    1. Блок оценивания
    1. Самооценка индивидуальной работы.
    2. Взаимооценка работы в группах

    2 мин

    1. Итоги

    Фронтальное обобщение результатов групповой/индивидуальной работы и устная рефлексия

    10 мин

    Ожидаемые результаты

    • Заполненные обучающимися оценочные листы учебно-исследовательской деятельности.
    • По желанию на выбор (самостоятельная исследовательская деятельность):
    • памятки о бережном отношении к воде и её использовании, по уменьшению загрязнения атмосферы;
    • описание придуманных (в том числе примеры от Ж. Верна):
    • приборов для получения чистой, дистиллированной воды;
    • способов сбора воды в условиях пустыни, тайги, в море;
    • проектов летательного аппарата с опорой на физические параметры плавления материалов;
    • рецепт устойчивого раствора для получения мыльных плёнок;
    • список артековских кристаллов

    Критерии оценки результатов

    В соответствии со следующими критериями обучающимся выставляются отметки (по шкале от «2» до «5»):

    • качество и самостоятельность при изготовлении диска Ньютона, Максвелла;
    • правильность проведенных наблюдений и лабораторных исследований, расчётов и выводов;
    • процент верно выполненных заданий в оценочном листе;
    • содержание ответов рефлексивной части с закрепляющим заданием

    Формы контроля результатов

    За участие в экспериментариуме обучающиеся получают 1-5 отметок по следующим формам контроля результатов:

    • проверка индивидуальных рабочих (оценочных) листов обучающихся;
    • проверка результатов практической деятельности:
    • измерение и оценивание параметров микроклимата в помещении;
    • проведение климатологического мониторинга;
    • исследование теплообмена;
    • проверка результатов самостоятельной исследовательской деятельности обучающихся

    Рабочий (оценочный) лист обучающихся


     Мои ожиданияE:\ММСО\+++.jpg

    1. Я узнаю_______________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    1. Мне надо вспомнить____________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    1. Я научусь _____________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    1. Мне всё это пригодится в жизни, чтобы ________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    1. В данную смену это можно будет использовать для_______________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    ______________________________

    Мои результаты

    1. Я узнал(а) _____________________

    ________________________________

    ________________________________  

    1. Я вспомнил(а) _________________

    ________________________________

    1. Предложите способы изменения

    влажности воздуха:_______________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________

    1. Как можно управлять

    тепловым балансом?______________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________

    ________________________________ ________________________________

    1. У меня получалось _____________

    ________________________________

    ________________________________

    1. Были трудности при ____________

    ________________________________

    ________________________________

    1. Мне понравилось_______________

    ________________________________

    ________________________________

    1. Мои ожидания оправдались на

                            

    Оценивание

    Мокрые превращения и ещё кое-что

    Царица мира и её тень

    СИД

    1

    2

    1

    2

    3

    Взаимо

    Само

    \\10.1.7.120\d\ПРЕДМЕТНЫЕ  МО\Физика\Мам.-Шварц. И.М\ММСО\logo.jpg

    Участник(ца) экспериментариума по физике

    Фамилия, имя _______________________________________________________

    Класс, лагерь, отряд: ________________________________________________

    Поток I или II, смена 1 или 2

    https://cdn4.imgbb.ru/community/52/521030/201612/a60d18b54c63d6a3458af083277c97a4.jpg

    E:\ММСО\+++.jpg

    Мокрые превращения и ещё кое-что

    1. Влажность воздуха

    Теория

    Испарение и конденсация.

    Состояние, когда число молекул, покинувших жидкость, равно количеству вернувшихся - ______________________________________________________

    Пар, находящийся в ________________________________________________ со своей жидкостью, называют________________________________________

    Давление насыщенного пара. Ненасыщенный пар. Критическая температура. Газ. Пар. Давление насыщенного пара pн.п. = nkT. Кипение

    Чем > внешнее давление, тем >=< температура кипения.

    Плотность _________________________ в воздухе называют абсолютной влажностью (кг/м3). Парциальное давление водяного пара. Относительная влажность воздуха φ = . Точка росы. Психрометр. Наиболее благоприятная для нас относительная влажность воздуха равна ___-___%.

    Вид

    работы

    Изучение закономерностей испарения жидкостей

    Измерение и оценка

    параметров микроклимата в помещении

    Для записей и вычислений

    Результаты

    Влажность

    Температура

    Атмо-

    сферное давление

    Термо-метр

    Психро-метр

    Гигро-метр

    Климатологический мониторинг

    2. Кристаллические и аморфные тела

    Теория

    Кристаллы. Анизотропия кристаллов. Монокристаллы и поликристаллы. Аморфные тела. Все аморфные тела ______________, т.е. их физические свойства одинаковы по всем направлениям. У аморфных тел нет определённой _______________________________. Жидкокристаллическое состояние вещества. Домены. Физика твёрдого тела За «передовые опыты с двумерным материалом - _______________» Андрею Константиновичу ____________ и Константину Сергеевичу Новосёлову была присуждена _______________________________по физике за ___________ год.

    Вид работы: поиск информации о кристаллах Крыма (где, когда, кто нашёл?)

    Результаты

    E:\ММСО\+++.jpg

    Царица мира и её тень

    1. Внутренняя энергия

    Теория

    Термодинамика и статистическая механика. Термодинамическая система. Внутренняя энергия в МКТ. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа: .

    Вид работы: составление и решение задачи

    Результаты

    Текст задачи

    Решение

    2. Работа в термодинамике

    Теория

    Работа в механике и термодинамике. Изменение внутренней энергии при совершении работы. Работа газа A = pΔV, где p =  ΔV = V2 - V1

    Вид работы: наблюдение работы газа при его сжатии и расширении (цифр.лаб.)

    Результаты

    Объём газа V

    Давление газа p, кПа

    pср.ар.., кПа

    p, Па

    ΔV,  м3

    A, Дж

    1

    15 мл

    м3

    -

    2

    20 мл

    м3

    3

    25 мл

    м3

    4

    30 мл

    м3

    5

    35 мл

    м3

    -

    6

    40 мл

    м3

    7

    45 мл

    м3

    8

    50 мл

    м3

    3. Количество теплоты. Уравнение теплового баланса

    Теория

    Молекулярная картина теплообмена. Количество теплоты и теплоёмкость. Удельная теплоёмкость_________. Удельная теплота парообразования________. Удельная теплота плавления. Уравнение теплового баланса:_________________________________________________

    Вид работы: проверка закона сохранения энергии для тепловых явлений

    Результаты

    Т1, ºС

    Т2, ºС

    Т, ºС

    Q1, Дж

    Q2, Дж

    Q3, Дж

    Q1 + Q2,, Дж

    Место для записей и вычислений

    Q = mcT

    Выводы

    Измерение и оценка

    параметров микроклимата в помещении

    Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха.

    Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица.

    Указание. 

    Измерение температуры воздуха.

    1. Снимите показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутренней стены комнаты, для этого установите термометры на 10-15 мин в этих точках.
    2. Вычислите среднюю температуру воздуха в помещении.
    3. Определите перепад температур по вертикали, производя измерения на расстояниях 0,25 м от пола и потолка.
    4. Повторите измерения 3-4 раза. Результаты оформляйте в оценочных листах

    Измерение относительной влажности воздуха

    Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха.

    Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60%

    Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении.

    Климатологический мониторинг

    Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС.

    Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов.

    Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время.

    Ответьте на вопросы

    Как соль борется с потопами?________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Можно ли утолить жажду воздухом?__________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Как получали влагу из него в Крыму?__________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?__

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Почему без зелёных растений не будет огня?____________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Есть ли тень у теплоты?_____________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    В состав данной группы входят: ______________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    __________________________________________________________________

    Измерение и оценка

    параметров микроклимата в помещении

    Микроклимат закрытого помещения – это тепловое состояние среды, зависящее от температуры и влажности воздуха.

    Оборудование: термометр, ватка, вода психрометрическая таблица.

    Указание. 

    Измерение температуры воздуха.

    1. Снимите показания термометра на высоте 1,5 м от пола в трёх точках по диагонали: на расстоянии 0,2 м от наружной стены, в центре помещения и на расстоянии 0,25 м от внутренней стены комнаты, для этого установите термометры на 10-15 мин в этих точках.
    2. Вычислите среднюю температуру воздуха в помещении.
    3. Определите перепад температур по вертикали, производя измерения на расстояниях 0,25 м от пола и потолка.
    4. Повторите измерения 3-4 раза. Результаты оформляйте в оценочных листах

    Измерение относительной влажности воздуха

    Термометром. Измерьте температуру воздуха, затем смочите ватку и поднесите её к рабочей части термометра. Дождитесь теплового равновесия, измерьте температуру. Определите по полученным данным (разность показаний сухого и влажного термометров) и психрометрической таблице влажность воздуха.

    Психрометром. Конец влажного термометра, обёрнутого материей, смочите чистой водой. Через 5-10 мин измерьте температуры tс и tвл сухого и влажного термометров соответственно. Используя психрометрическую таблицу, определите относительную влажность φ воздуха и сравните её с рекомендуемой 30-60%

    Сделайте вывод о температурном режиме помещения и о влажности в помещении.

    Климатологический мониторинг

    Оборудование: гигрометр психрометрический, психрометрическая таблица, барометр-анероид, термометр универсальный со шкалой от -40 до +60 ºС.

    Климатический мониторинг – система контроля, наблюдения за состоянием окружающей среды; совокупность наблюдения, оценки состояния и прогноз всевозможных изменений климатологических факторов.

    Указание. Измерьте температуру воздуха в контрольной точке. Для этого установите термометр на высоте не менее 1,5 м над поверхностью земли в тени. Через 8-10 мин снимите показания термометра. Определите атмосферное давление pатм с помощью барометра-анероида. Определите влажность воздуха по психрометру. Для этого снимите деталь, прикрывающую нижние части термометров; оберните тряпочку вокруг правого термометра и смочите её чистой водой; поставьте деталь на место; заведите механизм обдува воздухом; подвесьте психрометр на верёвке в тени; через 10-15 мин снимите показания с сухого и влажного термометров; определите влажность по психрометрической таблице. Результаты запишите в оценочный лист. Проведите подобные измерения в разных местах и в разное время.

    Ответьте на вопросы

    Как соль борется с потопами?______________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Можно ли утолить жажду воздухом?________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Как получали влагу из него в Крыму?________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Чем можно покрыть наше тело, чтобы его температура поднялась до 100 ̊С?_________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Почему без зелёных растений не будет огня?_________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    Есть ли тень у теплоты?__________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    В состав данной группы входят: ___________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________

    _______________________________________________________________



    Приложение 2. Блок дополнительного образования

    Заполняется педагогом дополнительного образования

    Дополнительная общеобразовательная программа

    Реализатор(ы)

    Например, педагог допобразования Семёнов С.С.

    Тема занятия в рамках экспериментариума

    Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума

    2

    Цель занятия в рамках экспериментариума

    Формулируется цель в связи с содержанием программы дополнительного образования и в привязке к предметному содержанию блока общего образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены)

    Задачи занятия в рамках экспериментариума

    Форма реализации

    Место проведения

    Например, школа, столовая школы или такого-то лагеря, библиотека «Артека» и т.д.

    Модель занятия и хронометраж

    Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения.

    Ожидаемые результаты

    Конкретные продукты работы обучающихся в кружках допобразования

    Критерии оценки результатов

    Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

    Формы контроля результатов

    Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.


    Приложение 3. Образовательная деятельность в лагере

    Заполняется педагогическим работником лагеря

    Образовательная программа лагеря

    Реализатор(ы)

    Педагогический работник лагеря Петров П.П.

    Тема занятия в рамках экспериментариума

    Цель занятия в рамках экспериментариума

    Формулируется цель в привязке к предметному содержанию блока общего образования, блока дополнительного образования и в привязке к тематике смены (эта цель не должна совпадать с общей целью экспериментариума, а представлять собой один из элементов этой цели, который связан с содержанием программы дополнительного образования и тематикой смены)

    Задачи занятия в рамках экспериментариума

    Кол-во часовданного блока в рамках экспериментариума

    2

    Форма реализации

    Место проведения

    Например, фойе лагеря, столовая лагеря, библиотека «Артека» и т.д.

    Модель занятия и хронометраж

    Описывается ход этапов занятия с указанием форм организации деятельности детей (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, смешанная), а также площадок проведения обучения.

    Ожидаемые результаты

    Например, защита проектов, устное выступление с использованием презентации медиапродукта и предоставлением материала на бумажном и/или электронном носителях, проведение экскурсии, защита исследовательских работ, флешмоб, театрализация, сценарии, выставки изобразительных продуктов и предметов прикладного творчества, макеты, модели, рецензии

    Критерии оценки результатов

    Критерии оценки результатов при безотметочном оценивании

    Формы контроля результатов

    Возможные варианты: наблюдение, анкетирование, опрос, мониторинг, самостоятельная работа, контрольная работа, тестовые задания, графическая работа.