Задание 1

Крупина Наталья Александровна

Найдите и отметьте в нём языковые средства, характерные для жанра эссе (метафоры, сравнения, эпитеты). Отметьте использование полемически заострённых утверждений, субъективность изложения, эмоциональность речи, смешение разнородных пластов лексики. Есть ли в тексте какие-либо стилистические фигуры (анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, риторические обращения, умолчания и т.д.)? Какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение в прозе?

Голуби

   Я стоял на вершине пологого холма;  передо мною – то золотым, то посеребрённым морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

   Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух;  назревала гроза великая.

   Около меня солнце ещё светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона. Всё притаилось… всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи.

   Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне.

   Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю…

   И вот по одноцветной её синеве замелькало что-то; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

   Летел, летел – всё прямо… И потонул за лесом.

   Прошло несколько мгновений… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полётом два белых голубя.

   И вот наконец сорвалась буря – и пошла потеха!

   Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется, как бешеный. Всё закрутилось, смешалось, закачался отвесными столбами рьяный ливень…

   Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто летал за товарищем, и тот, кого он привёл и, может быть, спас.

   Нахохлились оба – и чувствует каждый своими крыльями крыло соседа…

   Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

                                                                    (по И.С.Тургеневу)

2. Анализ текста. Прочитайте текст, определите стиль и жанр его. Обоснуйте свой ответ. Найдите и отметьте в нём языковые средства, характерные для жанра эссе.

Потерянная грусть

   Мне вспоминается сентябрь далёкого года. Какие глубины синевы открывались тогда над лесами! Сколько шороха, мимолётного, чуткого, ожидало ветер под каждым кустом! Какие осторожные листья сыпались в жёсткие травы!

   Ветер делал с листвой, что хотел, и с каждой минутой из лесов уходил полумрак. На смену зелени, птичьему говору незаметно приходил тихий пронзительный свет. То ли это светили сугробы листвы, то ли солнце свободней сияло сквозь поредевшие ветви.

   Люди с утра уходили из деревни в поля и возвращались уже на ощупь, в темноте. Вскоре стало казаться, будто леса не опадают в пустые равнины, а, словно облака, поднимаются в небо.

   И тут пришло письмо, я должен уезжать.

   И я уехал.

   С тех пор уже третья осень. И всякий раз я прихожу в эти леса. Но сентябрь как будто не тот. Не вижу я больше той несостоявшейся счастливой грусти. И каждую осень ищу я за деревней это потерянное ощущение, словно оно где-то стоит на пригорке. Молчит под рябиной и вот-вот аукнется издали.

(Ю. Куранов)

3. Домашнее задание. Попытайтесь в жанре эссе ответить на вопрос: «Какие мысли и чувства возникли у вас при чтении текста Ю.Куранова?»