План комплексного анализа текста

Крупина Наталья Александровна
  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка).  (Определите, где нужны логические ударения, паузы- короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание, стиль текста, его языковые особенности).
  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия). На что указывает название: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия) Как проявляется взаимодействие названия и текста?
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение. (Как доказать, что этот текст художественного (публицистического) стиля?) Какие средства художественной изобразительности используются автором? (Если анализируется художественный текст).
  5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
  6.  Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
  8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
  9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд? Почему из ряда синонимов используется именно данное слово?
  10. Найдите в тексте 2-3 многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
  11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые  в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.). Какова их роль в тексте?
  12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
  13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение подробное, или выборочное, или сжатое).
  14. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Примерные вопросы

  1. Запишите текст (абзац). Подчеркните грамматические основы предложений.
  2. Какова роль в этом тексте односоставных предложений (сложных)? Как их использование связано с содержанием текста?

 

Сравнительный анализ художественных текстов

  Примерный план сопоставительного анализа  содержит в себе все элементы комплексной работы с текстом:

  1. вопросы и задания, направленные на осмысление содержания текста;
  2. задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «тема», «основная мысль», «способы, средства связи между предложениями»;
  3. задания языкового характера, отражающие изучение системы языка;
  4. вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора;
  5. вопросы, направленные на понимание «диалогичности» анализируемых текстов;
  6.  творческое задание, связанное с составлением собственного текста-сопоставления об анализируемых текстах.

Для успешного выполнения творческого задания предлагаются памятки речевых моделей.

Речевые модели сопоставления и противопоставления

Слова и словосочетания, которые помогают выразить

                  противопоставление

  • наоборот; напротив
  • однако; а; но
  • противоположна(о), противопоставлена(о), различна(о)
  • с одной стороны… с другой
  • если в тексте…речь идет о…, то в поэтических строчках…- о…
  • но бывает и по-другому
  • и в то же время
  • в отличие от…
  • как не похоже на картину…в стихотворении…
  • нетрудно заметить, как по-разному звучат
  • написанные на близкие темы, тексты…поражают своим  несходством; различие между… сказывается

сопоставление

  • как и у…, в стихотворении…тоже есть…
  • и в том и в другом тексте встречается…
  • в синтаксическом (морфологическом, лексическом) строе двух текстов мы также можем увидеть и сходство, и различие
  • достаточно сравнить, например…
  • объединяет поэзию…и…
  • родство поэзии…и поэзии…может уловить любой читатель
  • эти строки непосредственно связаны с…
  • …является откликом на…