Задание 2

Крупина Наталья Александровна

Сопоставительный анализ стихотворения в прозе «Истина и правда» И.С.Тургенева и этюда М.М.Пришвина «Все и каждый» (10 класс)

Истина и правда

— Почему вы так дорожите бессмертием души? — спросил я.

— Почему? Потому что я буду тогда обладать Истиной вечной, несомненной... А в этом, по моему понятию, и состоит высочайшее блаженство!

— В обладании Истиной?

— Конечно.

— Позвольте; в состоянье ли вы представить себе следующую сцену? Собралось несколько молодых людей, толкуют между собою... И вдруг вбегает один их товарищ: глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга, едва может говорить. «Что такое? Что такое?» — «Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину! Угол падения равен углу отражения! Или вот еще: между двумя точками самый краткий путь — прямая линия!» — «Неужели! о, какое блаженство!» — кричат все молодые люди, с умилением бросаются друг другу в объятия! Вы не в состоянии себе представить подобную сцену? Вы смеетесь... В том-то и дело: Истина не может доставить блаженства... Вот Правда может. Это человеческое, наше земное дело... Правда и Справедливость! За Правду и умереть согласен. На знании Истины вся жизнь построена; но как это «обладать ею»? Да еще находить в этом блаженство?                                                                                     Июнь, 1882        (И.С.Тургенев)

 

Все и каждый

    Есть книги для всех, и есть книги для каждого. Для всех- учебники, хрестоматии; для каждого книга- это зеркало, в которое он смотрится, и сам себя узнает, и  познает в истине.

    Книга для всех учит нас, как нам надо за правду стоять. Книга для каждого освещает наше личное движение к истине.

    Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется.

    Правды надо держаться- истину надо искать.                                             (М.М.Пришвин)

                          

Задание

  1. Прочитайте стихотворение в прозе И.Тургенева. Определите композицию. Составьте план. На основании наблюдений определите тип речи данного текста.
  2. Прочитайте текст М.Пришвина. Объясните деление этого текста на абзацы. Определите тип речи.
  3. Сделайте вывод о композиционных особенностях текстов. (У Пришвина каждый следующий абзац конкретизирует предыдущий, всё сужая тему размышлений.)
  4. Какие слова являются ключевыми в текстах? Какую роль играют слова книга и блаженство в этих текстах?
  5. Выпишите в две колонки словосочетания, предложения, в которых употребляются слова правда, истина. Сделайте вывод о сфере употребления каждого слова.
  6. Опираясь на результаты проведенной работы, составьте сравнительную характеристику слов истина и правда,  подчеркивая различия между этими словами.