Дискуссионная площадка: «Территория детства: где заканчивается игра и начинается учеба?»

Якименко Сэмбель Явдатовна

Уважаемые педагоги и родители! Давайте на мгновение представим мир дошкольника. Это мир, где палка может стать мечом, лошадкой или волшебной палочкой. Мир, где главный вид деятельности — это игра. Но мы, взрослые, живем в мире, где ценится результат, знания и подготовка к школе. Где же проходит эта тонкая грань? И существует ли она вообще? Сегодня мы не будем искать единственно верный ответ, а попробуем вместе поразмышлять, послушать друг друга и, возможно, открыть для себя что-то новое.

Предлагаем два противоположных утверждения.

 

Утверждение 1: «Современный детский сад должен быть в первую очередь школой раннего развития. Чем раньше мы дадим ребенку знания, тем успешнее он будет в будущем».

Аргументы "ЗА" (чаще звучат от родителей):

 Современный мир очень конкурентен, нужно готовить ребенка к нему с пеленок.

 В школе требования высоки, без подготовки будет сложно.

 Ребенок как губка, он может и должен впитывать как можно больше информации.

 Аргументы "ПРОТИВ" (чаще звучат от педагогов, но не всегда):

  Раннее форсирование учебы убивает главное — мотивацию к познанию. Ребенок, которого учили читать с 3 лет, к 7 годам может испытывать отвращение к книгам.

  В дошкольном возрасте ведущая деятельность — игра. Через нее развиваются все необходимые для учебы функции: произвольное внимание, память, мышление.

 Перегруженный информацией мозг «бунтует»: это может выливаться в неврозы, тики, агрессию.

 

Утверждение 2: «Детский сад — это территория свободной игры. Всему необходимому ребенок научится сам, когда придет время. Главное — не мешать».

 Аргументы "ЗА":

  Игра — это естественная потребность ребенка, его работа и его язык.

   В свободной игре рождаются креативность, умение выходить из сложных ситуаций и самостоятельность.

  Давление и структурированные занятия мешают развитию индивидуальности.

Аргументы "ПРОТИВ":

  Полное невмешательство — это упущенные возможности. Задача взрослого — обогащать среду, предлагать новые вызовы, быть «модератором» игры.

  Есть вещи, которые сам ребенок не «откроет» (например, этикет, основы безопасности). Нужен чуткий направляющий.

  Школа — это реальность, к которой ребенка нужно тактично подготовить, чтобы смена деятельности не стала стрессом.

С чем согласны, а с чем нет?

 

 

Комментарии

Якименко Сэмбель Явдатовна

Я согласна с педагогами

Задача педагога в том, чтобы дети не потеряли интерес к познанию нового. Чтобы им было интересно учиться, нужно придумывать что-то новое, заинтересовывать, ненавязчиво направлять деятельность ребят.