Дрегало Елена Евгеньевна

сайт учителя-логопеда МБДОУ

Играем пальчиками, развиваем речь.

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: коррекционная работа с дошкольниками

Увлечения: квилинг, кусудамы, вязание

Страна: Россия

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: пгт. Фёдоровский

Место работы: МБДОУ ЦРР детский сад "Танюша"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/gulenova-elena-evgenevna

 

Е.Е. Дрегало

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад «Танюша», городское поселение Фёдоровский,  Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюменской области, Россия.

 

«Играем с детьми – развиваем речь».

         (советы учителя – логопеда)

     (из опыта работы)

В семье появился малыш! Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли сделано для того чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении всех предметов школьной программы!

Порою умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности овладения речью.

На это есть несколько причин: ребенок много болеет и часто отсутствует в детском саду, совсем не посещает дошкольное учреждение и т.д. С такими детьми, как правило, требуется индивидуальная работа. И в этом большую помощь своим детям могут оказать родители.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонение в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от сильных постоянных звуковых воздействий (включать на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не народными средствами, а обращаться в медицинские учреждения.

Взрослые должны помочь ребенку овладевать правильным звукопроизношением,  но не следует форсировать речевое развитие. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объёму стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему недоступны (например, в 2-3 года правильно произносить шипящие звуки и звук Р), читать художественные произведения, предназначенные для детей школьного возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. И поэтому важно чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, старших братьев, сестер, товарищей с которыми малыш часто общается.

Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительными или ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных в звуко-слоговом отношении. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или поощрять.

Некоторые недостатки в речи детей возможно устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Ряд недостатков устранить легко, и доступно не только воспитателю, но и родителям. В семье обычно поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книги, рассматривая картинки, родители предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), описать картинку. Дети справляются с такими заданиями, но допускают речевые ошибки. В этом случае не следует перебивать ребенка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки, дать образец.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребенка нельзя. В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-нибудь задание и т.п.), взрослый же за это время подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого интересного для себя собеседника, и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

 В семье для ребенка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Связная речь представляет собой развернутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.

Развитие связной речи является наипервейшим и наиважнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений из художественной литературы и устного народного, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.

Каждый из нас хочет видеть своего малыша отличником, но не каждый знает, как начать воспитывать будущего отличника.

Вспомните старые детские игры и забавы как кладовую педагогических приемов, интересных находок, разнообразных возможностей для развития детей. Народная традиция жива, и она постоянно пополняется и обогащается. Народное творчество развивает в детях ум, смекалку, чувство родного языка, общительность, доброту; закладывает в детях то, что делает потом взрослых мудрыми и сильными духом.

Главная роль сказок, потешек, прибауток – в раннем овладении речью. Рифмы и внимание привлекают, и запоминаются легко и быстро. Ритм потешек и колыбельных, их эмоциональная окраска заставляют прислушиваться даже самых маленьких детей. Это залог того, что ребенок быстрее заговорит, причем правильно, то есть грамотно, красиво, размеренно.

Пальчики малыша необходимо тренировать – об этом скажет вам каждый специалист: логопед, детский врач. Упражнения данного направления рекомендуется  делать именно для того, чтобы развить мышление ребенка и заложить фундамент правильной речи, так как, речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

А еще важно помнить, что и мальчиков и девочек надо «тетешкать», то есть тормошить, похлопывать, поглаживать, от этого ребенок будет добрее и счастливее!

Наверное, нет в наше время родителей, которые не знали бы о пользе пальчиковых игр. Ведь развитие мелкой моторики рук отлично развивает и речь, и интеллект ребенка, вырабатывают у него внимательность, способность сосредотачиваться и расслабляться.

Высокий уровень развития мелкой моторки свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психической готовности ребенка к школе. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами.

  Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самомассажа рук. Самомассаж – один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно два-три раза в день. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

Самомассаж пальцев рук начинается с легкого растирания подушечек пальцев в направлении от кончиков к ладони на одной руке, затем на другой.

Далее переходим к пальчиковым играм. Представления о том, что такое эти пальчиковые игры, и как, собственно, в них играть, совершенно разные. Кто-то вспомнит самую обычную «сороку-белобоку», а кто-то скажет о необходимости специальных занятий, и желательно – по составленным профессионалами пособиям. И все, в общем-то, будут правы. Потому что пальчиковых игр очень много,  и заниматься ими можно по-разному.

Жестовые игры. Движения в них выполняются всей кистью руки (движений отдельными пальцами мало). Примером такой игры могут служить «Ладушки». Подобные упражнения полезны не только малышам, но и детям постарше, 2-3 лет, так как развивают координацию движений кистей и пальцев, а старшим дошкольникам еще и помогают преодолеть зажатость и скованность.

Наконец, собственно пальчиковые игры можно разбить на два подвида: «статические» – нужно составить из пальцев какую-либо фигуру и «динамические» – нужно выполнять пальцами какие-либо действия.

«Статические» упражнения – это, к примеру, «театр теней» складываем пальцы так, чтобы тень от руки была похожа на собачку, зайца, голубя… Будет интересно, если и взрослые поучаствуют в этой игре. Есть и специальные упражнения подобного типа – их можно использовать как элемент гимнастики для ребенка.

Если вы изобразите зайчика (вытянув вверх указательный и средний пальцы и соедините остальные), и ваш зайчик начнет сгибать то одно, то другое «ухо», – это будет простейшее «динамическое» пальчиковое упражнение. Вот еще пример простой игры такого вида – «Лесенка»: «Я иду наверх» (левую ладонь поставьте перед собой вертикально, пальцы раздвиньте; указательным пальцем правой руки по очереди прикасайтесь к пальцам левой руки, начиная с мизинца, как бы поднимаясь по ступеням лесенки), «Я спускаюсь вниз» (указательный палец «спускается» по пальцам левой руки вниз от большого к мизинцу).

Подобные упражнения полезны не только малышам, но и старшим дошкольникам для подготовки руки к письму. Задания в этом случае должны быть посложнее: например, «прошагать» по дорожке указательным и безымянным пальчиками, потом указательным и мизинцем, большим и указательным и т.д.

«Динамические» пальчиковые игры отлично подходят в качестве развлечения детской компании. Устроим шутливое соревнование «многоножек»! Перед началом игры дети должны положить руки на край стола. По сигналу взрослого многоножки начинают двигаться к противоположному краю стола, причем в движении принимают участие все пять пальцев. Аналогично можно проводить соревнования «слоников»: средний палец правой или левой руки – это «хобот», а остальные пальцы – «ноги слона». Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все четыре ноги.

Подобные игры–соревнования разнообразны (например «Камень-ножницы-бумага»). В них интересно играть и малышам, и школьникам, а может быть, и их родителям тоже.

Для гармоничного развития дошкольников, можно также применять кинезеологическую гимнастику. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Такая гимнастика стимулирует интеллектуальное развитие. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.  Что позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможностей его мозга.

Родители должны понять, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень хочется, чтобы дети наши жили лучше, чем мы, и при этом не забывали то, чем народ наш издавна силен:

Любовью к Родине, справедливостью, умением Работать – и нашей древней прекрасной культурой.

1.

«Современный подход к профи­лактике и коррекции стертой формы дизар­трии у детей».

Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. 

У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. В детском возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Недостатки речи при дизартрии могут быть исправлены с помощью логопедических занятий. 

Корни дизартрии

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону. У детей частота дизартрии прежде всего связана с поражением нервной системы плода и новорожденного. Среди причин важное значение имеют асфиксия (удушье) и родовая травма; поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус-фактору; инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы; реже – нарушения мозгового кровообращения; опухоли головного мозга; пороки развития нервной системы, а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем.

Стертая дизартрия

Стертая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др. Стертая форма дизартрии чаще всего диагностируется после пяти лет.

Как понять, что ребенок  болен дизартрией?

При обследовании в поликлинике у логопеда у детей в возрасте 5-6 лет со стертой дизартрией выявляются следующие симптомы

  • нарушения общей моторики 
  • нарушение мелкой моторики рук 
  • патологические особенности в артикуляционном аппарате 
  • нарушения звукопроизношения 
  • нарушения интонационно-выразительной окраски речи 
  • недостаточное общее речевое развитие 

Принципы лечения дизартрии

Дизартрия – неврологический диагноз. Логопед занимается коррекцией нарушенных речевых функций, медикаментозное же лечение назначается психоневрологом.

Лечение дизартрии возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия:

  • Лекарственные средства.
  • Физиотерапия, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движений органов артикуляции.
  • Общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма. 
  • Лечение сопутствующих заболеваний. 
  • Логопедическая работа по развитию и исправлению речи. 

Как помочь ребенку? (для родителей)

            Родители являются первыми помощниками своему ребенку. Что может сделать родитель при коррекции стертой формы дизартрии?

  1. Развивать слуховое восприятие и сенсорные функции: выполнять ваши просьбы с первого раза, просить описать тот или иной предмет (какой он? Например: помидор – красный, большой (маленький) круглый).
  2. Формировать потребность в речевом общении: как можно больше общайтесь с ребенком. Просите ребенка рассказывать о его рисунках, обсуждайте с ним его любимые мультфильмы, героев и т.д.
  3. Развивать и уточнять пассивный и активный словари: не бойтесь говорить ребенку незнакомых слов, но и старайтесь доступно объяснить их значение.
  4. Работать над дыханием (упражнения на развитие дыхания «Сдуй перышко», «Подуй в трубочку»).
  5. Массаж:
  6. шейных мышц:
  7. Поглаживаем горло и шею то правой рукой то левой, сверху вниз, захватывая подбородок;
  8. Поглаживание боковой части шеи с движением головы в право и влево.

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка.

Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

  • лица:
  • поглаживание от середины лба к вискам;
  • поглаживание от бровей к волосистой части головы;
  • поглаживание от линии лба вокруг глаз;
  • поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;
  • поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;
  • поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;
  • легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;
  • надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Как помочь ребенку? (воспитатели и специалисты)

Коррекция стертой дизартрии у детей дошкольного возраста предупреждает дисграфию у школьников.

Ведущим в структуре речевого дефекта при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи.

Минимально выраженные мозговые нарушения могут привести к возникновению стертой дизартрии, которую следует рассматривать как степень проявления данного речевого дефекта (дизартрии).

Неяркие, стертые нарушения со стороны черепно-мозговых нервов могут быть установлены в процессе длительного динамического наблюдения, при выполнении усложняющихся двигательных заданий.

Стертая дизартрия может наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, имеющих в анамнезе заключение – ПЭП (постнатальная энцефалопатия) и другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия во время внутриутробного развития или в период родов, а также после рождения. В этих случаях легкая (стертая дизартрия сочетается с другими признаками минимальной мозговой дисфункции. (Е.М. Мастюкова).

Мозг ребенка раннего возраста обладает значительной пластичностью и высокими компенсаторными резервами. Ребенок с ранним церебральным (ПЭП) поражением к 4–5 годам теряет большую часть симптоматики, но может оставаться стойкое нарушение звукопроизношения и просодики.

У детей со стертой дизартрией в связи с нарушением ЦНС и нарушением иннервации мышц речевого аппарата не формируются необходимые кинестезии, вследствие чего спонтанно не совершенствуется произносительная сторона речи.

Существующие методы коррекции стертой дизартрии у дошкольников не решают проблемы в полном объеме, и дальнейшая разработка методических аспектов устранения дизартрии является актуальной. Изучение дошкольников со стертой дизартрией показало, что наряду с нарушениями функции и тонуса артикуляционного аппарата характерным для данной группы детей является отклонение в состоянии общей и мелкой ручной моторики.

Во многих работах подчеркивается необходимость включать в коррекционную работу при стертой дизартрии развитие мелкой моторики рук.

Близость корковых зон иннервации артикуляционного аппарата с зонами иннервации мышц пальцев рук, а так же нейрофизиологические данные о значении манипулятивной деятельности рук для стимуляции речевого развития обуславливают такой подход к коррекционной работе.

В трудах Л.В. Лопатиной, Э.Я. Сизовой, Н.В. Серебряковой были освещены проблемы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах с дошкольниками со стертой дизартрией.

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и другие отмечают, что для детей со стертой дизартрией характерны:

  • Фонетические нарушения.
  •  Фонематические нарушения.
  • Нарушение просодики.
  • Нарушение лексико-грамматического компонента языка.
  • Расстройство общей моторики.
  • Расстройство мелкой моторики пальцев рук.
  • Расстройство артикуляционной моторики.
  • Нарушение слоговой структуры слова.

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова и др. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию общей моторики, артикуляционной моторики, нормализации мышечного тонуса, мелкой моторики пальцев рук, а так же проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1 этап – подготовительный

Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:

  • нормализация мышечного тонуса,
  • нормализация моторики артикуляционного аппарата,
  • нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
  • нормализация голоса,
  • нормализация просодики.
  • нормализация мелкой моторики рук.

2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков

Направления:

  • выработка основных артикуляционных укладов,
  • определение последовательности работы над звуками,
  • развитие фонематического слуха,
  • постановка звука,
  • автоматизация,
  • дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3 этап – выработка коммуникативных умений и навыков

Направления:

  • выработка самоконтроля,
  • тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4 этап – преодоление или предупреждение вторичных нарушений

5 этап – подготовка к обучению в школе

Направления:

  • формирование графомоторных навыков,
  • развитие связной речи,
  • развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения.

Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

 

 


О себе

Дрегало Елена Евгеньевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР - детского сада "Танюша", пгт. Фёдоровский, Сургутского района, Тюменской области, Россия

Книги, которые сформировали мой внутренний мир


Мой взгляд на мир

Жить в обществе и жить свободным от общества нельзя!

Мои достижения


Моё портфолио

Е.Е. Дрегало - учитель-логопед Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада «Танюша», городское поселение Фёдоровский,  Сургутский район, ХМАО - Югра, Тюменской области, Россия.

 

 

Добавить грамоту в портфолио