II. ШКОЛА АКТИВНЫХ РОДИТЕЛЕЙ

Тимошевская Татьяна Владимировна

"Для Вас, родители!"

 Если ребёнка лишь критиковать,

Он научится всё отрицать!

 Если он видит вокруг лишь врагов,

Будет драться вечно готов.

 Если всё время над ним издеваться,

Будет собственной тени стесняться.

 Если взрослых поступки постыдные,

 За себя постоянно ему будет стыдно!

 Но если взрослые проявляют терпение,

Будет и он терпелив без сомнения!

Если поддержка его окружает,

 В себе он уверенность приобретает.

Щедро хвалите его и тогда

Будет он жизнью доволен всегда!

 Будьте к нему справедливы, люди,

 И справедливым ребёнок Ваш будет!

Коль в безопасности будет малыш,

 Этим доверье его укрепишь!

А одобрение, чувствуя Ваше,

Он сам себе будет нравиться чаще!

 Любите его таким, каков он есть,

 Ему не нужны заигрывания и лесть,

 И он, как это свойственно детям,

Любовью горячей на это ответит.

                                          Дороти Ло Нолте

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети – зеркало родителей?

Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует меня до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей и... Перед глазами потрясенных взрослых разыгралась безобразная сцена. Дети, «выпив» лимонада и «закусив» его сладостями, начали вести себя точно так, как ведут себя за столом в праздник изрядно подвыпившие взрослые, вплоть до глупых ссор и драк между «гостями»...

До чего же похожи на нас наши дети! Еще в младенческом их возрасте мы непрестанно умиляемся, обнаружив у маленького розового комочка наши глаза, уши или нос. Попозже, в раннем детстве, опять-таки частенько вытираем умильные слезы, подсмотрев у чада наш жест, поступок или совсем-совсем взрослую фразу. А еще через несколько лет, утирая холодный пот со лба, пытаемся понять, как же смогло проявиться в ребенке не только то, что есть в нас лучшего, но и то, что мы предпочли бы не воспроизводить в потомстве...

Именно основываясь на этом, многие из нас в разговорах о воспитании глубокомысленно, а иногда и со вздохом повторяют фразу: «Дети — это зеркало родителей». Но это и так, и не так одновременно. Дело в том, что, действительно, одним из психологических механизмов социализации (процесса превращения ребенка в гражданина и члена общества) выступает так называемая идентификация: буквально — уподобление взрослым, подражание им, ориентировка на их поведение как на пример и прообраз собственных действий. И конечно же, в первую очередь механизм идентификации действует в парном взаимодействии «ребенок — родитель», поскольку именно родители выступают для детей наиболее «доступными» взрослыми. Именно от нас, пытливо вглядываясь в наши поступки и действия (сколь бы малозначимыми они нам ни казались), и получают наши дети образцы и модели поведения, которые впоследствии будут реализовывать в собственной взрослой жизни. И именно в контакте с нами формируются их индивидуальные роли и представления о всем многообразии явлений окружающей действительности и отношении к ним.

Однако далеко не всегда это происходит по законам зеркального отражения. У зазеркалья семейной педагогики свои, временами очень сложные законы, и прямому отражению ребенком ваших личности и поведения могут помешать описанные И. С. Коном механизмы противодействия, когда вы, например, настолько ограничивали свободу своего сына, что, он, в пику вам, вырос «нигилистом» или, наоборот, в ответ на предоставление ему максимальной самостоятельности — зависимо-послушным, полностью находящимся под пятой авторитетов человеком. Или же ролевой взаимодополнительности, когда в семье рачительных и бережливых хозяев вырастает мот и транжира (еще бы — ему ведь не требовалось проявлять подобные качества, ибо все и без него шло нормально и хорошо) или, наоборот, в многодетной семье старшие дети становятся подлинными хозяевами. Хочется обратить здесь ваше внимание на то, что «зеркальный эффект» искажается во всех этих случаях определенными моментами семейных отношений.

К тому же нельзя не отметить, что зеркало-то это всегда бывает с двойным дном, и ваш ребенок является для вас не только воспитуемым, но и воспитателем. Советские психологи А. У. Хараш и О. М. Дерябина, впервые обратившие внимание на эти воспитательные функции ребенка, утверждают, что наши дети, во-первых, предъявляют нам образцы поведения, принадлежащие к числу высших этических эталонов: сосредоточенность на исследуемом предмете — бескорыстную и самозабвенную (у нас уже этого зачастую не остается), а также доверительное подлинно диалогическое общение без свойственных нам, взрослым, защитных механизмов. Во-вторых, они предоставляют нам редкую возможность, встав на детскую точку зрения, увидеть мир по-новому, без искажающих наше восприятие стереотипов и предрассудков. В-третьих, воспринимая нас непосредственно и точно, без свойственных нам «соглашательских» моментов, именно дети возвращают нам действительно точное зеркальное изображение нас, родителей, свободное от всяческих «взрослых» искажений. Весьма важно здесь то, что дисфункции семейного воспитания (зачастую основывающиеся на отказе родителей принимать своего ребенка таким, каким он есть) проистекают из-за неспособности взрослых людей принять свое собственное «Я», усматриваемое в миропонимании и поведении ребенка, и процесс воспитания малыша взрослым идет тем менее успешно, чем менее успешно «обратное» воспитание взрослого ребенком.

Так что формула «дети — зеркало родителей» верна лишь отчасти, отчего сплошь и рядом слепо использующий ее родитель может оказаться Алисой в Зазеркалье. И можно вполне согласиться с И. С. Коном, утверждавшим, что конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств личности родителей, ни даже из отдельно взятых методов воспитания.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Как усугубить ситуацию или вредные советы родителям

  • Настаивайте на своём, вы же правы!
  • Сломите детское упрямство (тогда у ребёнка либо будет заниженная самооценка, либо он перестанет слышать ваши замечания)
  • Не давайте ему ничего делать самостоятельно (он же ещё маленький и глупый)!
  • Покажите ребёнку, что его мнение никто в расчёт не берёт
  • Постоянно ругайте

Выполняйте эти вредные советы и тогда у ребёнка довольно быстро возникнут невротические симптомы. Ребёнок вырастит безвольным и малоинициативным (либо упрямым и жестоким).

-Мама, дай машинку!
Мама дает со словами:
- Возьми, сынок.
Малыш раздраженно:
- Не хочу машинку!
Мама забирает игрушку. Малыш гневно:
- Дай машинку!!!

А-а-а!!!

И так далее по нарастающей...

Вы узнали своего ребенка? Значит, у вас в самом разгаре так называемый «кризис 3 лет».

Что происходит с ребенком в этом возрасте? В чем истинная причина его «ужасного» поведения? Как себя вести родителям, чтобы с наименьшими потерями пройти этот период, и максимально сократить его продолжительность?

Кризис 3 лет – это важный этап в становлении психического развития ребёнка. Это кризис социальных отношений ребёнка.
Кризис может быть как ярко выраженным, так и слабо, но он обязательно должен наступить. Когда наступит – радуйтесь,- ваш ребёнок развивается нормально.
Первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2,5-3,5 года).

Упрямство, протесты, истерики и своеволие - частые проявления кризиса 3 лет у детей. Еще вчера милый и послушный, малыш вдруг превращается в тирана, устраивающего истерики по любому поводу. Как реагировать и что делать родителям?

Три года – возраст, когда ребенку так хочется ощутить себя взрослым и самостоятельным, в этом возрасте дети уже имеют собственное "хочу" и готовы отстаивать его перед взрослыми. Это время открытий и находок, возраст пробуждения фантазии и осознания себя как личности. Ярко выраженная особенность данного периода - кризис трех лет. У малышей он может проявляться по разному, но основными «симптомами» являются крайнее упрямство, негативизм и своеволие.

Малыш отказывается ложиться спать, не хочет сам одеваться, убирать игрушки. Капризничает – «Я хотел пойти другой дорогой!» (Когда пройдено уже половина пути и свернуть на другую дорогу уже нет возможности). Кричит и топает ногами, если родители не выполняют любую его просьбу.

Нередко такое поведение ребенка застает родителей врасплох. Еще вчера ребенок с удовольствием выполнял все несложные поручения, и вдруг он начинает все делать «наоборот» - убегает, когда его зовут, раздевается, когда просят одеться теплее. Порою, кажется, что он забыл все слова, кроме «Нет» и «Не хочу». Не зная, как реагировать на детские истерики и демонстративное неподчинение, родители теряются и сердятся.

Любите ребёнка не за что-то,

 а просто так. Любите его всяким: и счастливым и заплаканным, и во время истерик и во время достижений, и настойчивым и упрямым. Любите его всегда. Пусть он это знает и видит.

МКДОУ №1 «Улыбка»

ЗАТО п.Солнечный Красноярского края

Тел:8 (39156) 27-6-61

Как себя вести родителям,

чтобы сократить продолжительность кризиса 3 лет?

  1. Обращаясь к ребенку, формулируйте свои просьбы не в виде утверждения («Иди кушать»), а в виде вопроса («Ты кушать будешь?», «Ты кушать будешь сейчас или попозже?», «Ты будешь кушать рисовую кашку или гречневую?» в зависимости от ответа, который вы ожидаете услышать).
  2. Ведите себя с малышом, как с равным. Спрашивайте разрешения взять его игрушку, обязательно говорите «Спасибо», если кроха оказал вам услугу. Так вы не только избежите негативизма и упрямства с его стороны, но и подадите малышу хороший пример для подражания.
  3. Направляйте энергию ребенка в мирное русло, то есть предлагайте замену нежелательным поступкам малыша (так делать нельзя, а так можно), используйте игру для сглаживания кризисных моментов.
  4. Уступайте ребенку в «мелочах», максимально расширьте его права, позвольте ему совершать ошибки, не вмешивайтесь в детские дела, если малыш об этом не просит. Но в том, что касается его здоровья и безопасности, а так же здоровья и безопасности других людей – будьте непреклонны – НЕТ, безо всяких исключений!
  5. Если малыш стал сопротивляться вашему предложению из чувства негативизма, просто подождите несколько минут. Ему нужно немного времени, чтобы самому принять решение.
  6. Если у ребенка, не смотря на ваши усилия, началась истерика. Спокойно переждите ее, и только потом объясните, как «правильно» себя вести и почему. Но не ждите, что малыш поймет вас так, как вам бы хотелось, даже если вам кажется, что вы все очень подробно разжевали. Скорее всего, придется не раз возвращаться к этому разговору в других подобных ситуациях.

«Не хочу! Не буду!

Не надо! Я сам!»:

кризис трёх лет

Что это такое и как с этим бороться?

Заместитель заведующего по ВМР

МКДОУ №1 «Улыбка» ЗАТО п. Солнечный Тимошевская Т.В.

Суть кризиса 3-х лет

  • Ребёнок бунтует против тех норм воспитания, которые сложились, считая что он «вырос из них».
  • Стремление к самостоятельности.
  • Изменения в социальных отношениях ребёнка с окружающими людьми.
  • Происходят изменения аффективно-волевой сферы.
  • Изменяется отношение ребёнка к себе и людям
  • Ребёнок начинает мотивировать свои поступки не содержанием самой ситуации, а отношениями с другими людьми.
  • Перестраивается социальная позиция ребёнка к авторитету матери и отца.
  • Ребёнок хочет проявлять свою личность. Многие поступки мотивируются не мгновенным желанием, а связаны с проявлением личности ребёнка.
  • С одной стороны ребёнок хочет признания своей самостоятельности и независимости, а с другой – к такой форме поведения он ещё не готов.



Предварительный просмотр:

                           

                                   

                                ЁЖИК.

                   С проговариванием чистоговорки.

          Жа –жа – жа – мы нашли в лесу ежа,

 Слегка касаясь пальцами, провести по лбу 7 раз.

                 Жу – жу – жу -  подошли мы к ежу.

 Слегка касаясь пальцами, провести по щекам 7 раз.

           Ужа – ужа – ужа – впереди большая лужа.

  Приставить ладони ко лбу (козырёк), растереть лоб                                движениями в стороны – вместе.

Жок – жок – жок – надень ёжик сапожок.

 Кулачками массировать крылья носа.

 

                                     ЗАЙКА.

Тили-тили-тили-бом! Сбил  сосну зайчишка лбом!

(приставить ладони козырьком колбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе).

Жалко мне зайчишку, носит зайка шишку.

(кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам)

Поскорее сбегай в лес, сделай заиньке компресс.

(раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом).

                                      ЛЯГУШАТА.

    Выполнять движения, соответствующие тексту.

Лягушата встали, потянулись, и друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, спинки – тростинки.

Ножками затопали, ручками захлопали.

Постучим ладошкой по ручкам мы немножко,

А потом, а потом, грудку мы чуть-чуть побьём.

Хлоп-хлоп тут и там, и немного по бокам.

Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

Погладили ладошки и ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья!»

                                      ЛИСА.

Движения выполняются соответственно тексту. Все массирующие движения выполняются от периферии к центру: от кисти к плечу, от ступни к бедру и т д.

Утром лисонька проснулась, лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась, солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, растирать все лапки стала –

Ручки, ножки и бока. Вот какая красота.

А потом ладошкой пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки и бока совсем немножко.

Ну, красавица –Лиса! До чего же хороша!

Красуясь, выполнять полуобороты корпуса вправо – влево, поставив руки на пояс, выпрямив спину.

                                      РУКАВИЦЫ.

Вяжет бабушка – Лисица всем лисятам рукавицы.

(поочерёдно потереть большим пальцем подушечки остальных пальцев).

Для лисёнка Саши, для лисички Маши,

Для лисёнка Коли, для лисички Оли,

А маленькие рукавички для Наташеньки – лисички.

(поочерёдный массаж пальцев правой руки, начиная с большого, при повторении массировать пальцы левой руки).

В рукавичках – да-да-да! – не замёрзнем никогда!

(потереть ладони друг о друга).

                      ОБЕЗЬЯНКА ЧИ – ЧИ – ЧИ.

Обезьянка Чи-чи-чи продавала кирпичи.

(провести ладонями от затылочной части к основанию горла)

Подбежал тут к ней зайчонок :- Не продашь ли кирпичонок?

(указательным и средним пальцами провести по крыльям носа)

-Нет! – сказала Чи-чи-чи. Продаю я кирпичи

(всеми пальцами провести по лбу от середины к вискам)

Знай, зайчонок! Нет слова «кирпичонок»!

(раздвинуть указательный и средний пальцы, поставить их перед

 и за ухом и энергично растереть кожу около ушей).

                   

                 НАСТУПИЛИ  ХОЛОДА.

Да – да – да – наступили холода.

(потереть ладошки друг о друга)

Да – да – да – превратилась в лёд вода.

(провести пальцами рук по шее сверху вниз)

Ду – ду –ду – поскользнулась я на льду

(указательными пальцами помассировать крылья носа)

Ду- ду- ду – я на лыжах иду.

(растереть ладонями уши)

Ды – ды – ды – на снегу есть следы.

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и энергично растереть лоб движениями в стороны – к середине лба).

                                   КИСОНЬКА.

Са – са – са – кисонька – краса!

(поглаживание ладонями шеи)

Сы – сы – сы – есть у кисоньки усы.

(провести кулачками по крыльям носа)

Исы – исы – исы – молоко для кисы.

(провести пальцами по лбу от середины к вискам)

Иса – иса – иса – бантиком играет киса.

(ладонями растирать уши).

   

                                        НОСИК.

Носик, носик, где ты, носик?!

(провести кулачками по крыльям носа)

Лобик, лобик, где ты, лобик?!

(пальцами провести по лбу от середины к вискам)

Щёчка, щёчка, где ты, щёчка?!

(погладить щёки сверху вниз)

Будет чистенькая дочка,

( погладить руками шею)

Будет чистеньким сынок,

(растереть ладошками уши)

И котёнок малышок.

(потереть ладони друг о друга).

                                     СНЕГОВИК.

Раз -  рука, два – рука( вытянуть одну руку, потом другую)

Лепим мы снеговика (имитировать лепку снежков).

Три – четыре, три – четыре (погладить ладонями шею),

Нарисуем рот пошире (обвести пальчиком рот).

Пять – найдём морковь для носа (растереть крылья носа),

Угольки найдём для глаз (помассировать  виски).

Шесть – наденем шляпу косо (растереть лоб),

Пусть смеётся он у нас (улыбнуться).

Семь и восемь, семь и восемь, поплясать его попросим.

(погладить колени ладошками).

                         МИМИЧЕСКАЯ  ЗАРЯДКА.

Здесь живёт Хмурилка (массаж  точки на лбу между бровями).

Здесь живёт Дразнилка(массаж  точки на крыльях носа)

Здесь живёт Смешилка (массаж точки по срединной линии лица на нижней челюсти, между нижней губой и подбородком),

Здесь живёт Страшилка(широко раскрывая рот, вытащить как можно дальше язык, при этом потягивать с умеренной силой мочки ушей сверху вниз)

Это носик – бибка! (указательным пальцем коснуться кончика носа)!

Где твоя улыбка? (указательными пальцами массировать точки в углах рта)

                                       


Предварительный просмотр: