Захарова Ирина Сергеевна

сайт учителя математики

Профессия: учитель

Профессиональные интересы: Современные технологии и методы в преподавании предмета, межпредметные связи

Увлечения: Чтение, вязание

Регион: Томская область

Населенный пункт: с. Кожевниково

Место работы: МАОУ "Кожевниковская СОШ№2"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/irina-sergeevna-zaharova
"Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью».
Л.Н.Толстой

  • Образование: высшее
  • Общий стаж: с 15.08.2002 года
  • Педагогический стаж: с 15.08.2002 года
  • Стаж в нашей школе: с 15.08.2002 года
  • Вид деятельности: учитель
  • Квалификационная категория: первая
  • Специальность: математика и физика
  • Переподготовка: информатика

О себе

Целью моей работы является: развитие и обогащение интеллектуальных способностей обучающихся при обучении математике, применение компьютерных технологии как средства повышения успешности обучающихся развитие компетентности, инициативы, творчества через совершенствование взаимоотношений между учителем и учеником.

Для достижения  цели – необходимо создать следующие условия:

1.     положительные мотивы учения – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову ученика, а поставить его в такие ситуации, где бы складывались и развивались индивидуальные, внутренние устремления самого ученика;

2.     учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

3.     предоставление свободы выбора действий, вариативность работы;

4.     благоприятный климат в коллективе;

5.     создание ситуации взаимопонимания;

6.     возможность для творчества.

Исходя из поставленной цели, система моей педагогической деятельности представляет собой схему, состоящую из:

·        принципов педагогической деятельности;

·        специфики учебных пособий;

·        методов и приемов педагогической деятельности;

·        форм организации учебно-познавательной деятельности.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Педагогическая поэма" А.С. Макаренко

"Сердце отдаю детям" В.А. Сухомлинский

Мои достижения

Наличие наград и поощрений:

  • ДИПЛОМ победителя регионального конкурса «Математика нужна всем», 2020
  • ДИПЛОМ призера региональной дистанционной олимпиады учителей в области математического образования, 2020
  • БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО АНО ДПО «ОМУ» за профессиональное мастерство, творческое отношение к своей работе и готовность применять современные образовательные технологии в образовательном процессе, 13.05.2020
  • ДИПЛОМ победителя Всероссийского Фестиваля педагогического мастерства «Калейдоскоп педагогических идей», 27.01.2020-29.08.2020
  • БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО за активное сотрудничество в организации и проведении семейного финансового фестиваля «Ваши личные финансы, 8.02.2020
  • СЕРТИФИКАТ ЯКласс за внедрение и активное применение цифровых образовательных технологий, 2021
  • СЕРТИФИКАТ  ЯКласс , 2021
  • СЕРТИФИКАТ ЯКласс 17.12.2021
  • БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО за вклад в развитие олимпиадного движения и активное участие учеников в онлайн-олимпиаде «Я люблю математику», март 2020
  • БЛАГОДАРНОСТЬ администрации Томской области ноябрь 2022
  • БЛАГОДАРНОСТЬ за подготовку обучающихся к III олимпиаде по  математике «Пять с плюсом», 23 марта 2022

Наличие опыта работы в жюри предметных олимпиад:

  • Школьный этап 2017-2018, 2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 уч.гг
  • Муниципальный этап  2017-2018, 2019-2020,2020-2021,2021-2022, 2022-2023

 

Моё портфолио

.Моя педагогическая деятельность началась с 2002 года. В октябре 2011 года я аттестовалась на первую категории. В 2016 году был срок моей переаттестации, я находилась в декретном отпуске с 1 сентября 2014 года, категорию с меня сняли. В 2017 году я аттестовалась на первую категорию. В декабре 2022 года подтвердила категорию.

Среди важнейших прав человека, пожалуй, наиважнейшим после права на достойную жизнь является право быть умным. Защитить право каждого ребенка быть умным должна общеобразовательная школа. 

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального трудового выбора, личностного развития. Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально трудовой выбор, личностное саморазвитие. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Проблемы, с которыми столкнулись люди нового времени: стабильное снижение уровня математических знаний, отсутствие интереса к изучению предмета и биологический фактор у большинства учащихся. Может ли учитель изменить ребенка, у которого по-другому функционирует мозг или нервная система? Нет, это невозможно и не стоит этого делать. Эти проблемы  невозможно решить без интеллектуального воспитания личности. Трудно переоценить роль математики в жизни человеческого сообщества.  Математика – часть культурного мира. Человек – носитель собственного культурного мира. Математика учит строить и оптимизировать деятельность, вырабатывать и принимать решения, проверять действия, исправлять ошибки. Таким образом именно на уроках математики формируются универсальные умения и навыки, являющиеся основой существования человека в социуме. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой - для здоровья телесного.

 С этих позиций обучение я рассматриваю, как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Я, учитель математики, считаю, что я обязана предоставить ребенку возможность попасть в интеллектуальное пространство, в котором его мысль сосредоточится на интересующей его проблеме. На протяжении моей педагогической деятельности я нахожусь в постоянном поиске методов, созвучных времени: приемов, которые так организуют жизнь ребенка на каждом моем занятии, что в дальнейшем он сможет спокойно, самостоятельно строить свою жизнь. Для меня главное в учебной деятельности ученика - это понимание им того, что он изучает, и того, что с ним происходит в процессе этого изучения. Однако понимание не может быть результатом одномоментных логических действий, оно является следствием состояния ума ребенка, к которому его еще надо подвести за счет соответствующей организации его ментального опыта.

 Это определило мои цели обучения математике:

- формирование представлений о математике как универсальном языке науки;

- развитие логического мышления, пространственного воображения, критичности мышления;

- овладение математическими знаниями и умениями на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования нового поколения, необходимыми  как на базовом уровне, так и для получения образования в высшей школе;

- воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса.

Для меня, учителя математики, открыт огромный набор различных программ. Как сделать нужный выбор?  Выбор учебно-методического комплекса, прогнозирование результатов обучения, подбор дополнительной литературы и дидактического материала – первая ступенька к реализации комплекса задач, стоящих передо мною. За годы педагогической деятельности я не раз задавалась вопросом, как лучше и доступнее донести до школьников основы математических знаний. В итоге у меня сложилась собственная система работы с обучающимися. Задачи, которые я, как учитель, пытаюсь решить это развить и сохранить интерес к математике, сделать предмет более доступным и понятным.

 Именно эти обстоятельства и побудили меня выбрать такую модель обучения, в которой я смогла найти те учебные математические и дидактические материалы, которые учитывают закономерности умственного развития учащегося. И я остановилась на такой технологии, в основе которой лежит теория М.А.Холодной, доктора психологических наук, про­фессора, зав. лабораторией психоло­гии способностей и ментальных ре­сурсов им. В.Н. Дружинина в г. Москве. Научным  соруководителем этого проекта является Гельфман Эмануила Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедры математики, теории и методики обучения математики ТГПУ.

Несколько лет я работала по учебникам проекта, сейчас их нет в перечне учебных изданий, но методику применяю и на других учебных пособиях. Сейчас работаю по учебникам А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якира математика 5 и 6 классы, алгебра 7-9 классы, Ш. А. Алимова, Ю. М. Колягина,. Ю. В. Сидорова и др. алгебра 10-11, Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. 7-9 классы, 10-11классы.

Осваивая ту или иную образовательную или педагогическую технологию или методику, на своих уроках я вношу в нее что-то свое, личное, присущее только мне. Успешность в моей педагогической  деятельности во многом зависит от того, насколько применяемые мной формы и методы обучения соответствуют закономерностям детской психологии, формированию компетентности учащихся: вооружение ученика способами деятельности. При обучении в психологически комфортном режиме у ребенка появляется чувство собственной интеллектуальной состоятельности и  успешности в своей учебной деятельности.

Следует заметить, что умение реализовывать проекты, учитывающие психологические закономерности развития учащихся является одним из важнейших педагогических качеств современного педагога. На своих уроках я стараюсь соединить глубокие знания «Обогащающей модели обучения» и собственный опыт преподавания, знания индивидуальных особенностей учащихся. Применяю технологии, как мне кажется, обеспечивающие достойное качество образовательного процесса:

 - технология «Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо»

- личностно-ориентированная технология

- информационные компьютерные технологии

- проектно - исследовательская технология

- здоровье - сберегающая технология

-технология дифференцированного подхода детей с ограниченными умственными возможностями.

Применение мною перечисленных технологий способствуют:

- Формированию компетенций, получению знаний, осваиванию умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника современной школы;

-Развитию познавательных интересов, интеллектуальных возможностей средствами ИКТ;

-Формированию не только заданных индивидуальных траекторий обучения, но и произвольных траекторий, определяемых обучаемым.        

Богатый арсенал приемов обеспечивает выполнение всех технологических стадий, позволяет создать учебную среду как пространство для индивидуальных и коллективных размышлений, где поощряются дискуссии, генерируются идеи, взвешиваются альтернативы, воспитывается ответственность за принятые решения. В результате активной и разнообразной учебной деятельности обучающиеся не только глубоко и полно овладевают фактами, содержащимися в новой информации, но и конструируют новые знания, имеющие личностный характер, осваивают приемы получения новых знаний из текстов и речи.

Любой ребенок будет учиться с увлечением, если его умственная деятельность будет осуществляться в психологически комфортном режиме.

Практикую проведение уроков с применением самостоятельно составленных презентаций по темам, приготовленных мною и обучающимися. Учащиеся с удовольствием берутся за выполнение этой работы. Такие уроки вызывают познавательный интерес у учащихся к предмету, что способствует более глубокому и прочному усвоению материала, повышают творческие способности. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидулизацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей.

Электронные презентации также можно эффективно использовать и во внеурочной деятельности.

Сейчас в практику вошло репетиционное тестирование, предоставленное экзаменационным агенством «Единый экзамен», где представлены задания КИМов всех уровней. На уроке и вне его, при подготовке к ЕГЭ использую интернет-ресурсы, содержащие задания ЕГЭ.

Использую уроки и тренировочные задания на сайте Российской Электронной Школы, также платформу ЯКласс. На Якласс задаю домашнее задание и проверочные работы.

Нельзя отрицать, что ИКТ-реальность современного урока. Опыт применения ИКТ, показал, что повышается качество урока, а также позволяет добиваться высоких результатов при обучении математике, обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.

Продолжая работу по использованию компьютерных технологий на уроке, я поняла, что все же не стоит увлекаться. Компьютер, как в свое время ТСО, это не единственный метод, а лишь один из многих, способствующих повышению интереса и более эффективному обучению математике. Мое убеждение: даже компьютер не заменит живого человеческого общения ученика с учителем.  Учебный процесс  - это живое общение людей, которое, на мой взгляд, нельзя свести к серии последовательных технологических операций. Идет время, увеличивается объем информации,  меняются приоритеты и ценности, развивается наука и техника,   другими становятся дети, но  главной задачей учителя   было и остается  научить ребенка использовать полученные знания.

Систематический контроль знаний и умений учащихся - одно из основных условий качества обучения.

Материально-технические условия учебного кабинета играют важную роль в обучении математики. В моем кабинете также имеется учебно-методическая литература, раздаточный информационно-иллюстративный материал.

В старших классах я использую лекционно-зачетную систему обучения. В зависимости от дидактических целей лекции бывают вводные, обзорные, обобщающие. Учитывая различные способы восприятия информации моими учениками для понимания и усвоения ими лекционного материала, я всегда использую краткий конспект темы, презентационно - иллюстративный компьютерный материал. По мере изучения темы провожу мониторинг усвоения знаний через тестовые задания: тренировочные и контрольные, предложенные авторами учебников или составленные мною и другие виды контроля, которые использую в зависимости от уровня готовности класса. По окончании изучения темы провожу зачет. К зачету готовимся заблаговременно, каждый ученик решает тренажеры. Иногда использую групповой зачет. Практикую домашние контрольные работы по отдельным темам, предлагая их ученикам, имеющим достаточный уровень мотивации, для подтверждения качества усвоения материала. Иногда учащиеся получают домашние задания поискового характера. Такие задания предполагают самостоятельную работу с дополнительной литературой.

Поскольку в систему входит тестирование на районном и областном уровне, для определения уровня усвоения пройденных тем, использую тесты, предлагаемые ТОИПКРО и различные тренажеры.

Как учитель, я считаю важным для себя обобщать и распространять свой педагогический опыт, поэтому принимаю участия в семинарах, публикую свои методические разработкт на личном сайте.

В своей работе я считаю важным придерживаться следующего принципа: чтобы учить чему-то других, нужно постоянно заниматься самообразованием.  Я считаю своей прямой обязанностью – быть всегда в творческом поиске, упорно работать над повышением своей квалификации, изучать передовой опыт, поэтому, постоянно повышаю свой профессиональный уровень, посещая различные курсы и семинары, вебинары.

Темой для самообразования для себя я выбрала  «Разноуровневый подход при обучении математике». В классах достаточно детей с ОВЗ и нужно ко всем найти подход и каждого научить на том уровне, который под силу ему.

На практике я также убедилась, что немаловажную роль играет сочетание классной и внеклассной деятельности. Внеклассные занятия углубляют знания учащихся, полученные на уроке: повышают интерес к предмету, раскрывают способности возможностей детей, выявляют одаренных, В этом помогает проведение предметных декад и вечеров.  Дети принимают активное участие в подготовке таких вечеров, где им предоставлена возможность играть разные роли.

В своей работе я считаю важным придерживаться следующих принципов:

1. Чтобы учить чему-то других, нужно постоянно заниматься самообразованием.

2. Общаться с коллегами, т.к. в общении появляются новые идеи.

3. Не отбрасывать уже что-то наработанное, а умело связать это с чем-то новым.

4. Можно чему-то научиться от своих учеников в процессе обучения и общения.

5. Работать над совершенствованием методики в обучении математике.

Управление воспитательным процессом, руководство классом – дело сложное. В центре внимания  педагога – воспитателя в первую очередь, воспитывающая и развивающая деятельность, организация и развитие коллектива, становление личности ученика.

Каждый учитель, получив класс, как классный руководитель оказывается перед множеством вопросов: с чего начать, что должно стать главным в работе с данным классом, как сложатся отношения с ним. Но главным вопросом для меня остается один: как сделать, чтобы мы поняли друг друга? Всю работу по формированию коллектива я рассматриваю в четырех аспектах:

  • помощь детям в учебе со стороны школы и семьи;
  • организация совместной трудовой деятельности;
  • совместный отдых;
  • стимулирование и становление нравственных черт личности ребенка через союз родителей и учителей.

На мой взгляд, успешно можно работать только в том случае, если родители и дети знают тебя не только внешне, и ты знаешь их, их возможности, отношение к школе, к нелегкому труду детей – учебе.

Известно, что родительское собрание является одной из самых трудных форм работы классного руководителя. Классный руководитель озабочен не только успеваемостью школьников и их посещением, но и их нравственным обликом, физическим и психическим состоянием, климатом класса, он может и должен обратиться за помощью к родителям учеников. Родители – главные его помощники. Очень важно, чтобы собрание проходило в дружеской обстановке. Этому способствует доброжелательность преподавателя, его заинтересованность, желание помочь в решении той или иной проблемы. Результативность собрания также зависит от того, может ли каждый присутствующий высказать свою точку зрения, поделиться своими сомнениями по тому или иному вопросу.

На родительских собраниях я предлагаю для обсуждения общие педагогические или организационные вопросы, не допускаю того, чтобы зачитывались оценки детей, обсуждалось поведение какого-то конкретного ребенка или его недостатки. Считаю это абсолютно бестактным, т. к. подобный разговор унижает и ставит родителей в неловкое положение. Обстоятельства бывают разные, и не все может быть предано огласке, и стать предметом обсуждения.

На собраниях  с радостью и гордостью говорю о том, что удалось всему классу в целом и что отдельным учащимся.

Любой ребенок, в каком бы возрасте он не был, требует самого пристального внимания. Он не просто член общества, он, прежде всего Личность. Поэтому я регулярно провожу индивидуальные встречи, где бывают ученик, классный руководитель, учителя предметники, родители. Вот здесь мы и решаем любой вопрос его жизни -  учёба, место в коллективе, отношения с одноклассниками, увлечения, друзья, роль его в семье, здоровье.

Разговор в этом случае бывает доверительным, спокойным и разумным и заканчивается, как правило, подробными индивидуальными рекомендациями. В этом случае ни ученик, ни родители не чувствуют себя униженными, нет страха перед учителем, зато есть глубокое удовлетворение и сознание того, что его поймут, помогут, поддержат.

Мне хочется, чтобы все родители, придя в школу, не задавали только один вопрос: «Как учится мой сын (дочь)?», а интересовались, какие они вне дома.

Воспитывая в детях уважение ко всему их окружающему, я стараюсь заложить в своих учениках основы будущего члена семьи, доброго, отзывчивого, понимающего.

Ради этого стоит жить и работать. Дети, как известно, наша радость, боль, забота и счастье. И воспитать из них людей можно только вместе: учителям, родителям и им самим.

Мои публикации:
Алгебра
Геометрия
Математика
Добавить грамоту в портфолио