исакова надежда владимировна

сайт учителя-логопеда

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: электронные образовательные ресурсы

Увлечения: фотографирование, путешествия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г. санкт-петербург

Место работы: ГДОУ д/с № 51 Калининского района

Звание, ученая степень: учитель-логопед высшей категории

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/isakova-nadezhda-vladimirovna
"Создаёт человека природа, но развивает его"
В.Г.Белинский

Основной целью моей работы в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка. Весь материал представленный на сайте, направлен на решение этой цели.

О себе

Исакова Надежда Владимировна

 

Образование - высшее

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена, 2010 год;

Учитель -логопед по специальности "Логопедия

Мой взгляд на мир

 «Время требует перемен».

«Создаёт человека природа,

но развивает его общество».

В.Г.Белинский.

 

Времена года не стоят на месте, например, весну сменяет лето, а лето осень и т.д. Так же и меняются поколения детей и педагогов, меняется менталитет общества и его потребности в знании. Новые времена диктуют новые подходы в обучении,  в связи с этим в последние годы идет мощная модернизация обучения и воспитания.Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от кадров.

        За время работы в детском саду, я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления. Как показывает практика, инновации  в дошкольном образовании определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

         За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

          Я считаю, что педагог, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, компьютера, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках традиционных технологий. Мультимедиа-занятия, включающие в себя такие формы как показ слайдов, анимацию, видеофильмы, музыкальные клипы стимулируют непроизвольное внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в нормальном,  естественном виде, в динамике и развитии. Владение компьютерными технологиями позволяет увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам благодаря данным, имеющимся на электронных носителях и в Интернете.

         Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

  

Моё портфолио

Обобщение педагогической деятельности "Развитие познавательных процессов дошкольников через экспериментальную деятельность".

На сегодняшний день модернизация российского образования требует пересмотра технологий обучения дошкольников, ориентируя педагогов на использование в своей деятельности более эффективных форм и методов, позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.    

           Но несмотря на многие позитивные стороны, экспериментирование как метод пока не получил широкого распространения, что обусловлено рядом противоречий.

          Во-первых, анализ изученной литературы и методических изданий позволяет сделать вывод о том, что исследователи данной проблемы подходят к ней неоднозначно, определяя экспериментирование то, как деятельность дошкольников, то, как метод обучения.

           Во-вторых, педагоги испытывают затруднения при моделировании занятий познавательного цикла с элементами экспериментирования, оформлении развивающей среды с соответствующим материалом, организации самостоятельной деятельности детей с применением данного метода.

Таким образом, выделенные противоречия подтверждают недостаточное внимание со стороны педагогов данному методу обучения дошкольников.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

          Очень  важно не заглушить в ребёнке природную тягу к познанию мира – опытным путём.  Это стало основой для формирования следующих задач:

 

 

Образовательные:

  • Формировать представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие:

  • Развивать поисково-познавательную деятельность детей, как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
  • Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные:

  • Развивать  социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнёра, отстаивать свою правоту.
  • Поддерживать  у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Для решения поставленных задач, были намечены следующие этапы работы:

I. Этап подготовительный – аналитико – организационный:

- разработка и подборка диагностических методик (совместно с педагогом-психологом).

- создание  центров с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также инновационных технологий.

II. Этап практический:

-внедрение проекта «Экспериментирование – основа познания». Основой этого проекта явилось годовое перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности, куда вошли эксперименты по всем лексическим темам.

III. Этап результативный:

-подведение итогов влияния инновационной деятельности педагога на развитие каждого конкретного ребёнка.

На Iэтапе своей работы в группе я провела экспресс-диагностику, которая  была адаптированак дошкольникам своей группы, на основе некоторых приёмов и методов,описанных в работе Л.Н.Прохоровой «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».

Она позволила мне ближе и лучше узнать овладение каждого ребёнка экспериментальной деятельностью. Диагностику я проводила в форме индивидуальных и коллективных игровых заданий, во время которых использовала: картинки, схематические изображения, словесные ситуации, вопросы. Проанализировать результаты диагностики мне помогли краткие характеристики уровней освоения экспериментальной деятельностью. Диагностика мне помогла при конструировании дальнейшего педагогического процесса и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к детям моей группы.

На IIэтапе своей работы я выделила несколько общих правил. Их соблюдение позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения. Самое главное – подходить к работе творчески.  Для этого:

  1. Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
  2. Не сдерживать инициативу детей.
  3. Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
  4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
  5. Помогать детям, учиться управлять процессом усвоения знаний.

Изучив литературу по организации и проведению экспериментирования в детском саду, было отмечено, что оно очень тесно связано с различными видами деятельности. Составив перспективный  план работы, мы стали включать экспериментированиев различные виды деятельности .

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью очень важна, дети развивались творчески. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее результат эксперимента будет отображен на бумаге. Все проводимые опыты дети старались зарисовать и поместить схемы в уголке, для того, чтобы остальные дети могли провести данный эксперимент. Работа над развитием технических навыков в изображении схематических моделей часто проводилась на занятиях по изобразительной  деятельности: рисование изогнутых линий, приемы штриховки, графические наброски и т.д.

 Также имеется связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры и использовать алгоритмы опытов.

Большое значение детское экспериментирование имеет для интеллектуального развития детей. В процессе эксперимента идет развитие памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, классификации и сравнения, обобщения. Детям постоянно приходится устанавливать причинно-следственные связи, доказывать и опровергать.

Все это необходимо и в учебной деятельности. На занятиях дети стали более находчивыми, не стеснялись ответов, предположений, часто стали задавать вопросы на различные темы.Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.

Поэтому в своей работе были использованы  все существующие разновидности экспериментов:

- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;

- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);

- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка).

Для детей, имеющих диагнозы: дизартрия, ОНР, иногда задержку психического развития, а также сопутствующие диагнозы неврологического психического характера, традиционные формы работы не всегда дают возможность вызвать живой интерес к экспериментированию. Было решено использовать в своей работе инновационные технологии: широко использовался 9-ти экранник (ТРИЗ) , пиктограммы, модели .

Большой помощью в развитии стойкого интереса к экспериментальной деятельности  явилось использование компьютерных технологий, фоторамки, DVD.  С интересом дети рассматривали компьютерные презентации об изготовлении различных предметов (посуда, одежда и т.д.) в прошлом и сейчас.

      Без взаимодействия и сотрудничества с родителями в моей работе не обойтись. Создание системного подхода к технологиям социального партнёрства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности дошкольника.  Интерес родителей к экспериментальной деятельности поддерживается и предоставлением возможности поучаствовать в работе вместе с детьми:

  • Собираем коллекции – камней, семян и т.д.;
  • «Пишем кулинарную книгу»;
  • День открытых дверей: “Эксперименты в нашей жизни”;
  • Участие в природоохранной акции “Посади цветы на клумбе”.
  • Родительский журнал (интересные советы и предложения от родителей).

       Вторичная диагностика, проведённая на IIIэтапе моей работы, в конце года, которая проходила в форме бесед, КВН, итогового занятия, конкурсов («Поле чудес» и т.д.), кроссвордов, подвела итог: дети оперируют знаниями, представляют ситуации и пытаются найти возможный путь для ответа самостоятельно. Знания, полученные детьми через экспериментирование, сразу же эффективно используются в игре и жизненных ситуациях.

Опыт моей работы воспитания и обучения, через экспериментирование показал, что выбранная мною система вполне эффективна и дала свои положительные результаты.

                       «Самое лучшее открытие то,

                                   которое  ребёнок делает сам…».

                                    Ральф У.Эмерсон 

 

 

 

   

Добавить грамоту в портфолио