Иванов Александр Федорович

Преподаватель - организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования, учитель ОБЖ

Сильнее, выше, быстрее.

Профессия: Преподаватель - организатор ОБЖ, педагог дополнительного образования и учитель ОБЖ

Профессиональные интересы: Гиревой спорт

Увлечения: Собирание монет

Страна: Россия

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург, Московский район

Место работы: ГБОУ Школа 643

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/ivanov-aleksandr-federovich
Жизнь самый хороший учитель.
Иванов А.Ф.

   «Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жизни.  Уроки ОБЖ являются главными в школьной программе, так как школа должна давать не только обширные знания, но и нести ответственность за безопасность жизни и здоровье детей, учить грамотным действиям в условиях ЧС. Мы живем в обществе, подвергнутом суровым реальным испытаниям. Вопрос выживания остро встал на повестку дня. При правильном  преподавании урок ОБЖ дает знания, навыки, необходимые в жизни каждому ученику. Обучение населения через наших учеников методикам выживания и защиты в ЧС – стратегическая задача всего курса ОБЖ и каждого урока в частности. Уроки безопасности нужны человеку каждый день.

  1. изучай виды и причины опасностей – не лезь туда, где беда;
  2. учись предвидеть их возникновение в любом месте, в любое время;
  3. по возможности избегай опасности – не ходи в зоне риска;
  4. не пугайся, не паникуй в трудных ситуациях, действуй, грамотно и решительно;
  5. активно борись за жизнь;
  6. помогай себе и окружающим, попавшим в беду.

Однако, одной теории недостаточно, нужны практические навыки, которые дети приобретают на каждом уроке.  Урок ОБЖ является нестандартным, нетипичным, нетрадиционным, гибким, неповторимым, способствует психологическому воспитанию личностных качеств ребенка / решительности, целеустремленности, самоорганизации, ответственности за свои поступки/, ставит практические цели и осуществляет практические действия. Поэтому необходимо создавать такие условия, в которых ребенок мог реально участвовать. Формировать учебную ситуацию так, чтобы наглядно показать признаки развивающейся ЧС, в которой ученик должен предвидеть опасность, учитывая  факторы риска, по возможности избегать её, а если удается, грамотно действовать. Самый интересный метод педагогической работы в ходе преподавания ОБЖ – метод анализа типичных ситуаций, представляющих реальную и потенциальную опасность для жизни и здоровья. Объектом  психолого-педагогического анализа могут выступать любые поступки и формы поведения, имеющие нежелательные последствия. Организация и проведение  формы работы таковы:

1. Работа проводится с классом /командами/. 2. Набор разбираемых ситуаций предлагает учитель или составляет совместно с ребятами, исходя из их опыта и актуальности данной темы / особенности региона, опасности, окружающие школу/. Задача учителя – отработать наиболее типичные ситуации, представляющие общий интерес, сформулировать ученикам описание случая. Работа проходит на нескольких уровнях: словесный разбор ситуации с предложение вспомнить случаи из жизни;  разбор возможных ситуаций по принципу: «А, что, если бы…». Подборка вариантов готовится заранее; проработка ситуаций в процессе ролевой игры, где учащиеся играют роли участников ситуации. Возможно проигрывание нескольких вариантов «правильного» и «неправильного поведения; работа с конкретными  ситуациями вне класса в условиях, приближенным к реальным /на улице, в парке/.

На уроках используются и другие методы обучения безопасности жизнедеятельности. Словесные, например, эвристическая беседа – форма наводящих вопросов, при правильных ответах на которые учащиеся самостоятельно приходят к запланированному учителем выводу или раскрытию свойств объекта, явления, процесса, что очень важно при изучении  новой темы и позволяет учащимся понять суть учебного материала, найти истину.                                                               Благодаря чему материал изучается не со слов учителя, а в процессе поиска ответов на вопросы. Это важно! Эффективный метод нетрадиционного урока – подготовка докладов, к которым дети готовятся заранее за 1-2 недели по темам, которые формирует учитель, определяет источники информации, объем, план.  На уроке для стимулирования внимания к докладу ставится задача, дается задание, решаемое с помощью информации текста доклада, поощряются вопросы к докладчику. Практические – с целью усвоения навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Практические работы проводятся систематически. В зависимости от познавательной активности  практическую работу можно организовать по образцу, алгоритму, самостоятельно.  Наглядные – улучшают понимание материала, систематизируют его, активизируют познавательную деятельность учащихся, внутренне готовя их к восприятию материала, выполнению заданий, позволяют выстроить логически-следственные связи. В настоящее время в школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда можно остановить, используя нестандартные уроки – это импровизированные учебные занятие, имеющие нетрадиционную /неустановленную/ структуру.                    

Педагогическая профессия по своей природе творческая. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых, устоявшихся представлений,  переход  деятельности в новое качество. А это невозможно без новых форм обучения, поэтому учитель должен уметь конструировать уроки нового типа с использованием нетрадиционных форм обучения. Анализируя педагогическую литературу,  можно выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.

1. Уроки – «погружения»                                    19. Уроки - конкурсы

2. Уроки – деловые игры                                     20. Бинарные уроки

3. Уроки – «Пресс-конференции»                      21. Уроки – обобщения

4. Уроки – соревнования                                     22. Уроки – фантазии

5. Уроки типа КВН                                               23. Уроки – игры

6. Театрализованные уроки                                 24. Уроки «суды»

7. Уроки консультации                                        25. Уроки поиска истины

8. Компьютерные уроки                                      26. Уроки – лекции «Парадоксы»

9. Уроки с групповыми формами работы          27. Уроки – концерты

10.Уроки взаимообучения учащихся                 28. Уроки – диалоги

11.Урок  творчества                                             29. «Следствие ведут знатоки»

12.Уроки аукционы                                              30. Уроки – ролевые игры

13. Уроки, которые ведут учащиеся                   31. Уроки – конференции

14. Уроки – зачеты                                               32. Уроки – семинары

15. Уроки – сомнения                                          33. Интегрированные уроки

16. Уроки – творческие отчеты                           34. Уроки – «круговая тренировка

17. Уроки – формулы                                           35. Межпредметные уроки                                                  

18. Уроки- экскурсии                                           36. Уроки – «Поле чудес»

Нестандартные уроки по замыслу, организации, методике проведения больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Отражают психолого-педагогическую деятельность учителя и учащихся в современных условиях, побуждают к действию. Используя в педагогической практике нетрадиционные средства обучения, достигла  результатов: 1. Укрепление духовного, физического, психологического здоровья учащихся,  на основе чего может складываться безопасность жизнедеятельности. В нашей школе наблюдается уменьшение прироста заболеваний детей, а показатель уровня воспитанности достиг 4.4 балла, выше среднего. 2. Формирование культуры учебно-познавательной деятельности повышает эффективность образования и является одним из факторов здоровьесбережения.  Качество знаний по предмету ОБЖ составляет 85-87%. 3. Воспитание личности безопасного типа. Однако, быстрых результатов на этом пути, на мой взгляд, ожидать не следует.

ОБЖ – важный предмет, ибо призван научить детей, как сохранить жизнь и здоровье в ЧС. Если проводить занятия по предмету формально, казенно, поставленной цели не достичь! Поэтому главный принцип в моей работе – «не навреди!».  

Литература

  1. Журнал. ОБЖ  /март 2009г./ Е.Римская. Применение инновационных технологий.
  2. Журнал. ОБЖ  № 7 /февраль 1998г./. Урок нового типа.
  3. Журнал. Военные знания № 8 / 1999г./. Ю.А. Иванов. Чего не хватает в курсе ОБЖ.
  4. Давыдов В.В. Технологии развивающего обучения. Москва 1990г.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии. Москва 1989г.
  6. М.А. Павлова, О.С. Гришанова, Е.В. Гусева. Сопровождение здоровья учащихся в      общеобразовательных учреждениях. Издатель: Учитель. 2010 г. 

О себе

Человек - мужчина, воин.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Как закалялясь сталь А.Н. Островский, букварь, Молодая гвардия, Война и Мир.

Мой взгляд на мир

Плохо вижу.

Мои достижения

Мастер спорта:

Гиревой

Рукопашный

Спортивная гимнастика

Моё портфолио

Быстрее, выше, сильнее.

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы