Калиниченко Радмила Михайловна

Вас приветствует педагог-психолог!

Знание - золото! Человек перестает быть человеком, если не постигает ничего нового.

Профессия: Педагог-психолог.

Профессиональные интересы: Проблемы обучения, воспитания и коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Патопсихология. Психопатология.НЛП.

Увлечения: Музыка

Регион: Ростовская область

Место работы: Школа-интернат

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kalinichenko-radmila-mihaylovna
Все искусство управления состоит в искусстве быть честным.
Т. Джефферсон


Может, просто стало нам привычно,
Но не видеть этого нельзя,
Что у воспитательниц обычно
Вечером усталые глаза...
Мы-то знаем, что это такое,
Детворы неугомонный рой!
Тут с одним-то не найдешь покоя,
А не то, что с этакой гурьбой.
Тот смешлив, а этот смотрит косо,
Там драчун уж затевает бой...
А вопросы? Тысячи вопросов...
И ответа требует любой.
Сколько нужно ласки и заботы,
Всех услышать, каждого понять...
Благодарна и трудна работа
Постоянно маму заменять...
Не тревожно на работе маме...
Веселы ребячьи голоса...
Ведь всегда следят за малышами
Добрые усталые глаза.
День окончен... Не все песни спеты.
У детишек не тревожен сон...
Так прими ж поклон от всей планеты,
За детей прими от нас поклон!!!

Основы воспитательного пространства

1.1 Понятие воспитания в специальной (коррекционной) школе-интернате

    В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений  воспитания.  По мнению  Л.И.Новиковой, В.А.Караковского, Н.Л.Селивановой  воспитание – это  целенаправленный процесс управления развитием личности.  А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн дают следующее определение воспитания: « Воспитание  - это управление процессом социализации личности». С.И.Григорьев, Б.Т. Лихачев считают, что воспитание  - это создание условий для развития личности.   По  определению О.С. Газман  воспитание -  процесс психолого-педагогической поддержки развития личности].  Л.Д.  Столяренко  полагает,  что воспитание  – целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий  в соответствии с определенным социально-педагогическим идеалом].

    Все  названные   трактовки отражают   главную   идею воспитания – приоритет   развития  актуальных  и   потенциальных  возможностей   личности,   ее способностей   и   потребностей, готовности   к   самопознанию, самореализации.

     В специальной (коррекционной) школе-интернате воспитание рассматривается как этап социализации обучающихся, воспитанников и понимается как социальное воспитание.

    Социальное воспитание – взращивание человека (воспитанника с ограниченными возможностями здоровья) в специально созданных воспитательных организациях (специальная (коррекционная) школа-интернат) в процессе планомерного создания  условий (специального воспитательного пространства) для его относительно целенаправленных позитивного развития и духовно-нравственных ориентаций.                             

    В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении  [ 1.С.2].  Специфика  организации эффективной воспитательной работы в современной коррекционной школе-интернате такова, что основывается на двух актуальных тезисах в рамках этого определения: «…на создание условий для развития», но прежде всего коррекции, и «...оказание им помощи в жизненном самоопределении», подразумевает создание и реализацию  необходимых специальных технологий и методов коррекционно-развивающего  воспитательного воздействия на детей с особыми  образовательными потребностями.

    В основе концепции воспитательного процесса школы-интерната  положены  следующие постулаты:

      1. Воспитание как часть социализирующего образования – специально  организованный процесс предъявления социальных ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения,   т.е. приобщение обучающихся, воспитанников к общему и должному.

      2. Воспитание как органическая часть целого – образования личности,   осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности – индивидуальности.

      3. Воспитание как педагогический процесс, обеспечивающий индивидуализацию – педагогическая помощь и поддержка ребенка с  ограниченными возможностями здоровья в его индивидуальном развитии.

      4. Воспитание как целенаправленное содействие формированию системы ценностных отношений личности к себе и окружающему миру во всех проявлениях на уровне современной культуры.

      5. Воспитание - формирование иерархической системы ценностей личности   ребенка с особыми образовательными потребностями, отвечающее и требованиям общества, и достигнутому человечеством уровню культуры.

     6. Воспитание в школе-интернате – процесс, т.е. постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эта система изменяется в зависимости от личности педагога и от личности ребенка. Воспитатель коррекционной школы-интерната должен уметь творчески формулировать и ставить цели своей профессиональной деятельности в работе с детьми с отклонениями в развитии. И здесь важнейшее значение имеет не только дидактическая направленность воспитательного процесса, но и его коррекционно-развивающая ориентация, которая учитывает специфику дефекта личности воспитанников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О себе

 В 1997 году окончила психологический факультет Ростовского государственного педагогического университета. Специальность -   педагог-психолог. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Русская и зарубежная проза, поэзия, история.

Мои достижения

То, чего я достигла, но на этом не остановлюсь.

Моё портфолио

МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОПИЛКА

В последние годы образование в России стало рассматриваться как одно из самых необходимых общественных благ, поскольку образовательная система претерпела значительные изменения. Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа, в том числе и в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида. Инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики. Школа должна выполнять социальный заказ, адекватный требованиям общества,  восполняя пробелы, связанные с реализацией воспитательной функции современной семьи. Особенно остро проблема образования и воспитания детей в данном контексте  поставлена в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида, так как 100% детей, поступивших в подобное образовательное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья и особые образовательные потребности в силу этих же ограниченных возможностей здоровья и  сложившейся семейной ситуации. Достаточно большой инновационный опыт воспитательной работы с детьми, имеющими особенности в развитии, способствовал  в современных условиях жизни общества выработать новую стратегию отношения к этим детям. Смысл этой стратегии заключается в том, что любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья не должен быть социальным инвалидом, а должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация этой стратегии может быть возможна лишь  при условии создания специального воспитательного пространства, опирающегося на специальные технологии, методы и формы коррекционно-развивающего воспитания, имеющее своей основополагающей целью организацию и прогнозирование эффективного развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных обстоятельств. Это определяет принципиально новый подход к пониманию сущности и содержания  воспитательной деятельности  в коррекционной школе-интернате и отражает современное отношение к проблеме детей с ограниченными возможностями здоровья .

С целью модернизации воспитательной системы и формирования  единого специального воспитательного пространства в школе-интернате объединенными  усилиями администрации и педагогического коллектива была разработана и введена в действие программа по организации воспитательного пространства.

        В рамках модернизации воспитательного пространства школы-интерната была проведена большая работа по изучению данного вопроса и осмысления его значимости. На теоретическом уровне были изучены «этапы» и «уровни» построения воспитательной системы. Главными ориентирами  в создании модели воспитания школы  явились цели государственной политики  в области образования и использование  российского передового педагогического опыта. Основными задачами формирования воспитательного пространства явились:

1.                     Создание единого воспитательного пространства в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида, обеспечивающего детям с ограниченными возможностями здоровья условия для полноценного развития.

2.                     Технологизация  процесса моделирования воспитательной системы и воспитательного пространства  в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида на основе передового педагогического опыта.

3.                     Разработка и введение в действие программы по организации воспитательного пространства  в  специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

4.                     Анализ результативности проделанной в данном направлении работы.

Основные положения Концептуальной модели воспитания.                            Теоретико-методологические основы воспитательной системы.

         Методологическую основу деятельности по моделированию воспитательной системы, направленной на духовное и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья, составили идеи философской и педагогической антропологии, научные труды отечественных ученых - представителей гуманистического направления в педагогике, специальной психологии и олигофренопедагогике, исследования в области развития личности детей с дефектом интеллекта.

Мои публикации:
Внеклассная работа
Коррекционная педагогика
Основы безопасности жизнедеятельности
Психология
Добавить грамоту в портфолио