Касьянова Елена Аркадьевна

сайт учителя-логопеда

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: логопсихология

Увлечения: туризм

Регион: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ"Детский дом №8" Санкт-Петербург

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kasyanova-elena-arkadevna

Рада вас приветствовать! 

Вы зашли на сайт учителя-логопеда Касьяновой Елены Аркадьевны.

Сайт логопеда интересен тем, у кого есть дети с речевыми нарушениями, или, тем, кто сам страдает речевыми расстройствами. 

На сайте вы сможете найти советы, рекомендации, учебные материалы, которые вам могут быть интересны. 

Артикуляционная и дыхательная гимнастика в логопедической работе с детьми

Тренировка артикуляционных органов и развитие речевого дыхания является едва ли не основным моментом в структуре логокоррекционных занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения. Особенно важную роль артикуляционная и дыхательная гимнастика играет при коррекции такого речевого нарушения, как дизартрия. В работе с детьми-дизартриками принципиальна последовательность проведения гимнастик разного вида. Сначала проводится общая моторная гимнастика, вслед за ней дыхательная, затем голосовая, и только в конце артикуляционная.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель—увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха.

При дыхательной гимнастике не следует переутомлять ребёнка. Нужно следить, чтобы он не напрягал плечи, шею, не принимал порочных поз. Все дыхательные упражнения проводятся плавно, под счёт или музыку, в хорошо проветренном помещении.

С детьми проводят дыхательную гимнастику, используя игровые приёмы.

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
  4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
  5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
  6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
  7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
  8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
  9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Артикуляционную гимнастику можно разделить на:

  • Упражнения для нижней челюсти
  • Упражнения для щёк
  • Упражнения для губ
  • Упражнения для языка
  • Упражнения для мягкого нёба.

Упражнением для развития подвижности нижней челюсти, а также для устранения саливации, являются жевательные движения. Чтобы побудить ребёнка совершать их, можно предложить ему игру «Корова» (жуём траву, как корова). Нижняя челюсть также задействуется в «Весёлой зарядке» С. и Е.Железновых, когда детям под песенку предлагается стучать зубами:

Головами покиваем,
Носиками помотаем,
И зубами постучим,
И немножко помолчим.
Плечиками мы покрутим,
И про ручки не забудем,
Пальчиками потрясём
И сначала всё начнём.

Эту песенку я использую как физкультминутку на своих занятиях. Однако одну строчку я изменила. Вместо «носиками помотаем» мы поём «язычок свой покусаем». Так, одновременно с зарядкой, ребёнок делает и самомассаж языка. Для этой же цели используются и такие слова:

Язычок погладим ласково губами,
А затем постукаем бережно губами,
Язычок погладим ласково зубами,
Нежно покусаем мы его зубами,
И опять погладим ласково зубами,
А потом похлопаем бережно губами,
И в конце погладим ласково губами.

Упражнением для щёк является одновременное и попеременное их надувание.

Существующая гимнастика для губ станет ребёнку интереснее, если каждое упражнение будет сопровождаться весёлыми стишками, предложенными З.А.Репиной и В.И.Буйко.

1. «Лягушки улыбаются» («Улыбка»)

    Квака любит улыбаться,
    Рот у Кваки до ушей,
    Хоть завязочки пришей.

    Тянуть губы прямо к ушкам
    Очень нравится лягушкам.
    Улыбаются, смеются,
    А глаза у них, как блюдца.

    Доброе утро и солнцу, и птицам,
    Доброе утро улыбчивым лицам!

    2. «Заборчик»

    Зубы ровно мы смыкаем
    И заборчик получаем…
    А сейчас раздвинем губы —
    Посчитаем наши зубы.

    3. «Хобот слонёнка»

    Подражаю я слону:
    Губы хоботом тяну…
    Даже если я устану,
    Их тянуть не перестану. 
    Буду долго так держать,
    Свои губы укреплять.

    4. «Трубочка»

    Мои губы—трубочка—
    Превратились в дудочку.
    Громко я дудеть могу:
    Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

    Вдоль по улице иду я
    И в большую дудку дую:
    Ду-ду-ду да ду-ду-ду,
    Я по улице иду!

    5. «Бублик»

    Бублик мы изобразили—
    Плавно губы округлили,
    Их теперь нельзя смыкать:
    Бублик надо удержать.

    Когда ребёнок научится выполнять все упражнения для губ, будем чередовать движения.

    Свои губы прямо к ушкам
    Растяну я, как лягушка.
    А теперь слонёнок я.
    Видишь—хобот у меня.
    А сейчас я дудочка,
    Дудочка—погудочка.
    Мне понравилось играть,
    Повторю-ка всё опять.

    Наиболее сложными в артикуляционной гимнастике являются упражнения для языка.

    1. «Лопаточка»

    Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким. Язык лопаткой положи. И спокойно подержи. Язык надо расслаблять. И под счёт его держать: Раз, два, три, четыре, пять! Язык можно убирать.

    2. «Накажу непослушный язык»

    Это упражнение является расслабляющим самомассажем для языка. В обязательном порядке оно выполняется в случае, когда ребёнок не может сделать «лопатку». На губу язык клади, «Пя-пя-пя» произноси, Мышцы расслабляются… Лопатка получается… Ты под счёт её держи… До пяти…до десяти…

    3. «Чищу зубы»

    Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами.

    Чищу зубы, чищу зубы
    И снаружи, и внутри.
    Не болели, не темнели,
    Не желтели чтоб они.

    4. «Язык-силач»

    Цель: отработать умение удерживать широкий кончик языка за нижними зубами, укреплять мышцы языка, напрягая и расслабляя их.

    Язычок у нас силач—
    В зубы упирается,
    Сильно напрягается,
    Горкой выгибается.
    Силачу пора на отдых.
    Чтобы смог он полежать,
    Мышцы будем расслаблять.

     

    О себе

    Логопед высшей квалификационной категории, образование-ЛГПИ им.А.И.Герцена,1982год

    Книги, которые сформировали мой внутренний мир

    Произведения Александра Солженицына

    Моё портфолио

    Материалы, которые будут размещены в злектронном портфолио,могут быть интересны педагогам и другим посетителям сайта. Методические разработки и конспекты занятий создаются для использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих нарушения устной и письменной речи.

    Добавить грамоту в портфолио
    Мои альбомы