Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов поможет педагогам организовать работу по подготовке дошкольников к письму с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей и с учетом трудностей выполняемых заданий. Поможем детям быть успешными!  

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Этапы и содержание работы по формированию графических навыков и умений и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Многие первоклассники испытывают большие трудности при овладении навыками письма. Уменьшить эти трудности можно в том случае, если правильно подготовить ребенка к обучению письму. Именно дошкольный возраст является тем периодом, когда можно и нужно уделять особое внимание этому направлению работы.

Важными составляющими готовности ребёнка к письму являются наличие у ребенка развитой двигательной координации, развитых пространственных представлений, а также сформированных базовых графических умений и навыков.

С детьми с нарушениями речи, учитывая особенности их речевого, моторного развития, а также состояние слухо-моторных, зрительно-моторных координаций и тонких двигательных координаций кистей и пальцев рук, необходимо начинать работу по формирование базовых графических умений и навыков и развитию пространственных представлений уже с раннего дошкольного возраста. При этом графические задания должны обязательно соответствовать возможностям детей, предлагаться последовательно по возрастанию их сложности.

Направления работы

Виды работы

Игровые упражнения

Этап I «Младший дошкольный возраст (3-4 года)»

1

Формирование пространствен-ной  ориентировки «вверх-вниз»

Показать и назвать расположение предмета в пространстве

Выполнять движения по подражанию

«Тучка-дождик-лужа»

«Листопад»

«Бабочка» «Веселый мяч»

«Воздушные шары»

2

Развитие движений рук, зрительно-двигательной координации

Удержание позы пальцев и кистей рук

Развитие движений хватания по подражанию

Развитие движений кистей рук по подражанию

Плавные движения рук для расслабления

Тренировка сгибания и раз-гибания каждого пальца на руке, выделение отдельно каждого пальца, называние мизинца, указательного и большого пальцев.

Формирование захвата щепотью мелких предметов.

Обучение выполнению ору-дийных действий.

Обучение нанизыванию мел-ких предметов на шнурок, вкладывание в ячейки на доске

 «Колечко» «Стол» «Стул» «Коза»

«Переложи камешки» и т.п.

Пальчиковые игры

«Кулачок-ладошка»

«Запусти волчок»

«Погладим котенка»

«Покрасим стену»

Пальчиковые игры по подражанию

на каждой руке поочер

-«Дружная семья»

на обеих руках

-«Пальчики здороваются»

«Разложи бусы»

«Пересыпь фасоль»

«Разложи фасоль ложкой по банкам»

«Накорми кукол кашей»

«Разложи колечки»

«Посади ёлочки»

3

Формирование базовых графических умений

Обучение правильной посад-ке.

Обучение правильному за-хвату карандаша при выпол-нении графических заданий

Тренировка в силе нажима.

Тренировка в умении сво-бодно закрашивать лист без ограничения поверхности

Рисование точек (по всему листу)

Нанесение точек необходимой яркости и плотности (по всему листу)

Нанесение точек на поверх-ность, ограниченную конту-ром предмета

Обучение проведению простых линий-дорожек вертикально, горизонтально

-пальцем руки

-карандашом по ориентиру

Обучение проведению кри-вых линий

Обучение раскрашиванию изображений, ограниченных контуром

Обучение изображению круг-лой формы

«Звезды на небе»

«Покормим птиц»

«Украсим чашки»

«Дорожки к домику»

«Снегопад»

«Поезд»

«Мыльные пузыри»

Направления работы

Виды работы

Игровые упражнения

Этап II «Средний дошкольный возраст (4-5 лет)»

1

Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации

Выделять каждый палец на руке и называть его

Согласование движений ладоней и пальцев обеих рук

Специфические действия пальцами рук с предметами-

кручение, нанизывание, вращение

Выполнение действий с во-дой - переливание из одной емкости в другую с ис-пользованием ложки, чашки, воронки

«Сорока-белобока»

«Испечем пирожки»

«Волчок» «Закрути гайку»

«Бусы»

«Повар» «В гостях»

2

Ориентировка в собственной схеме тела

Обучение определению левой и правой рук, левой и правой ног

«Аист»

«Леса и дубрава»

3

Ориентировка в окружающем пространстве

Обучение определению место-положения предметов (вверху, внизу, впереди, сзади, около,

слева, справа)

Формирование умения опреде-

лять напрвление от себя

«Где мишка?»

«Вверху-внизу» и т.п.

4

Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги

Выкладывание предметов  из палочек

Обучение определению верх-него и нижнего, левого и пра-вого краев плоскости, ее верх-них и нижних углов

«Выложи елочку»

«Выложи елочку в сере-дине, внизу-зверюшек, вверху- птичек»»

5

Формирование базовых графических навыков

Проведение линий-дорожек (волнистых, прямых, ломаных сверху вниз, слева направо.

Проведение линий по заданно-му контуру (зрительная опора)

Штриховка простых геометри-ческих фигур (зрительная опора)

Совершенствование обучения раскрашиванию изображений, ограниченных контуром

«Вниз по горке»

«Волны на море»

«Мостик через речку»

«Построй забор»

«Игра в кегли»

Направления работы

Виды работы

Игровые упражнения

Этап III «Старший дошкольный возраст (5-6 лет)»

1

Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации

Проведение пальчиковой гимнастики с речевым сопро-вождением, умение называть каждый пальчик на руке

Формирование согласован-ных действий обеими руками, чередование позиций рук

Обучение выполнению эле-ментов самомассажа каждого пальца от ногтя к основанию

Формирование дифференци-рованных движений пальцев

Обучение шнуровке

«Гости» «На блины»

«Кулак-ребро-ладонь»

«Деревья»

Нанизывание бус,колечек, пуговиц по образцу -схеме на листе бумаги

Расстегивание и застеги-вание различных видов застежек

2

Ориентировка в собственной схеме тела

Совершенствование умения определять левые и правые части собственного тела

«Команды»

3

Ориентировка в окружающем пространстве

Совершенствование умения определять направление от себя

«Что впереди, что сзади?»

4

Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги

Формирование умения опреде-лять верхний правый, нижний правый, верхний левый, ниж-ний левые углы на плоскости.

5

Формирование базовых графических навыков

Обучение обводить по конту-ру различные предметы

Обучение изображать различ-ные предметы, дорисовывая недостающие части

Обучение определять углы клеточки на тетрадном листе

Штриховка простых геометри-ческих фигур (зрительная оп)

«Мячи для слона»

«Дорисуй дом, и т.п.»

Направления работы

Виды работы

Игровые упражнения

Этап IV «Подготовительный к школе возраст (6-7 лет)»

1

Совершенствование ручной и мелкой моторики, зрительно-двигательной координации

Проведение пальчковой гим-настики с речевым сопровож-дением

Обучение согласованным действиям обеих рук

Продолжение обучению шнуровке

«Раскажи стихи руками»

«Лезгинка»

«Лягушка»

2

Ориентировка в собственной схеме тела

Закрепление умений опреде-лять левые и правые части собственного тела. Обучение выполнению заданий типа по-казать правой рукой левое ухо, левой рукой-правое колено

«Ухо-нос»

3

Ориентировка в окружающем пространстве

Закрепление полученных навыков.Формирование умения создавать простейшие схемы, чертежи, планы.

«Дорога к домику»

4

Совершенствование ориенти-ровки на листе бумаги

Закрепление полученных на-выков. Обогащение экспрес-сивной речи прилагательными «левее», «правее», «выше», «ниже»

5

Формирование базовых графических навыков

Обучение копированию точек.

Изображение узоров из геоме-трических фигур, изображение

геометрических фигур по ре-чевой инструкции

Совершенствование навыков штриховки, закрашивания контуров предметов, орнамен-тов и сюжетных картинок

Выполнение заданий на тетрадном листе в клетку и в линейку по образцу и речевой инструкции

«Продолжи узор»

«Обведи, дорисуй, раскрась» «Грибы для белки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы  позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков.  Представленные в ст...

Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи

о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики...

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

Формирование пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством нейрокинезиологических упражнений

Как развивать мелкую моторику у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как формировать пространственные представления, все это представлено в моем опыте....

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"

Презентация на тему: "Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста посредством музыкально- ритмических движений"...