Особенности музыкально-ритмического воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи
статья по теме

третьякова сусанна вячеславовна

о возможности использования в коррекционной работе элементы ритмопластики

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкально - ритмического воспитания детей дошкольного

возраста с нарушениями речи

Музыкально- ритмическое воспитание дошкольников направлено на развитие их слухового восприятия, привлечение интереса к слушанию песен, музыкальных пьес, формирование первоначальных певческих умений, проявлений ритмичности в постепенно усложняющихся движениях.

Особенности музыкально-ритмического обучения детей с нарушениями речи связаны с использованием средств музыкальных занятий для развития речевого высказывания и стимуляции самостоятельной речи, выбором специальных средств активизации эмоционального, познавательного и двигательного развития. Становлению диалогической речи детей способствуют специально подготовленные беседы музыкального руководителя о музыке и конкретных музыкальных произведениях.

В работе с детьми важно последовательное развитие слухового восприятия (определение источника звука, направления звучания), «пошаговое» распределение материала соответствующих упражнений, сочетание подгрупповых и индивидуальных занятий, использование музыкальных впечатлений для выполнения расслабляющих упражнений. Для развития певческого дыхания необходимы специальные задания и упражнения, представляемые педагогом в игровой форме. При отборе песенного материала следует учитывать динамику возрастания речевых навыков детей.

Используя на занятиях элементы ритмических и логоритмических упражнений, постепенно приучают детей к выполнению ритмических движений, помогающих инсценировке некоторых специально подобранных детских песен. Здесь очень важно обеспечить преемственность работы воспитателей, логопеда и музыкального руководителя. В свою очередь развитие музыкально-ритмических движений, постепенно воспитывает у детей ощущение формы музыкального произведения, его начала и окончания, а затем навыки восприятия смены контрастных частей.

Для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи возможно более широкое включение ритмопластических упражнений в процесс музыкального воспитания.

Учитывая имеющийся опыт отечественных и зарубежных исследователей в области музыкального развития детей. [1-7], можно разработать курс специальных занятий, которые будут включать в себя элементы ритмопластики. Занятия данного курса имеют определенную структуру и содержание. В подготовительную часть занятия включены дыхательные упражнения, обеспечивающие плавный переход от других занятий к музыкально - ритмической деятельности. Педагог создает положительную мотивацию к выполнению упражнений, рассказывая в доступной форме о том, чему они научатся.

В ходе разминки под ритмичную музыку дети выполняют упражнения, разработанные с учетом основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), а также отдельные танцевальные движения.

Основная часть занятий состоит из ритмических и ритмопластических упражнений, этюдов-импровизаций, предлагаемых педагогом в игровой форме.

Заключительная часть - релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального возбуждения, содействие закреплению формируемых навыков релаксации и правильного дыхания. Педагог, беседуя с детьми, подводит итог занятия.

Вербальное взаимодействие педагога с детьми осуществляется с учетом их речевых возможностей. Выполнение заданий и упражнений содействует развитию понимания детьми обращенной к ним речи педагога. Дети получают возможность использовать речь в различных ее формах (от звукоподражаний и отдельных слов до ответов на вопросы и самостоятельно составленных рассказов по поводу выполненных действий).

Далее приводится краткое описание нескольких музыкально-ритмических упражнений, разработанных для данного контингента детей. При их разучивании необходимые пояснения по поводу характера движений делает педагог, используя наглядные опоры и показ. Постепенно дети учатся согласовывать выполняемые движения с содержанием слов педагога и музыкальным сопровождением. Во всех упражнениях стихотворные строки изначально произносит педагог, однако роль текста может меняться. Слова педагога вместе с его движениями поясняют характер движений, которые затем должны выполнить дети. Выполняя упражнение, они частично могут согласовывать часть текста педагога с движениями. Упражнения содействует развитию координации движений детей со словами педагога. По мере развития речевых возможностей они могут самостоятельно произносить (пропевать) слова, одновременно выполняя движения. Упражнение «Пчелы»

(песенка «Пчел-детей учила мать ... »; муз. В. Иванникова, сл. Е. Александровой)

Цель: воспитывать умение переключать активное внимание на качество выполнения действий, необходимых в конкретный момент; способствовать нормализации мышечного тонуса; формировать чувство коллективных действий.

* * *

Пчел-детей учила мать, Как на крылышках летать.

Сначала движение выполняет взрослый или один ребенок. Затем все дети повторяют. Они бегут по залу, разведя руки в стороны и отведя их немного назад. С окончанием музыки «пчелки» улетают в ульи » (садятся па стульчики).

Пчел-детей учила мать, Как в полях цветы искать.

Бегут по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки (ищут цветы). С окончанием музыки дети-«пчелки» улетают в «ульи».

Пчел-детей учила мать Мед цветочный собирать. Бегут, по залу, как в первой части, периодически присаживаясь на корточки, слегка кивают головой («пчелки собирают мед хоботком» ). С окончанием музыки дети (пчелки» улетают в «ульи» (используются декорации или детские стульчики).

Упражнение «Помощники»

(муз. Т. Шутенко, сл. В. Кукловской)

Цель: способствовать устранению напряженности и скованности движений; воспитывать умение координировать речь с движением.

Щеткой пол на кухне Дружно подметаем. Вот как мы сегодня Маме помогаем.

Дети, держа в руках воображаемую щетку (или веник), выполняют движения, имитируя подметание.

На окне цветочки дружно поливаем.  Вот как мы сегодня Маме помогаем.

Имитируют движения лейкой: водят из стороны в сторону одной рукой, затем другой.

Мы свои платочки в тазике стираем

Вот как мы сегодня маме помогаем.

Имитируют движения во время стирки: потирают кулачки друг о друга. Затем, слегка наклонив Туловище, плавно и свободно выполняют движения руками влево и вправо («полощут платочки»). При изменении характера музыки они, подняв руки перед собой, энергично встряхивают руками ( «стряхивают воду с платочков»). После этого «вешают платочки» на воображаемую веревку: поднимают руки вверх, потянувшись, спокойно опускают вниз.

Мы тарелки моем, сухо вытираем. Вот как мы сегодня маме помогаем.

Имитируют движения, выполняемые в ходе мытья тарелки, затем «вытирают» ее полотенцем.

Упражнение «Подсолнухи»

Цель: способствовать развитию тонкой моторики рук, укреплению мышечного тонуса,

координации речи с движением; воспитывать внимание к четкому выполнению движений.

* * *

Посадили зернышки Мы весной, мы весной.

 Дети ходят по залу, берут из ладони «зернышки» и, наклоняясь, «сажают» их в

землю.

Поливали зернышки, Мы водой, мы водой.

Плавно водят руками, сложенными вместе, из стороны в сторону.

Ярким летом солнышко припекло, припекло.

Сидят на корточках, поставив руки на пояс, затем медленно поднимаются.

 Много здесь подсолнушков расцвело, расцвело.

Медленно поднимают руки вверх, через стороны, сжав кулачки, в конце движения раскрывают кулачки и делают кистями движение «фонарик).

Ветерок по полюшку пролетал, пролетал. Качают поднятыми руками из стороны в сторону.

И цветок-подсолнушек покачал, покачал. Качают головой вправо и влево, поставив руки на пояс.

Список рекомендуемой литературы

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  2. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с   общим недоразвитием речи//Дефектология. 1995. N 4.
  3. Медведева ЕА. и др. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании. М., 2001.
  4. Новиковская OA. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях. СПб., 2005.
  5. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. М., 1998.
  6. Чистякова ММ.. Психогимнастика. М.3 1990.
  7. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-педагогических воздействий для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе / / Дефектология. 1997. № 6.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы автоматизации звуков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Предлагаемые наглядно-игровые дидактические приемы  позволят разнообразить утомительный для ребенка процесс автоматизации и дифференциации поставленных логопедом звуков.  Представленные в ст...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи....

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

ПРОФИЛАКТИКА АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ...

Проект по развитию речи с использованием технологии хромотерапии для детей дошкольного возраста с нарушением речи "Цветные сказки".

Практико-ориентированный проект для детей 5-6 лет с нарушением речи.проект направлен на повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. Проект "Цветные сказки&qu...

"Особенности межличностного общения детей дошкольного возраста с нарушением речи"

laquo;Общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [1]. Отсутствие п...