Консультация для педагогов и родителей: "Развитие просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи".
консультация по теме

В консультации описаны направления работы по развитию просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_._razv._prosodiki.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Коррекционная работа по формированию просодики включает в себя несколько направлений:

- развитие дыхания;

- развитие артикуляционной моторики и мимики;

- работа над голосом, интонацией и включается в структуру логопедического занятия;

  Коррекционно-развивающая работа по развитию просодической стороны речи проводится на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Комплексный подход обеспечивается совместной работой учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога и воспитателя. Специально подобранные упражнения на развитие слухового самоконтроля и формирование интонационной выразительности включаются в общую систему коррекционной работы и используются на занятиях по развитию речи, формированию звукопроизношения, физической культуре, музыкальных занятиях, занятиях с психологом ДОУ.

   Комплексное воздействие осуществляется в три этапа:

  1. подготовительный. Его целью является развитие сенсо-моторного уровня, формирование базы для развития и коррекции просодической стороны речи.
  2. основной. Его целью является формирование первичных умений и навыков просодического оформления речи.
  3. заключительный. Его целью является закрепление полученных умений и навыков в различных коммуникативных ситуациях.

  Первостепенное значение в работе над просодическими компонентами речи придается правильному фонационному дыханию, так как от правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса. На подготовительном этапе мы формируем нижнедиафрагмальное дыхание. Занятия начинаем со статических дыхательных упражнений. Затем несколько усложняем задачу и подключаем к этим упражнениям фонационные задания, что способствует развитию дыхания и ускоряет процесс автоматизации правильного дыхания. После статических дыхательных упражнений мы переходим к динамическим дыхательным упражнениям. Динамическая дыхательная гимнастика укрепляет организм, развивает фонационное дыхание и подготавливает детей к интенсивным голосовым нагрузкам. Динамические упражнения проводим в сочетании с движением туловища, рук, шеи.

   В работу включаем артикуляционную гимнастику, направленную на развитие подвижности нижней челюсти, губ, языка и мягкого неба. Упражнения проводятся медленно, четко, с обязательным зрительным контролем перед зеркалом.

   Собственно работа над просодикой начинается на индивидуальных занятиях с логопедом, продолжается, закрепляется на занятиях с воспитателем во время заучивания стихов отрабатывается громкость, выразительность, темп, ритм речи. Работаем над рифмами, читаем стихи по ролям, драматизируем сказки. На грамматических занятиях учим управлять голосом и определять начало и конец предложения.

   В качестве подготовительных упражнений для формирования интонационной выразительности используем упражнения на развитие высоты и силы голоса.

   На музыкальных занятиях взаимодействие с музыкальным работником направлено в основном на выработку объема, плавности речевого дыхания, вокальные упражнения на выработку интонационной и ритмической выразительности речи.

   Взаимодействие с инструктором по физической культуре направлено на коррекцию общей моторики – точность, силу, координацию движений, на выработку дыхания – объем, дифференциация выдоха и вдоха.

   Взаимодействие с психологом направлено на всестороннее обследование психомоторного развития ребенка. Во время обследования ребенка и наблюдения за детьми выявляем детей, нуждающихся в психологической помощи, и психолог работает с этими детьми, корректируя эмоционально-волевые нарушения, снижение памяти и внимания, низкую работоспособность. Одним из принципов в работе с детьми является принцип повторяемости. Однако одни и теже упражнения быстро надоедают ребенку. Для повышения интереса можно объединять упражнения в литературные сказки.

Список литературы.

  1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. – М.:АСТ: Астрель, 2006.
  2. Волкова Л.С. Логопедия: Учебное пособие.- М., 1998.
  3. Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников.- М., 1971.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.

В статье даны рекомендации родителям о развитии речи ребенка через коррекцию артикуляционной моторики, дыхания, автоматизацию и дифференциацию звуков....

2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Консультация для педагогов "Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста."

Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Формирование произносительной и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с ДЦП.

ДЦП - заболевание центральной нервной системы. У детей с ДЦП встречаются различные речевые нарушения, наиболее часто - дизартрия. Главная цель логопедической коррекции с детьми с ДЦП-развитие речевой ...

«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста »

Отчет по самообразованию за 2014-2015 учебный год по теме:«Артикуляционная гимнастика как один из приемов при формировании произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста », и к...

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией

Система работы по коррекции фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией...