Казанцева Елена Станиславовна

Казанцева Елена Станиславовна

Сайт учителя русского языка и литературы

С детьми всегда должна быть рядом, даря тепло и согревая взглядом, их в мир прекрасного вести, и помнить заповедь: не навреди!

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе

Увлечения: чтение книг, кулинария

Регион: Тюменская область

Населенный пункт: город Ишим

Место работы: МАОУ СОШ №4

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/kazantseva-elena" > Сайт учителя русского языка и литературы</a>
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.
Лев Николаевич Толстой

Спасибо всем, кто зашел на мой сайт!

Желаю всем тепла, света, любви!

 

О себе

Мы на первой строке первой страницы первой части книги бесконечных возможностей…

 

Р. Киплинг

       В жизни каждого человека наступает момент, когда он начинает размышлять о собственной жизни, личных достижениях, подводить промежуточные уроки; на это у всех свое время – юбилей, смена места работы, переезд… Для меня таким моментом стало участие в конкурсе «Учитель Года».  

      Случилось так, что мой выбор профессии был каким-то очень естественным, без сомнений и колебаний. Я всегда, кажется, знала, что буду учителем - учителем русского языка и литературы. Именно поэтому, до определенного времени, не возникало потребности анализировать, почему я выбрала для себя именно этот путь.

     Думаю, здесь было много всего – отношение детей моего поколения к своим школьным учителям, их эрудированность в предмете, беззаветная преданность школе и ученикам. Все это было настолько искренним, что у нас и мысли не было, что учителю тоже нужно спешить домой, что у него могут быть личные дела, заботы, проблемы. Нам казалось, что учитель в школе ВСЕГДА, что он только ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС для нас всех и для каждого в отдельности! Он принадлежит нам всецело!

     А еще была любовь к хорошей КНИГЕ…Знаете, чтение было похоже на красивый новогодний подарок, которого ты ждешь даже больше, чем самого праздника, и радуешься его предчувствию. Он завернут во множество слоев подарочной упаковки; ты разворачиваешь обертку за оберткой, разглядываешь, всматриваешься, пытаешься понять, разгадать его главный секрет… Вот так и каждая прочитанная книга – новый подарок самому себе, сюрприз. А потом - горячие споры, обсуждения, перепалки даже. Герои книг были для нас живыми людьми, их поступки – мерилом главного в жизни. Иногда думаю, как же хорошо было взрослеть в эпоху, когда был только один источник информации – живое человеческое слово, запечатленное на страницах книг. И не нужно было ребенку отделять «зерна от плевел» - истинное от ложного, как это приходится делать сейчас, когда доступной стала любая информация…

     Когда стала размышлять о том, какой я учитель, пришла к выводу, что до сих пор, имея за плечами уже достаточно большой опыт, я остаюсь путешественником, странником в мире прекрасного русского языка и потрясающих книг; в этом удивительном путешествии я вместе со своими учениками. Просто именно у меня другие путешественники спрашивают путь, а я пытаюсь найти правильную дорогу не только для них, но и для себя тоже. В этом, как мне кажется, главный секрет: если ты когда-то сочтешь себя постигшим все истины, это будет означать, что тебе просто больше не интересно – и вот это для учителя точка профессионального не-возврата.

     Человек не может жить в отрыве от того, что происходит в его стране. В истории моей великой страны за последние несколько десятилетий произошел кардинальный перелом, который поделил жизнь людей на «до» и «после». Именно так случилось и со мной – и это тоже было естественно – просто нужно было оставить работу в школе. Просто так тогда складывалась жизнь. Оказалось, что это было нужно для меня еще и затем, чтобы понять, насколько счастлива я в учительстве, насколько это мое – класс, урок, пронизывающие взгляды детей, которых не обмануть, которым не слукавить. Без школы не хватало многого, но, прежде всего, не хватало собственного развития, движения вперед. Я сейчас понимаю, что это было и уже могу выразить это словами: уча детей, я сама учусь; те, кто учится у меня, учат меня очень многому. Учусь я, по-прежнему, своему предмету и открываю для себя грани современного русского языка и современной мировой литературы. Учат же меня мои замечательные ученики – учат разбираться в реалиях сегодняшней жизни, понимать природу суждений и ценностей, которые кажутся на первый взгляд абсолютно не логичными нам – взрослым, учат восприятию форм и проявлений современного искусства.

     Сейчас как-то принято делить детей на одаренных и всех остальных, но мне нравится работать с детьми именно потому, что они очень разные. Кто-то талантливее и больше развит, а кто-то пока еще прячется в своем «домике» и задача учителя, как мне мыслится - создать для каждого из них такие условия, чтобы захотелось выйти из своих четырех стен, рассказать всему миру о том, что ты знаешь лучше всех, открыться этому миру, стать его яркой, запоминающейся и притягательной для других людей частью. Но для меня есть в этом и другая сторона. В одном из произведений Харуки Мураками герой рассуждает о том, как мы - учителя иногда теряем границу в своих требованиях по отношению к самым талантливым ученикам. Осознавая, что ребенку интересен его предмет, учитель начинает постоянно завышать планку своих требований. А ребенок, до сих пор открытый постижению, познанию, открытиям, просто устает от непременно-сложного, надуманно-оригинального и закрывает свои ум и сердце… И вот чтобы их вновь открыть, учителю потребуется гораздо больше времени и сил, чем просто на плодотворную и радостную работу с таким учеником. Где же этот баланс, обретение и осознание которого и есть моя главная личная цель – заинтересовать тех, кому пока «все равно» и «не навредить» тем, что может и хочет излишней требовательностью, так свойственной нашему быстрому во всем времени? И еще, для меня важно не то, насколько ребенок одарен от природы, кто его родители, в каких условиях он живет – вся история человечества показывает, что совсем не это определят его успехи и достижения. Значение имеет лишь то, ЧЕМУ и у КОГО ребенок учится…

     Я как учитель хочу показать каждому ребенку, что для него является ВОЗМОЖНЫМ и попытаться устроить все так, чтобы дети сделали это ВОЗМОЖНЫМ для себя. Когда я слышу, как дети размышляют об учительском труде, читаю их сочинения на эту тему, чаще всего встречаю такую мысль – проблемы по предмету начинаются тогда, когда учитель (может быть и очень знающий) не способен объяснить новое так, чтобы было ПОНЯТНО! Не ребенок должен подстраиваться под меня, а я под ребенка, который пытается понять, уже потому, что я-то была ребенком, а вот он взрослым еще не был…Вот и задаю себе постоянно этот вопрос – было бы мне – ребенку понятно то, как я объяснила этот новый материал? Потому что если ребенку будет понятно, это станет для него и интересным, и возможным. А дальше задача наша учительская становится еще сложнее – вот та природная любознательность, которая на мгновение откликнулась на предложенное вами новое, должна смениться постоянным, стабильным интересом. И поддержание этого интереса, как пламени костра, архисложно. Но какое же счастье согреваться всем сердцем у этого горячего костра ребячьих успехов, достижений – больших или маленьких, у каждого своих.

     Мой предмет – литература, конечно, как никакой другой, благоволит не только познанию, но и личностному росту, эмоциональному, нравственному, гражданскому развитию. Герман Гессе как-то написал: «Нельзя научить мудрости. Все наши попытки «передать» мудрость выглядят очень глупо». Учитель может передать только свои знания. Но учитель литературы становится свидетелем того, как дети «наживают» свою мудрость, как мудрость поколений, закодированная в великих произведениях, позволяет ребенку совершить свое маленькое чудо, делать первые открытия, ценить, сопереживать - вот в этом мое УЧИТЕЛЬСКОЕ СЧАСТЬЕ!

     Если ты учитель и хочешь научить ребят думать, то лучше сразу делать это, знакомя их с лучшими образцами мудрости человеческой, относиться к детям как к большим мыслителям и философам – именно как к равным себе и по возрасту, и по уровню развития, ведь никто не знает, кто из нас учит больше – мы их или они нас. Я стараюсь дать им время и личное пространство, которые необходимы для размышления, переживания всего прочитанного и сказанного. Вот на ЭТО времени никогда не жалко, ведь только делясь знаниями, мы можем обрести бессмертие. Именно это считаю своим человеческим (а не только профессиональным) кредо – хотелось бы остаться в сердцах своих учеников человеком, познакомившим их с мудростью множества поколений, тем, кто открыл для них дверь в страну вечных ценностей – вот великая цель моего Учителя!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

     На разном этапе жизни книги, которые сформировали мой внутренний мир, менялись.

     В детстве я любила русские народные сказки, сказки братьев Гримм, Андерсена.

    В школьные годы я зачитывалась произведениями о Великой Отечественной войне ( С.П.Алексеев, Г.Бакланов, В.Быков, Б.Васильев), любила Жюль Верна, Майн Рида.

    В юности, как все девушки, почитывала любовные романы, детективы.

    А сегодня предпочтение отдаю классике. Любимые русские писатели - А.Куприн, А.Чехов, поэты - М.Цветаева, В. Тушнова,  зарубежные - Т.Драйзер, О.Генри.

Мой взгляд на мир

На мир мы смотрим разными глазами:

Один увидит то, что под ногами,

Другой увидит звёздный небосвод,

А третий видит птиц прекрасных взлёт.

Один рисунок кажется всем разным -

Кому смешным, кому-то безобразным,

И если мы на кляксу бросим взор,

То каждый в ней увидит свой узор.

Довольно тяжело держать нейтральность,

И не делить на глупость и нормальность

Всё то, что по природе неделимо,

Прекрасно, хорошо, неповторимо.

Но разум наш, подвластен управлению,

Какому-то волшебному велению,

Когда мы все, одно и тоже зрим,

Но видим только то, что мы хотим.

И вроде бы - все смотрят на одно

Но, кто-то видит небо, кто-то дно,

И это не дурман и не обман,

А разума припрятанный капкан.

Бывает, что под светлою личиной,

Как-будто волк, под шкурой овчиной,

Скрывается от нас совсем не тот,

Не светлый, а совсем наоборот.

Но разумом различий не узнать -

Их даже в микроскоп не разобрать,

Хитёр наш прородитель тьмы и зла,

На выдумку и грязные дела.

Поэтому важней всего понять,

Что разумом возможно управлять.

А сердце - словно яркая звезда,

Вещает только правду нам всегда.

 

Моё портфолио

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

(В. Ключевский)

Добавить грамоту в портфолио