Рабочая программа кружка "Русская словесность"
рабочая программа по русскому языку (7 класс) по теме

Казанцева Елена Станиславовна

      Рабочая программа по кружку «Русская словесность» для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 138 – 141.)

       Изучение данного курса в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Формировать умение самостоятельно постигать идейно- художественный смысл прочитанного произведения через его языковую ткань.

2. Учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.

3. Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств; учить творческому употреблению родного языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по кружку «Русская словесность» для 7 класса основной общеобразовательной школы разработана в соответствии:

 - с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( с последующими изменениями);

 - Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

 - с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

 - с образовательной программой МАОУ СОШ №4 г.Ишима;

 - с учебным планом МАОУ СОШ №4 г.Ишима на 2017-2018 учебный год;

 - на основе авторской программы Р.И. Альбетковой «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 классы». (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10 – 11 кл. / сост. Е.И. Харитонова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011, с. 138 – 141.)

Изучение данного курса в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. Формировать умение самостоятельно постигать идейно- художественный смысл прочитанного произведения через его языковую ткань.
  2. Учить осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
  3. Учить использовать опыт изучения языка как материала словесности для выражения собственных мыслей, чувств; учить творческому употреблению родного языка.

Для достижения данных целей необходимо реализовать следующие задачи:

  1. Учить различать роды и жанры устной народной словесности и литературных произведений.
  2. Вырабатывать умения находить словесные средства изображения героев в произведениях разных видов и жанров.
  3. Формировать умения, исходя из особенностей языка, оценивать произведение в соответствии с его жанрово-родовой природой.
  4. Продолжить работу с различного рода словарями.
  5. Учить создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей.
  6. Формировать умение выразительно читать произведения разных видов народной словесности.
  7. Учить писать сочинения-эссе, сочинения-рассуждения, анализировать эпизоды произведений.

Авторская программа реализуется без изменений.

Для работы по данной программе используется учебное пособие:

Альбеткова. Р.И. «Русская словесность: От слова к словесности. 7 класс: учебное пособие». – М.: Дрофа, 2012.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Формы        организации        учебного        процесса:        комбинированный        урок,

интегрированный урок, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков учащихся: выразительное чтение, тесты, сочинения-миниатюры с использованием средств выразительности и лексических средств, практические работы «Играем        со словами»,        устные   и   письменные  задания,  в том числе и творческого характера.

2. Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • Уметь работать со словарями.
  • Уметь определять тему и основную мысль произведения; выразительно читать произведения.
  • Уметь различать разговорный язык и разновидности литературного языка, их употребление; создавать тексты официально-делового, научного и публицистического стилей; понимать роль употребления разновидностей языка в художественном произведении.
  • Уметь выразительно читать тексты типа повествования, описания, рассуждения, диалога в художественном произведении; рассказывать о событии с использованием диалога; выразительное читать сказ; создавать собственный сказ (рассказ о событии от лица героя с сохранением особенностей его речи); выразительно читать стихи и прозу; создавать устный монолог в научном стиле.
  • Уметь употреблять стилистически окрашенные слова; понимать стилистическую выразительность различных средств языка и уметь передать своё понимание в выразительном чтении произведения; создавать  стилизации и пародии.
  • Уметь различать роды словесности; определять вид и жанр произведения.
  • Уметь видеть особенности словесного выражения содержания в разных родах и видах народной словесности, понимать их идейно- художественное своеобразие; выразительно читать произведения разных видов народной словесности.
  • Уметь читать Библию; понимать библейские тексты в соответствии с их жанровой спецификой; понимать обобщённый смысл библейского повествования; уметь видеть своеобразие стиля в различных библейских текстах; использованные жанры и стиль Библии в различных произведениях словесности.
  • Понимать характер литературного героя с учётом всех средств его изображения; выразительно читать и пересказывать эпизод с употреблением различных средств изображения характера; уметь писать сочинение: характеристика героя и сравнительная характеристика нескольких героев; использовать в нём различные средства словесного выражения содержания.
  • Понимать смысл лирического произведения на основе наблюдений над словесными средствами выражения его содержания; уметь передать в выразительном чтении идейно-художественное своеобразие стихотворения; уметь писать сочинение-эссе, раскрывающее личное впечатление о

стихотворении, об использовании специфических средств изображения и выражения, присущих лирическому произведению.

  • Понимать характер героя драматического произведения с учётом различных языковых средств его изображения; уметь выразительно читать драматическое произведение; создавать режиссерский план эпизода; создавать сценки с использованием специфических языковых средств драматического рода словесности; уметь писать сочинение: анализ эпизода пьесы.
  • Понимать смысл произведений лиро-эпических жанров: их героев и сюжета, созданных посредством языка, стихотворной или прозаической формы выражения; уметь писать сочинение-рассуждение о героях баллады и поэмы.
  • Понимать смысл использования чужого слова в произведениях словесности; уметь передать это понимание в выразительном чтении произведений; использовать мотивы народной словесности в собственном литературном творчестве.


  1. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Ча сы уч еб но го вр ем

ен и

Плано вые сроки прохож дения

Примеча ние

Слово и словесность – 2 ч.

1.

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества.

Многогранность понятия слово.

1

09.09.2017

2.

Словесность. Русская словесность, её происхождение и

развитие.

1

16.09.2017

Разновидности употребления языков – 6 ч.

3.

Разговорный        язык,        его        особенности.        Использование

разговорного языка в общении людей и в литературе

1

23.09.2017

4.

Разновидности                разговорного        языка:        «общий» разговорный        язык,        просторечие,                территориальные

диалекты, жаргоны, арго.

1

30.09.2017

5.

Литературный язык и его разновидности. Признаки

литературного языка и его стили

1

07.10.2017

6.

Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление

литературного языка в разных сферах жизни

1

14.10.2017

7.

Разновидности        литературного        языка:        официально-

деловой, научный и публицистический стили

1

21.10.2017

8.

Язык        художественной        литературы        как        особая

1

28.10.2017

разновидность употребления языка. Язык как материал

словесности и результат художественного творчества

Формы словесного выражения – 4 ч.

9.

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность        употребления        разговорного        и

литературного языка в устной и письменной формах

1

11.11.2017

10.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование,

описание и рассуждение в произведении словесности

1

18.11.2017

11.

Изображение разговорного языка в художественном

произведении. Диалог и монолог героя. Сказ

1

25.11.2017

12.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе.

Стих и смысл

1

02.12.2017

Стилистическая окраска слова. Стиль – 5 ч.

13.

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от

стилистической окраски слов и выражений

1

09.12.2017

14.

Стилистические        возможности        грамматики:        имя

существительное, имя прилагательное, глагол

1

16.12.2017

15.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль. Художественной        литературы        как        идейно-

художественное своеобразие произведений

1

23.12.2017

16.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля

1

13.01.2018

17.

Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его

осмысления

1

20.01.2018

Роды, виды и жанры произведений словесности – 1 ч.

18.

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия

рода, вида и жанра

1

27.01.2018

Устная народная словесность, ее виды и жанры – 3 ч.

19.

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот. Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях

устной народной словесности.

1

03.02.2018

20.

Лирические виды и жанры народной словесности: песня, частушка. Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной

народной словесности

1

10.02.2018

21.

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки. Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной

словесности

1

17.02.2018

Духовная литература, её жанры – 3 ч.

22.

Библия:  уникальность  жанра  этой  Книги.  Библия   как

Откровение,        как        история        духовного        восхождения

1

03.03.2018

человечества и как произведение словесности

23.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие,

притча, молитва, проповедь, послание, псалом

1

10.03.2018

24.

Своеобразие стиля Библии. Использование библейских

жанров и стиля в русской литературе

1

17.03.2018

Эпические произведения, их виды – 3 ч.

25.

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть,

роман. Литературный герой в рассказе и повести

1

24.03.2018

26.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-

монолог героя и автора, диалоги героев

1

07.04.2018

27.

Сюжет и композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь. Автор и

рассказчик в эпическом произведении

1

14.03.2018

Лирические произведения, их виды – 2 ч.

28.

Виды        лирики.        Своеобразие        языка        лирического

произведения,        изображение        явлений        и        выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике

1

21.04.2018

29.

Лирический        герой.        «Ролевая        лирика».        Композиция

лирического        стихотворения.        Образ-переживание        в лирике

1

28.04.2018

Драматические произведения, их виды – 2 ч.

30.

Виды        драматического        рода        словесности:        трагедия,

комедия, драма

1

05.05.2018

31.

Герои драматического конфликта, сюжета и композиции. Роль        художественной        детали        в        драматическом

произведении

1

12.05.2018

Лиро-эпические произведения, их виды – 3 ч.

32.

Взаимосвязи родов словесности. Лиро-эпические виды и

жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе

1

19.05.2018

33.

Черты эпического рода словесности и лирики в балладе

и поэме. Повести в стихах и стихотворения в прозе

1

26.05.2018

34.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм

словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу

1

30.05.2018


  1. Содержание программы учебного курса

«Русская словесность. От слова к словесности» 7 класс (34 ч.)

Материал словесности Слово и словесность (2 ч.)

Язык и слово. Значение языка в жизни человечества. Многогранность понятия слово.

Словесность как словесное творчество, способность изображать посредством языка различные предметы и явления, выражать мысли и чувства. Словесность как произведения искусства слова, совокупность всех словесных произведений – книжных и устных народных. Словесность как совокупность наук о языке и литературе.

Русская словесность, её происхождение и развитие.

Разновидности употребления языка (6 ч.)

Разговорный язык, его особенности. Разновидности разговорного языка: «общий» разговорный язык, просторечие, территориальные, профессиональные диалекты, жаргоны, арго. Использование разговорного языка в общении людей и в литературе.

Литературный язык. Нормы употребления языка, их обязательность для всех, кто говорит и пишет на данном языке. Употребление литературного языка в разных сферах жизни. Разновидности литературного языка: официально-деловой, научный и публицистический стили.

Язык художественной литературы как особая разновидность употребления языка. Язык как «материал», из которого строится художественное произведение, и язык как результат художественного творчества, важнейшая сторона произведения словесности.

Формы словесного выражения (4 ч.)

Устная и письменная формы словесного выражения. Возможность употребления разговорного и литературного языка в устной и письменной формах.

Диалог и монолог в нехудожественных видах письменности. Формы словесного выражения в художественном произведении. Повествование, описание и рассуждение в произведении словесности.

Изображение разговорного языка в художественном произведении.

Диалог и монолог героя. Сказ.

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Особенности словесного выражения в стихах и в прозе. Ритм и интонация в стихах и в прозе. Стих и смысл.

Стилистическая окраска слова. Стиль (5 ч.)

Стилистические возможности лексики и фразеологии. Слова и выражения нейтральные и стилистически окрашенные. Зависимость смысла высказывания от стилистической окраски слов и выражений.


Стилистические возможности грамматики: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Стиль как разновидность употребления языка и стиль художественной литературы как идейно-художественное своеобразие произведений.

Стилизация как воспроизведение чужого стиля: иной эпохи, иной национальной культуры, народной поэзии, иного автора, определенного жанра.

Пародия – воспроизведение чужого стиля с целью его осмеяния.

Произведение словесности

Роды, виды и жанры произведений словесности (1 ч.)

Три рода словесности: эпос, лирика и драма. Предмет изображения и способ изображения жизни в эпических, лирических и драматических произведениях. Понятия рода, вида и жанра.

Устная народная словесность, ее виды и жанры (3 ч.)

Эпические виды народной словесности: сказка, легенда, небылица, пословица, поговорка, загадка, историческая песня, былина, анекдот.

Особенности словесного выражения содержания в эпических произведениях устной народной словесности.

Лирические виды народной словесности: песня, частушка.

Особенности словесного выражения содержания в лирических произведениях устной народной словесности.

Драматические виды народной словесности: народная драма, театр Петрушки.

Особенности языка и стиха (раёк) драматических произведений устной народной словесности.

Духовная литература, ее жанры (3 ч.)

Библия: уникальность жанра этой Книги. Библия как Откровение, как история духовного восхождения человечества и как произведение словесности.

Жанры библейских книг: историческая повесть, житие, притча, молитва, проповедь, послание, псалом.

Своеобразие стиля Библии.

Использование библейских жанров и стиля в русской литературе.

Эпические произведения, их виды (3 ч.)

Виды эпических произведений: басня, рассказ, повесть, роман. Литературный герой в рассказе и повести.

Языковые средства изображения характера: описание (портрет, интерьер, пейзаж), повествование о поступках героя и о происходящих с ним событиях, рассуждение-монолог героя и автора, диалоги героев.

Сюжет рассказа и повести, созданный средствами языка. Этапы сюжета.


Композиция рассказа и повести. Внесюжетные элементы. Система образов. Сопоставление эпизодов, картин, героев. Художественная деталь.

Автор и рассказчик в эпическом произведении.

Лирические произведения, их виды (2 ч.)

Виды лирики.

Своеобразие языка лирического произведения, изображение явлений и выражение мыслей и чувств поэта средствами языка в лирике.

Лирический герой. «Ролевая лирика».

Композиция лирического стихотворения. Образ-переживание в лирике.

Драматические произведения, их виды (2 ч.)

Виды драматического рода словесности: трагедия, комедия, драма.

Герои        драматического        конфликта,        сюжета        и        композиции.        Роль художественной детали в драматическом произведении.

Лиро-эпические произведения, их виды (3 ч.)

Взаимосвязи        родов        словесности.        Лиро-эпические        виды        и        жанры: баллада, поэма, повесть и роман в стихах, стихотворение в прозе.

Черты эпического рода словесности в балладе и поэме: объективное изображение характеров, наличие сюжета. Черты лирики в балладе и поэме: непосредственное выражение чувств и мыслей автора, стихотворная форма.

Повести в стихах и стихотворения в прозе – соединение в них признаков лирики и эпоса.

Значение стихотворной или прозаической формы словесного выражения содержания произведения. Использование в лиро-эпических произведениях форм словесного выражения содержания, свойственных лирике и эпосу.


  1. Перечень учебно-методических средств обучения

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2012.
  2. Альбеткова  Р.И.        Методические рекомендации к учебному пособию

«Русская словесность. От слова к словесности. 7 класс». – М.: Дрофа, 2008.

  1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2013.
  2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание: около 1500 иллюстраций. – М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2007.
  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: Изд-во Эксмо, 2002.
  4. Иллюстрированный словарь иностранных слов: ок. 5000 слов и словосочетаний: более 1200 ил. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
  6. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов / Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. – М.: Дрофа, 2003.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание п...

Рабочая программа спецкурса « Основы русской словесности» 5 класса составлена на основе авторской программы Русская словесность. От слова к словесности. 5—9 классы. / Автор программы Р. И. Альбеткова

Программа по словесности построена в тесном взаимодействии с программами по русскому языку и литературе. При этом учитывается наличие в классе учащихся, для которых русский  язык не является родн...

рабочая программа русская словесность 6 класс

Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана    на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школ...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"

Рабочая программа по элективному курсу "Русская словесность. От слова к словесности"...

Рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность. От слова к словесности» ФКГОС (основной общий уровень) УМК Р.И. Альбеткова

Данная рабочая программа по учебному курсу «Русская словесность» разработана для обучения в 6-9 классах МОУ «Должанская ООШ». В основе курса лежат положения федерального компонента государственного ст...

Рабочая программа "Русская словесность"

Цели и задачи изучения учебного курса1.     воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общен...