Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Королёва Елена Юрьевна

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_r.sl_.-9_kl.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа  курса «Русская словесность» для учащихся 9 класса создана на основе

  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г)

  • авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающихся 5 – 9 классов под редакцией Р.И. Альбетковой,   . – М.: Дрофа, 2008  

  • с учётом рекомендаций Инструктивно- методического письма «О преподавании предмета «Русский язык» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2014-2015 учебном году»

Программа реализуется в адресованном учащимся 9  класса комплекте:

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 9 класса.  М.: Дрофа, 2010
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 9  класса. М.: Дрофа, 2008


       

        В системе школьного образования учебный предмет «Русская словесность» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русская словесность обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русская словесность неразрывно связана с учебными предметами русский язык и литература.
    Словесность необходима каждому ученику. Тот, кто хочет быть личностью, должен научиться воспринимать слово, письменное и устное. Больше всего учит этому художественная словесность, потому что именно в ней слово предстаёт во всём его богатстве. Причём делает это по-особому: если ученик научится искусству читать книги, то они будут доставлять ему радость и наслаждение.

      Тематическое планирование предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В 9 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

Важнейшими условиями реализации являются:
• деятельностный характер процесса преподавания русской словесности в основной школе;
• синтез речевого и интеллектуального развития личности в процессе изучения родного слова;
• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;
• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;
• сбалансированное развитие устной и письменной речи;
• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

важнейшие термины словесности

  • смысл понятий: речь устная и письменная; прямое и поэтическое значение слова;
  • основные признаки текста, идею произведения;

выражение точки зрения автора;

уметь

средства художественной выразительности

что такое художественный образ, выделять проблему художественного образа

значение типических образов

главное значение искусства слова


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечания

1.

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.

1

2

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении.

1

3.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

1

4

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

1

5

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

1

6

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

1

7

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

1

8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

1

9

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

1

10

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

1

11

Контрольный тест по теме «Средства художественной изобразительности»

1

12

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

1

13

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

1

14

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

1

15

.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

1

16

Историческая жизнь поэтического слова.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

1

17

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

1

18

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

1

19

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

1

20

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

1

21

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

1

22

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

1

23

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

1

24

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

1

25

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

2

26

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

1

27

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

1

28

.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

1

29

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

1

30

Нравственные проблемы в произведениях словесности

1

31

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

1

32

Познание мира средствами искусства слова.

1

33

Язык как материал словесности.

1

34

Итоговый урок

1

Содержание программы

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении.словесности.

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении.

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

Парадокс и аналогизм, их роль в произведении.

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Историческая жизнь поэтического слова.

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения. Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

Произведение словесности в истории культуры. Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

Нравственные проблемы в произведениях словесности

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

Познание мира средствами искусства слова.

Язык как материал словесности.

Формы и средства контроля

  • Основным средством контроля являются небольшие , рассчитанные на 10-15 минут, практические работы. Данные работы  позволяют повторить  и закрепить изученный материал, а также проверить качество усвоения пройденного

  • Творческий практикум

  • Контрольные тесты:

Контрольный тест №1 «Средства художественной изобразительности» (Приложение)

Учебное и учебно- методическое обеспечение

1. Программа Альбетковой Р. И. Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.год

2.Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
3.Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).

Учебно-методический комплект для 9 класса

  1. Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008 год
  2. Дополнительная литература Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2007 год).
  3. Власенков А. И. русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., дрофа, 1000 год
  4. Горшков А. И. русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
  5. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 год

   Электронные образовательные ресурсы

CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).

  1. Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
  2. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
  3. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка  8 – 9 классы.

                                 

                 

Приложение

Контрольный тест №1 «Средства художественной изобразительности»

Вопрос 1. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов)

Эпитет

Метафора

Гипербола

Сравнение

Олицетворение

Вопрос 2. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина)

Эпитет

Метафора

Гипербола

Сравнение

Олицетворение

Вопрос 3. Назовите средство выразительности, которое использовал автор.

Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)

Эпитет

Метафора

Гипербола

Сравнение

Олицетворение

Вопрос № 4

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Он телом сильный, как бык, и храбрый, как лев, а душою слабый, как вода" (Л.Толстой)

 Метафора

 Олицетворение

 Эпитет

 Сравнение

Вопрос № 5

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу" (А.Н.Майков)

 Сравнение

 Олицетворение

 Метафора

 Эпитет

Вопрос № 6

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении "Забормотал спросонок гром" (К.Г.Паустовский)

 Эпитет

 Метафора

 Сравнение

 Олицетворение

Вопрос № 7

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении "Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки" (С.Есенин)

 Эпитет

 Сравнение

 Метафора

 Олицетворение

Вопрос № 8

Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: "Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской" (М.Ю.Лермонтов)

 Олицетворение

 Метафора

 Эпитет

 Сравнение

Вопрос № 9

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

 Сквозь кусты глядит вечерний луч (М.Ю.Лермонтов).

 Видишь, полозьев чернеются швы, мёрзлый нарыв мостовых расковырян (Б.Пастернак).

 Неожиданное оскорбление и боль переполнили чашу терпения в душе… (В.Г.Короленко).

 На седых уральских кручах вороны кричат… (А.А.Сурков).

Вопрос № 10

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

 И жёлтые листы шумят под робкими шагами (М.Лермонтов).

 Возле глаз собрав морщинки-трещины, смотрит в синий мрак седая женщина (Э.Асадов).

 В пряже солнечных дней время выткало нить… (С.А.Есенин).

 Дыхну - с ладони скатишься, чихну - в огонь укатишься, щелкну - мертва покатишься (Н.А.Некрасов).

Вопрос № 11

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

 Заголовок книги несколько уколол меня, но первая же страница вызвала в душе улыбку восторга (М.Горький).

 Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (А.С.Пушкин).

 Изредка ветер трепал гроздья звёзд (К.Г.Паустовский).

 Солнце золотило верхушки деревьев (Соколов-Микитов).

Вопрос № 12

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ

 Солнце горело на каплях чернил, как в кистях запылённой смородины (Б.Пастернак).

 Весна на голубом картоне цветные пробует карандаши (В.Шефнер).

 Раскинув луч - шаги, шагает солнце… (В.Маяковский).

 Осень, в шубу жёлтую одета, по лесам с метёлкою прошлась (Д.Кедрин).

Вопрос № 13

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ГИПЕРБОЛА

 Заря из сада обдавала стёкла кровавыми слезами сентября (Б.Пастернак).

 Обида колючею, злой метелью любое тепло обращает в лёд (Э.Асадов).

 Народу в селе - туча (В.Солоухин).

 По зеркальной воде, по кудрям лозняка от зари алый свет разливается. (И.З.Суриков).

Вопрос № 14

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ

 Тихо льётся с клёнов листьев медь (С.А.Есенин).

 На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, одни и те же облака из серой сухой ваты (К.Г.Паустовский).

 Демидов… проезжал по пустынным, безмолвным улицам города. Давно ли здесь все шумело и жизнь била ключом! (Е. Федоров).

 Сосны подняли в небо свои золотистые свечи (М.Горький).

Вопрос № 15

Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: "Ночевала тучка золотая / На груди утёса-великана. / Утром в путь она умчалась рано, / По лазури весело играя" (М.Лермонтов)

 Олицетворение

 Сравнение

 Метафора

 Эпитет

Вопрос № 16

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является МЕТАФОРА

 Ветер жуёт сиреневый куст, словно губастенький жеребёнок (Э.Асадов).

 Я вижу печальные очи, я слышу весёлую речь (А.К.Толстой).

 Проник ордою вражьей в поля кочевник-суховей (С.Маршак).

 Тут-то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи-то, - сказал есаул, суживая свои блестящие глаза (Л.Н.Толстой).

Вопрос № 17

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

 Чёрный ворон в сумраке нежном, чёрный бархат на смуглых плечах… (А.Блок).

 Покатились глаза собачьи золотыми звёздами в снег (С.А.Есенин).

 Мне мало звёзд - десятков, сотен, тысяч (В.Тушнова).

 Отплясал и отрыдал вокзал (В.Жуков).

Вопрос № 18

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ЭПИТЕТ

 Напрасно кулак Европы задран. Кроем их грохотом. Назад! Не сметь! (В.Маяковский).

 Я просто растерялся. Говорить с этим Уордом - как об стенку горохом (Ю.Герман).

 На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн (А.С.Пушкин).