Рабочая программа учебного курса "Русская словесность. От слова к словесности" 6 кл
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Бережная Светлана Митрофановна

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Альбертковой, состоит из следующих разделов:  пояснительная записка, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, КТП, содержание программы, формы и средства контроля, перечень учебно-методических средств обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Данная рабочая программа разработана на основе:

  -программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы. - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М.Дрофа, 2010),

 - методического письма «О преподавании предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

         Предметом изучения является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова. Поэтому цель изучения   словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи: 

  1. изучение законов употребления языка;
  2. овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  3. овладение умением творческого употребления родного языка.

         В курсе словесности учащиеся 6 класса осваивают такое важнейшее понятие, как стилистическая окраска слов и выражений, учатся видеть стилистические возможности лексики и грамматики в произведении, а также применять это свойство языка в собственных высказываниях. Шестиклассники развивают и углубляют представление о том, что в каждом из родов словесности есть свои законы употребления языка; рассматривают особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

          Преподавание ведётся по учебнику Альбетковой Р.И.   «Русская словесность. От слова к словесности. 6 класс». – М. Дрофа, 2012.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

В рабочую программу внесены следующие изменения:

Объем количества часов на изучение тем изменен в связи с совпадением уроков расписания с праздничными днями, сроками каникул и другими особенностями функционирования образовательного учреждения.

       

 Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система.  

Требования к уровню подготовки учащихся

По окончании курса словесности в 6 классе учащиеся должны:

-различать слова по их стилистической окраске; лирические, эпические и драматические произведения; размеры стихов; героя, автора и рассказчика в эпическом произведении;

-понимать роль общеупотребительных, областных, специальных, заимствованных слов в произведениях словесности; значение средств художественной изобразительности; значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении; значение ритма, рифмы и аллитерации в лирическом произведении; роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев в драматическом произведении;

-выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, имеющие различные средства художественной изобразительности; юмористические произведения, былины; эпические, лирические и по ролям драматические произведения;

-употреблять в собственных высказываниях слова и выражения в соответствии с их стилистической и эмоциональной окраской; различные средства художественной изобразительности; средства создания комического; различные формы словесного выражения;

- рассказывать юмористические рассказы, легенды, предания;

- находить в тексте средства художественной изобразительности;

- уметь создавать собственный юмористический рассказ или сценку, рассказ по собственным впечатлениям, драматическую сценку, употребляя в ней ремарки, монологи и диалоги.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема учебного занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Подготовка к ГИА

Домашнее задание

Планируемые сроки

факт


04.09

Употребление языковых средств 7 (ч)


Стилистическая окраска слов и предложений




вводное занятие



Уметь употреблять слова и выражения  в зависимости от условий и цели высказывания



1.1



П.1, упр.3

11.09

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы

закрепление знаний и  способов деятельности

Знать  выразительные возможности   общеупотребительных и диалектных слов

1.1

П.2,3, упр.18

18.09

Стилистические возможности лексики.

Профессионализмы. Заимствованные слова

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать роль специальных и заимствованных слов в произведениях словесности.

Уметь применять специальные и заимствованные слова  в речи

1.1

П.4,5, упр.25

25.09

Стилистические возможности грамматики.

Употребление имени существительного

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать роль грамматической формы существительного в художественном произведении. Обогащать словарный запас. Развивать речь

1.1

П.7, упр.36

02.10

Стилистические возможности грамматики. Употребление имени прилагательного

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать роль грамматической формы прилагательного в художественном произведении

1.1

П.8, упр.42

09.10

Стилистические возможности грамматики. Употребление глагола

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать роль грамматической формы глагола. Уметь видеть выразительные возможности глагола в тексте

1.1

П.9, упр.48

16.10

«Играем со словами!» Творческая работа

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь сочинять собственные тексты, используя выразительные возможности лексики, грамматики

1.5

Сочинить сказку




23.10

Средства художественной изобразительности (9ч)


Сравнение, аллегория, эпитет




закрепление знаний и  способов деятельности




   Уметь видеть в тексте  средства художественной изобразительности, понимать их значение

 




1.1



П.10, упр.53

30.10

Олицетворение, метафора

закрепление знаний и  способов деятельности

Уметь видеть в тексте  средства художественной изобразительности, понимать их значение.  

1.1

П.11,12,

упр.65

13.11

Метонимия

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь видеть в тексте  средства художественной изобразительности, понимать их значение.  

1.1

П.13,упр.70

20.11


Синекдоха

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь видеть в тексте  средства художественной изобразительности, понимать их значение.  

1.1

П.14, упр.71

27.11

Гипербола

закрепление знаний и  способов деятельности

Уметь работать с художественным текстом, видеть в нём средства художественной выразительности. Уметь оперировать терминами при работе с текстом.

1.1

П.15, упр.76

04.12

Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор

закрепление знаний и  способов деятельности

Уметь видеть в тексте выразительные возможности порядка слов в предложении, инверсии, повтора.

1.1

П.16,17, 18, упр.82

11.12

Риторический вопрос и риторическое восклицание

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь видеть в тексте средства художественной выразительности, понимать их значение. Уметь употреблять риторические вопросы и восклицания в творческих работах.

1.1

П.19,упр.88

18.12

Антитеза . Играем со словами!

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь применять средства художественной выразительности в собственных высказываниях.

1.1

П.20,упр.91

25.12

Употребление  средств художественной изобразительности в произведениях словесности

закрепление знаний и  способов деятельности

Уметь видеть эмоциональную и стилистическую окраску художественных текстов. Уметь создавать  собственные тексты с определённой стилистической окраской, используя синтаксические средства языка

1.1

С.99-101




15.01

Юмор в произведениях словесности (4ч)


Юмор в жизни и в произведениях словесности

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



  Уметь понимать юмор и создавать собственные высказывания с этой эмоциональной окраской

1.6



П.21,упр.95

22.01

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев.

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь понимать юмор и видеть словесные средства его создания, составлять собственные юмористические тексты.

1.6

П.22,упр.98

29.01

Средства создания юмора: соединение несоединимых явлений, предметов, признаков, нарушение смысловой сочетаемости слов, употребление в тексте слов с разной стилистической окраской

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Уметь замечать смешное и выражать эмоции словесными средствами.

1.6

П.23, упр.106

05.02

Значение употребления средств создания  юмора в произведении. Творческая работа: создание собственного юмористического рассказа

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь находить средства создания смешного в тексте, создавать собственные юмористические тексты, употребляя в них средства создания комического

1.1,1.6

Сочинить юмористический рассказ




12.02

Произведения устной народной словесности (3ч)


Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты. Особенности словесного выражения в былине. Былинный стих.




закрепление знаний и  способов деятельности




Знать особенности языка и стиха былины.  



1.3



П.25-27

19.02

Легенда как создание народной фантазии. Предания о реальных событиях.

закрепление знаний и  способов деятельности

Уметь рассказывать легенды

1.3

П.28-29, упр.131

26.02

Играем со словами!

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь работать с проблемными заданиями . Уметь рассказывать легенды и предания.

1.3

Повторить п.25-29




05.03

Эпическое произведение, его особенности (5ч)


Что такое эпическое произведение. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя.




закрепление знаний и  способов деятельности




Знать особенности эпического произведения, роль художественного слова   в эпическом произведении для изображения характеров героев и событий.  




1.3



П.30,31,32, упр.139

12.03

Раскрытие характера героя в сюжете произведения. Герой произведения и его автор

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать взаимосвязь между   созданным словесными средствами сюжетом произведения и характерами героев. Уметь различать героя и рассказчика, понимать мысль автора.

1.7

П.33,34, упр.148

19.03

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении.


 

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Знать особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении

1.3

П.35, упр.154

02.04

Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

«Играем со словами!

комплексное применение знаний и способов деятельности

Понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и событий.

1.3

Упр.159

09.04

Творческая работа. Сочинение рассказа по собственным  впечатлениям, использование в нём разных форм словесного выражения.

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь создавать собственный текст с использованием разных форм словесного выражения.

1.6

Сочинить рассказ по собственным впечатлениям




16.04

Лирическое произведение, его особенности (4ч)


Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.




закрепление знаний и  способов деятельности




Уметь отличать лирическое произведение от эпического и драматического. Понимать   значение ритма стиха.  



1.3




П.36,37, упр.165

23.04

Двусложные и трёхсложные размеры стиха .Аллитерация. Роль аллитерации в художественном тексте

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понимать выразительное значение аллитерации в лирическом произведении. Уметь воспринимать размер стиха, ритмический рисунок, звукопись «на слух»

1.1

П38-.40, упр.174

30.04

Рифма: её смысловое, эстетическое, ритмообразующее, композиционное значение. Мужские, женские, и дактилические рифмы

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понимать значение рифмы в поэтическом тексте.  Уметь определять  рифму в стихах.

1.3

П.41, упр.178

07.05

Стиховая пауза. Ритм и стих как средство выражения и чувства в лирическом произведении

закрепление знаний и  способов деятельности

Понимать выразительное значение ритма. Уметь  выразительно  читать стихи с соблюдением стиховой паузы.

1.3

П.42, упр.181




14.05

Драматическое произведение, его особенности (3ч)

Особенности драматического произведения. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении



изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности



Уметь воспринимать драматическое произведение, осваивать богатства разговорного языка и использовать их в собственной речи. Расширять знания   о драматическом роде словесности.



1.3



П.43,44, упр.190

21.05

Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в тексте

изучение  и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Понимать роль авторской ремарки,  реплик героев в диалоге, монологов героев. Уметь выразительно  читать по ролям драматическое произведение

1.3

Упр.189

28.05

Сюжет драматического произведения. Играем со словами!

комплексное применение знаний и способов деятельности

Уметь систематизировать полученные знания.  

1.3

П.45, упр.196

Содержание программы учебного курса

Употребление языковых средств

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке и в художественных произведениях.

/// Обогащение словарного запаса: работа со словарями. Различение слов по их стилистической окраске. Понимание роли общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности. Понимание роли грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности. Выразительное чтение текстов с различной стилистической и эмоциональной окраской. Выбор стилистических средств языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью.

Средства художественной изобразительности

Понятие о средствах художественной изобразительности.

Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха.

Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

/// Нахождение в тексте средств художественной изобразительности и понимание их значения. Выразительное чтение произведений, в которых имеются средства художественной изобразительности. Применение средств художественной изобразительности в собственных высказываниях.

Юмор в произведениях словесности

Юмор в жизни и в произведениях словесности.

Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

Значение употребления средств создания юмора в произведении.Развитие чувства юмора. Выразительное чтение юмористического произведения. Устное и письменное изложение юмористического произведения. Создание собственного юмористического рассказа или сценки, употребление в нем средств создания комического.

Произведения устной народной словесности

Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

Легенда как создание народной фантазии.

Предание о реальных событиях.

/// Выразительное чтение былины. Рассказывание предания, легенды.

Эпическое произведение, его особенности

Что такое эпическое произведение.

Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Герой произведения и автор произведения.

Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

/// Умение отличить эпическое произведение от лирического и драматического. Понимание значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского отношения к герою. Различение героя, автора и рассказчика. Выразительное чтение и пересказ эпических произведений. Сочинение рассказа по собственным впечатлениям, использование в нем повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Лирическое произведение, его особенности

Что такое лирическое произведение.

Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

Двусложные и трехсложные размеры стиха.

Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

/// Умение отличить лирическое произведение от эпического и драматического. Различение размеров стихов. Понимание выразительного значения ритма, рифмы и аллитерации. Выразительное чтение лирического произведения.

Драматическое произведение, его особенности

Что такое драматическое произведение.

Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Сюжет драматического произведения.

/// Умение отличить драматическое произведение от эпического и лирического. Понимание роли авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев. Выразительное чтение по ролям драматического произведения. Сочинение сценки по собственным впечатлениям, употребление в ней ремарки, диалога и монолога.

Формы и средства контроля

Контроль знаний: анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности; творческих  словесных работ, игры со словом, ролевые и деловые  игры,  олимпиадные состязания.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.:«Дрофа», 2010.
  2. Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.
  3. Русская словесность. От слова к словесности. 6 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2012.

Дополнительная литература

  1. Ахманова, О.С. Словарь омонимов русского языка   /  О.С.Ахманова.- М.: Рус. яз., 1986с.- 448с.
  2. Баранов, М.Т. Русский язык: Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / М.Т.Баранов, Т.А.Костяеева, А.В.Прудникова. - М.: Просвещение, 1989. – 288с.
  3. Большой орфографический словарь русского языка: Ок. 106 000 слов  /  Под ред. С.Г.Бархударова. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2003. -528с.
  4. Булыко, А.Н. Современный школьный словарь иностранных слов  /  А.Н.Булыко. – М.: Мартин,2005. - 624с.
  5. Быстрова, Е.А.Учебный фразеологический словарь  /  Е.А.Быстрова; А.П.Окунева; Н.М.Шанский. – М.: АСТ,1998. – 304с.
  6. Глинкина, Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: Словарь-справочник: ок.6000 слов  /  Л.А.Глинкина. – 2-е изд.,испр.,доп. – М.:АСТ, Астрель, 2006. -381с.
  7. Граник, Г.Г. Секреты русской орфографии. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 224с.
  8. Грушников, П. А.Орфографический  словарик: Учеб. изд. для учащихся. – М.: Просвещение, 1993. – 80с.
  9. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание /  В.И.Даль. – М.: АСТ, Астрель, 2003с.- 757с.
  10. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /  С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова; Рос. академия наук. Институт рус. яз. им. В.Виноградова.- М.: «ИТИ Технологии», 2003. – 944с.
  11. Орфографический словарь русского языка: около 100 000 слов / Ред. В.В.Лопатин. - М.: Рус.яз., 1992. - 416с.
  12. Орфографический  словарь русского языка для учащихся: 40 000 слов. – М: Лад Ком, 2011. - 448с.
  13. Словарь синонимов русского языка: 2000слов, ок. 800 синонимических рядов  /  Л.П.Алекторова, Л.А.Введенская, В.И.Зимин. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 333с.
  14. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А.Н.Тихонов. – М.: Цитадель-трейд, Спб.: Виктория плюс, 2005. - 576с.
  15. Толковый словарь школьника: Энциклопедия для детей / ред.М.Аксенова, А. Голосовская, Ю.Антонова. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель,2007. -280с.: ил.
  16. Ушаков, Д. Н. Современный орфографический  словарь русского языка  /  Д.Н.Ушаков. – М.: РИПОЛ, Классик, 2010.- 509с.

Электронный материал:

  1. http://it-n.ru – сеть творческих учителей
  2. http://ipkps.bsu.edu.ru/
  3. http://pedsovet.org/
  4. http://openclass.ru/
  5. http://www.uchportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русской словесности. 5 класс

Рабочая программа по русской словесности для 5 класса. К учебнику Р. Альбетковой. Календарно-тематическое планирование на 35 часов в год....

Рабочая программа по русской словесности. 6 класс

Рабочая программа по русской словесности для 6 класса, рассчитанная на 17 часов. К учебнику Р.И. Альбетковой...

Рабочая программа по русской словесности 5 класс

Рабочая программа по "Русской словесности" Альбетковой 5 класс...

Рабочая программа курса "Русская словесность. От слова к словесности" в 9 классе

Данная рабочая программа разработана на основе программы Альбетковой...

Рабочая программа учебного курса «Русская словесность» 5 класс

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чу...

Рабочая программа учебного курса "Русская словесность" в 9 классе

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стан...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Русская словесность»

Настоящая программа составлена на 34 часа (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уров...