Рабочая программа учебного курса "Русская словесность" в 9 классе
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Думшева Надежда Валентиновна

Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности  и авторской программы Альбетковой Р. И.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_slovesnost_9_klass.doc141.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена  и одобрена на заседании                                         Утверждена руководителем

кафедры русского языка и литературы                                    образовательного учреждения                                                                                                                                                                            

Заведующий   кафедрой______________                              ____________/_______________/

/_____________________________/                                          «___»_________________2017г.           «___»____________________2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса  «Русская словесность» в 9 Б классе

Составитель:

Думшева Надежда Валентиновна,

                                                                                       учитель русского языка

                                                                                                      и литературы

2017-2018  учебный  год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.

  Общее количество часов — 34, в неделю – 1.

  Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне. Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом по русской словесности  и авторской программы Альбетковой Р. И.  

Преобладающими формами текущего контроля выступают устный опрос, практические работы и работа  с текстами художественной литературы (анализ) В 9 классах  дидактико-технологическое оснащение включает: таблицы, раздаточный материал, материалы для итогового и промежуточного контроля, тестовые задания, лингвистические справочники и словари.

 В системе школьного образования учебный предмет « Русская   словесность » занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности  русская   словесность  обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний,  русская   словесность  неразрывно связана с учебными предметами  русский  язык и литература.

Цель программы обучения:   Развитие познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе

Задачи:

• формирование коммуникативной компетенции на понятийной основе, что способствует осмыслению собственной речевой практики и интенсивному развитию речемыслительных способностей;

• развитие всех видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

• сбалансированное развитие устной и письменной речи;

• формирование навыков чтения как вида речевой деятельности; навыков информационной переработки текста.

Количество часов распределено следующим образом:

№ п. п.

                                Разделы программы

Количество

 часов

1

Средства художественной изобразительности

          11  часов

2

Жизненный факт и поэтическое слово

          4 часа

3

Историческая жизнь поэтического слова

          5 часов

4

Произведение искусства слова.как единство художественного содержания и его словесного выражения

          6 часов

5

Произведение словесности в истории культуры

          8 часов

ИТОГО

34 ч.

  1.       Учебник: Учебник Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год
  2.         Программа: «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва,Дрофа: 2010

Требования к ЗУН   учащихся по «Русской словесности» за курс 9 класса  

Русская словесность составляет единое целое с такими предметами, как русский язык и литература. Но у этого предмета гимназического компонента есть свои задачи:

•        изучение законов употребления языка, форм словесного выражения;

•        восприятие произведения как целостного явления искусства слова;

•        обучение умению творчески употреблять родной язык.

Рассматривая богатейшие ресурсы языка – фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, - учащиеся открывают для себя эстетическую роль языка, его способность создавать мир в произведении словесности. Изучая произведения, постигая языковые способы создания художественного мира произведений, школьники овладевают языком как средством собственного выражения мыслей и чувств, учатся использовать неисчерпаемые богатства родного языка, русской культуры.

Одновременно ребята овладевают литературными умениями, формируя важнейшее читательское умение – понимать содержательность художественной формы, что, в конечном итоге, создает условия для преобразующего воздействия художественного слова на их душу.

И наконец, чтение художественного произведения развивает творческий потенциал учеников.

В конце 9-го класса учащиеся должны знать:

•        определения фонетических, лексических и синтаксических средств языка.

•        определения языковых средств создания комического;

•        определения текста и его признаков;

•        определения темы и идеи текста;

•        определения языковых средств изображения жизни и выражения точки зрения автора в эпическом, лирическом и драматическом произведениях

должны уметь:

•        выразительно читать тексты, различные по теме и эмоциональной окраске;

•        различать разговорный и литературный язык;

•        построить диалог;

•        употреблять ресурсы языка в высказываниях;

•        определять тему и основную мысль текста;

•         различать стихотворную и прозаическую речь;

•        создавать собственные рассуждения, диалог, монолог;

•        подбирать рифмы к предложенным словам;

•        сочинять загадки;

•        употреблять в речи пословицы и поговорки;

•        различать жанры ( литературная сказка, басня, рассказ, повесть );

•        создать рассказ по собственным впечатлениям;

•        отличать драматическое произведение от других;

•        сочинять сценку;

•        инсценировать эпическое произведение.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Дата  по

плану

Дата

факт

Тема учебного занятия

Контроль

Примечание

Средства художественной  изобразительности. (11ч)

1

Средства художественной изобразительности. Эпитет в произведении Аллегория и символ в художественном произведении словесности.

2

Сравнение и параллелизм. Развёрнутое сравнение, их   роль в художественном произведении

3

Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.

4

Аллегория и символ в художественном произведении. Употребление этих средств в художественном произведении

5

Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведении. Значеиие гиперболы.

6

Парадокс и алогизм, их роль в произведении.

7

Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

8

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство выразительности.

9

«Макароническая речь» Значение употребления этого средства в произведении словесности. .

10

Этимология и внутренняя форма слова. Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

11

Контроль знаний

Стр. 56 «Проверь себя»

Жизненный факт и поэтическое слово (4ч)

12

Жизненный факт и поэтическое слово. Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.

13

Предмет изображения. Тема и идея произведения. Прототип и литературный герой.

14

Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении.

15

.Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Историческая жизнь поэтического слова (5ч)

16

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Значение этикета и канона. Своеобразие средств художественной выразительности.

17

Изображение действительности поэтическое слово в литературе ХУIII века. Повести петровского времени. Новое отношение к поэтическому слову Г. Р. Державина.

18

Поэтические открытия В. А, Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

19

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

20

Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

Произведение искусства слова

как единство художественного содержания и его словесного выражения (6ч)

21

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

22

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа.

23

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

24

Словесная форма выражения художественного содержания. Эстетическая функция языка.

25

Художественное время и художественное пространство (хронотроп). Как один из видов художественного образа. Хронотроп  в произведениях разных родов словесности.

26

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания.

Произведение словесности в истории культуры (8ч)

27

Взаимосвязь разных национальных культур. Значение перевода произведения словесности на другой язык. Индивидуальность переводчика.

28

.Развитие словесности . Традиции и новаторство , использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы .Обращение к «вечным»  образам и мотивам, новая жизнь типических героев, созданных в прошедшую эпоху.

29

Роль словесности в развитии общества и в жизни личности..

30

Нравственные проблемы в произведениях словесности

31

Главное назначение искусства – помочь совершенствованию мира и человека

32

Познание мира средствами искусства слова.

33

Язык как материал словесности.

34

Контроль знаний. Тестовый опрос.

Стр. 274 – 227 (термины)

Содержание программы.

Тема 1. Средства  художественной изобразительности

Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественном произведении. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.

Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя. Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении. Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя. Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности. Гипербола. Гипербола в разговорном языке, в диалогах пьесы, в эпическом и лирическом произведениях. Значение гиперболы. Парадокс и алогизм, их роль в произведении. Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.

Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка. «Макароническая» речь. Значение употребления этого средства в произведении словесности.

Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.

Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.

Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.

 Обучающиеся должны знать: идейно-художественное значение средств художественной изобразительности.

Обучающиеся должны уметь: выражать понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности, в чтении произведения и в рассуждении о нем; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 2. Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект. Предмет изображения, тема и идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Способы выражения точки зрения автора в эпическом и лирическом произведении. Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.

Обучающиеся должны знать: поэтическое значение словесного выражения.

Обучающиеся должны уметь: определять тему и идею произведения, исходя из внимания к поэтическому слову; сопоставлять документальные сведения о реальных событиях и лицах с их изображением в художественном произведении с целью понимания специфики искусства слова; сопоставить изображение реального факта в произведениях разных родов и жанров, разных авторов с целью понимания точки зрения автора; воспринимать художественную правду в произведениях,  написанных как в правдоподобной, так и в условной манере; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 3. Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово.

Изображение действительности и поэтическое слово в древнерусской литературе. Принципы отбора явлений жизни, их изображения и оценки. Значение этикета и канона. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки. Своеобразие средств художественной изобразительности.

Изображение действительности и поэтическое слово в литературе XVIII века. Повести петровского времени. Теория трех штилей М. В. Ломоносова и ее применение в произведениях поэта. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г. Р. Державина.

Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В. А. Жуковского. Романтический стиль А. С. Пушкина.

Изображение действительности в искусстве реализма. Поэтическое слово в реалистическом произведении: эпическом, лирическом, лиро-эпическом. Субъект речи. Полифония.

Авторская индивидуальность. Проявление художественной одаренности, мировоззрения, жизненного опыта, личности писателя в произведении. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.

 Обучающиеся должны знать: произведения древнерусской литературы и произведения литературы XVIII и XIX вв.; способы выражения авторской позиции в произведениях разных эпох и литературных направлений, разных родов и жанров словесности.

Обучающиеся должны уметь: видеть и передавать в выразительном чтении художественные достоинства произведений прошлого, исходя из понимания своеобразия языка этих произведений; писать сочинения-рассуждения, посвященные раскрытию своеобразия стиля произведения, а также сопоставлению произведений; определять авторскую позицию в произведении.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 4. Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.

Художественный образ. Различные виды художественного образа. Свойства художественного образа: наличие «внутренней формы» и авторской эстетической оценки, результат творчества.

Художественная действительность: объективное и субъективное начала в ней. Художественное содержание.

Словесная форма выражения художественного содержания. «Приращение смысла» слова. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка в произведении. Эстетическая функция языка.

Художественное время и художественное пространство (хронотоп) как один из видов художественного образа. Хронотоп в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.

Герой произведения словесности как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения человека в эпическом, лирическом и драматическом произведениях.

Обучающиеся должны знать: произведения словесности как целостное явление, как формы эстетического освоения действительности; художественное содержание, выраженное в словесной форме произведения; значение художественного образа: героя произведения, художественного пространства и художественного времени.

Обучающиеся должны уметь: при чтении произведения идти от слова к идее, воспринимать личностный смысл произведения и передавать его в выразительном чтении, пересказе, в сочинении о произведении; создавать собственные произведения по жизненным впечатлениям; писать сочинения, посвященные целостному анализу произведения.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Тема 5. Произведения словесности в истории культуры

Взаимосвязь национальных культур. Развитие словесности. Новая жизнь художественных образов. Онегин, Чичиков в произведениях авторов более позднего времени.  

Роль словесности  в развитии общества и жизни личности. Главное значение искусства слова

Обучающиеся должны знать: видеть единство в развитии национальных культур; понимать закономерность развития словесности; роль словесности в жизни общества.

Обучающиеся должны уметь:  видеть взаимосвязь национальных культур и произведений словесности; писать сочинения, посвященные взаимосвязи произведений словесности.

Контроль знаний: анализ устных ответов  и письменных работ, проверочная практическая работа (зачёт по теории и создание коммуникативного текста).

Формы и средства контроля

Текущие формы контроля:

- устные ответы на уроках;

- терминологические диктанты;

- тестирование;

- практическая работа.

Формы итогового контроля:

- зачет;

- тестирование.

Методы и формы контроля

  • Комплексный анализ текста
  • Тест
  • Составление сложного плана и простого плана к тексту
  • Составление текста определенного стиля и типа речи
  • Сочинение
  • Редактирование текста
  • Работа с деформированным текстом
  • Тезаурус

Перечень учебно-методического обеспечения

           

Основная

1.   Программа Альбетковой  Р. И.  Русская словесность: От слова к словесности для 9 класса общеобразовательных учреждений – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.год

2.Учебник  Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности. Учебник  для 9 кл. общеобразовательных  учреждений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010 год

3. Методические рекомендации к учебнику Альбеткова Р. И. « Русская словесность. От слова к словесности. 9 класс.», М., Дрофа, 2010 год).

Дополнительная

  1. Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: М., Дрофа, 2000 год
  2. Горшков А. И. Русская словесность: От слова к слову. М., Дрофа, 2000 год
  3. С. И. Львова Уроки словесности. Учебник для 5 – 9 классов, М. Дрофа, 2005 го

Электронные образовательные ресурсы.

  1. CD – ROM . Русский язык (Справочник школьника).
  2. Фраза. Программа – тренажёр по русской словесностидля 5 – 9 классов.
  3. Страна Лингвиния. Сборники тренингов, электронных словарей. Версия 2.0
  4. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка  8 – 9 классы