рабочая программа русская словесность 6 класс
рабочая программа (6 класс) на тему

Битюцкая Наталья Михайловна

Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана    на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы: Альбеткова Р.И. (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9., 10-11 кл./ сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010). Преподавание ведётся  по УМК:

·  Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.6 кл.: учебное пособие – М.: Дрофа, 2010.

·  Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.6 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011.

 

Программа учебного курса для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_russkaya_slovesnostv_6_klasse.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №6

 г.Алексеевки Белгородской области

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Ляшенко Е.А.

Протокол № ___ от

«____»____________ 2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МОУ ООШ № 6 г. Алексеевка

__________ Попова Н.И.

«____»___________ 2012 г.

«Утверждаю»

Директор МОУ ООШ № 6 г. Алексеевка _________Лемещенко О.В.

Приказ № ___ от «___»_____________ 2012 г.

Рабочая программа

Битюцкой Натальи Михайловны

I I квалификационная категория

по учебному курсу «Русская словесность»

     6 класс

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа учебного курса «Русская словесность» для 6 класса разработана    на основе программы основного общего образования  для 5-9 классов общеобразовательной школы. Авторы: Альбеткова Р.И. (Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9., 10-11 кл./ сост. Е.И. Харитонова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010)

Цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи:

  • изучение законов употребления языка, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов;
  • овладение умением воспринимать произведение словесности как целостное явление искусства слова;
  • овладение умением творческого употребления родного языка.

6 класс – второй год изучения словесности. В течение учебного года развивается и углубляется представление о том, что в каждом из родов словесности есть законы употребления языка, рассматриваются особенности языкового выражения содержания в эпическом, лирическом и  драматическом произведениях.

Преподавание ведётся  по УМК:

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.6 кл.: учебное пособие – М.: Дрофа, 2010.
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность.   От слова к  словесности.6 кл.: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2011.

Программа учебного курса для 6 класса рассчитана на 35 учебных часов, 1 час в неделю.

Механизм формирования ключевых компетенций на уроках словесности таков: сначала обучающиеся рассматривают ресурсы языка, которые служат материалом словесности, а затем – произведение как результат употребления языка. Это естественный путь читателя: от наблюдений над языком – к смыслу, идее произведения словесности.

Программа предусматривает  практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык. В программе предполагается и создание учащимися собственного произведения, что позволяет совершенствовать и читательские умения, и умения чётко и ярко выражать свои мысли.

Сказанное выше предполагает использование в классно-урочной системе преподавания системно-деятельностный подход.

Поскольку в 6 классе на уроках русской словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий практической направленности, в том числе и творческого характера.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;
  • особенности употребления лексики русского языка;
  • средства художественной изобразительности и их роль;
  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений;

уметь

  • определять лексическое значение слова;
  • определять виды лексических единиц;
  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  • различать жанры народной словесности;
  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  • пересказывать прозу;
  • работать со словарями;
  • находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  • строить диалог;
  • создание собственных текстов различных типов речи;
  • создание собственных текстов различных жанров;
  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности  в жизни человека и общества;
  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества

К концу учебного года  обучающиеся 6 класса должны получить сведения о стилистических возможностях лексических единицах языка, расширить представления о средствах художественной изобразительности, средствах создания юмора в произведениях словесности, об особенностях произведений устной словесности и произведений эпоса, лирики, драмы;  совершенствовать навыки работы со словарями; выразительно читать; создавать собственные тексты, в которых употребляются изучаемые явления словесности.

Календарно-тематическое планирование

Дата проведения

Тема учебного

занятия

Тип урока

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Подготов-ка к ГИА // ЕГЭ

Домашнее задание

Плани-уемые

сроки

Факт

05. 09

Употребление языковых средств

1. Стилистическая окраска слов и выражений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания..

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое стили речи

Уметь: различать слова по стилистической окраске, работать со словарями

ГИА -2012(РЯ)

В1

Прочитать п. 1, выполнить упр.9 с.13

12.09

2. Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика. Диалектизмы.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое общеупотребительная лексика, диалектизмы

Уметь: понимать роль общеупотребительных слов, диалектизмов в произведениях словесности

ГИА -2012(РЯ)

В1

Прочитать п. 2, 3, выполнить упр.16 с.19

19.09

3.Профессионализмы. Заимствованные слова.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы

Уметь: понимать роль профессионализмов, заимствованных слов в произведениях словесности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п. 4, 5, выполнить упр.22 с.25, упр. 27 с. 30

26.09

4. Стилистические возможности имени существительного.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое морфологические признаки имени существительного

Уметь: понимать роль грамматической формы существительного в произведениях словесности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п. 7, выполнить упр.40 с.43

6.10

5. Стилистические возможности имени прилагательного.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое морфологические признаки имени прилагательного

Уметь: понимать роль грамматической формы прилагательного в произведениях словесности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п. 8, выполнить упр.46 с.49

13.10

6. Стилистические возможности глагола.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое морфологические признаки глагола

Уметь: понимать роль грамматической формы глагола в произведениях словесности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п.9, выполнить упр.51 с.55

20.10

7.        Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном и в художественном произведениях. Подготовка высказывания.

Закрепление знаний и способов действий

Знать: что такое стили речи

Уметь: выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной окраской, выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в соответствии с условиями и поставленной целью

ГИА -2012(РЯ)

В1

Выполнить задания 7-10 с.57-59

27.10

Средства художественной изобразительности

8. Понятие о средствах художественной изобразительности.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое средства художественной выразительности

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности

ГИА-2012(РЯ)

А3

Прочитать п.10, выполнить упр.56 с.66

3.11

9. Метафора. Олицетворение.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое метафора, олицетворение

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности

ГИА-2012(РЯ)

А3

Прочитать п.11,12, выполнить упр.63 с.71

17.11

10. Метонимия. Синекдоха.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое метонимия, синекдоха

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п.13,14, выполнить упр.70 с.79

24.11

11.  Порядок слов в предложении. Инверсия. Повтор.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое прямой и обратный порядок слов в предложении, инверсия, повтор

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, выразительно читать произведения, в которых имеются средства художественной выразительности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п.16,17, 18выполнить упр.79 с.88

1.12

12. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Антитеза.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое риторический вопрос, риторическое восклицание, антитеза

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, выразительно читать произведения, в которых имеются средства художественной выразительности

ГИА- 2012(РЯ)

С2.1

Прочитать п.19,20, выполнить упр.91 с.98, упр. 88 стр. 96

8.12

13.Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности. Анализ произведений.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Знать: что такое средства художественной выразительности

Уметь: находить в тексте средства художественной выразительности, применять средства художественной выразительности в собственных высказываниях

ГИА- 2012 (РЯ)

С2.1

Выполнить задания 1,2 стр. 102

15.12

Юмор в произведениях словесности

14. Юмор в жизни и в произведениях словесности. Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое юмор, средства создания юмора

Уметь: выразительно читать юмористические произведения

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.21,22, выполнить упр.98 с.112

22.12

15. Средства создания юмора: нарушение смысловой сочетаемости слов, соединение несоединимых явлений, предметов, признаков, употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской, юмористические неологизмы.

Изучение и первичное закреплете нового

Знать: что такое юмор, средства создания юмора

Уметь: устно излагать юмористическое произведение

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.23,24, выполнить упр.108 с. 118

12.01

16. Значение употребления средств создания юмора в произведении. Создание собственного юмористического рассказа.

Закрепление знаний и способов действий

Знать: что такое юмор, средства создания юмора

Уметь: письменно излагать юмористическое произведение, создавать собственный юмористический рассказ

ГИА- 2012 (РЯ)

С1

Написать юмористический рассказ

19.01

Произведения устной народной словесности

17. Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое былина, былинный герой и сюжет

Уметь: выразительно читать былины

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.25, выполнить упр.118 с.135

26.01

18. Особенности словесного выражения в былине. Былинный стих.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое былина, былинный герой и сюжет

Уметь: выразительно читать былины

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.26,27, выполнить упр.124 с.139

2. 02

19.Легенда как создание народной фантазии. Предание о реальных событиях.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое легенда, предание

Уметь: рассказывать предания, легенды

ГИА- 2012 (РЯ)

С1

Прочитать п.28,29, выполнить упр.132 с.145

9. 02

Эпическое произведение, его особенности

20. Что такое эпическое произведение.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое эпическое произведение

Уметь: отличать эпическое произведение от лирического и драматического

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.30,выполнить упр.137,с.153

16.02

21. Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое литературный герой, средства раскрытия характера героя

Уметь: понимать значение повествования, описания, рассуждения, монолога, диалога для раскрытия характера героя

ГИА-2012 (Л)

1.1.1-1.1.2

Прочитать п.31,32, 33, выполнить упр.147 с.162

23.02

22.Герой произведения и автор произведения.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое герой произведения, автор произведения

Уметь: различать героя, автора и рассказчика, выразительно читать и пересказывать эпические произведения

ГИА- 2012 (РЯ)

С1

Прочитать п.34, выполнить упр.151 с.165

2.03

23.Особенности языкового выражения содержания в эпическом произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом произведении.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог

Уметь: выразительно читать и пересказывать эпические произведения

ГИА- 2012 (РЯ)

С1

Прочитать п.35 выполнить упр.159 с.171

9.03

24.Творческая работа «Сочинение рассказа по собственным впечатлениям».

Комплексное применение знаний и способов действий

Знать: что такое повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог

Уметь: сочинять рассказ по собственным впечатлениям, используя повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог

ГИА- 2012 (РЯ)

С2.2

Выполнить творческую работу до конца

16.03

Лирическое произведение, его особенности

25.Что такое лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое лирическое произведение

Уметь: отличать лирическое произведение от эпического и драматического

ГИА-2012 (Л)

1.2.1-1.2.2

Прочитать п.36, 37 выполнить упр.166 с.188

23.03

26.Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении. Двухсложные и трехсложные размеры стиха.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое ритм, стих, стихотворные размеры

Уметь: различать размеры стихов

ГИА-2012 (Л)

1.2.1-1.2.2

Прочитать п.38 выполнить упр.168 с.194

6.04

27.Рифма: ее смысловое, эстетическое, ритмообразуюее, композиционное значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое рифма (мужская, женская, дактилическая)

Уметь: понимать значение рифмы

ГИА-2012 (Л)

1.2.1-1.2.2

Прочитать п.41 выполнить упр.180 с.205

13. 04

28. Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое аллитерация

Уметь: понимать значение аллитерации

ГИА- 2012 (РЯ)

С2.1

Прочитать п.40 выполнить упр.175 с.201

20.04

29. Стиховая пауза. Выразительное чтение стихотворений.

Закрепление знаний и способов действий

Знать: что такое стиховая пауза

Уметь: выразительно читать лирические произведения

ГИА-2012 (Л)

1.2.1-1.2.2

Выполнить задание 4 стр.212

27.04

Драматическое произведение, его особенности

30.Что такое драматическое произведение.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое драматическое произведение

Уметь: отличать драматическое произведение от эпического и лирического

ГИА-2012 (Л)

1.1.3

Прочитать п.43 выполнить упр.185 с.223

4.05

31. Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое драматическое произведение

Уметь: выразительно читать по ролям драматические произведения

ГИА-2012 (Л)

1.1.3

Прочитать п.43 выполнить упр.187 с.224

11.05

32. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое реплика, авторская ремарка

Уметь: понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологе

ГИА-2012 (Л)

1.1.3

Прочитать п.44 выполнить упр.190 с.228

18.05

33. Сюжет драматического произведения

Изучение и первичное закрепление нового

Знать: что такое сюжет драматического произведения

Уметь: выразительно читать по ролям драматические произведения

ГИА-2012 (Л)

1.1.3

Прочитать п.45 выполнить упр.195 с.232

25.05

34. Творческая работа «Сочинение сценки по собственным впечатлениям».

Комплексное применение знаний и способов действий

Знать: что такое сюжет драматического произведения

Уметь: сочинять сценки по собственным впечатлениям, употребляя ремарки, диалог, монолог

ГИА-2012 (Л)

1.1.3

Выполнить творческую работу до конца

31.05

35. Анализ творческих работ. Подведение итогов.

Обобщение и систематизация знаний и способов действий

Содержание программы

Тема 1. Употребление языковых средств

Стилистическая окраска слов и предложений. Употребление языковых средств в зависимости от условий и цели высказывания.

Стилистические возможности лексики. Общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, заимствованные слова.

Стилистические возможности имени существительного, имени прилагательного и глагола.

 Употребление стилистических средств лексики и грамматики в разговорном языке  и  в  художественных произведениях.        

Обучающиеся должны знать: богатство лексики русского языка; роль лексических единиц в произведениях словесности; стилистические возможности изученных языковых единиц.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые языковые единицы по стилистической окраске; понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и заимствованных слов в произведениях словесности,  роль грамматической формы существительного, прилагательного и глагола в произведениях словесности находить в текстах лексические единицы; выразительно читать тексты;  употреблять лексические ресурсы в собственных высказываниях в соответствии с условиями и с поставленной целью; работать со словарём.

Тема 2. Средства художественной  изобразительности

 Понятие о средствах художественной изобразительности.                        

 Метафора,   олицетворение,  метонимия,  синекдоха.

 Порядок слов в предложении, инверсия, повтор, риторический вопрос и риторическое восклицание, антитеза.

 Употребление средств художественной изобразительности в произведениях словесности.

Обучающиеся должны знать: смысл изучаемых средств художественной изобразительности и их роль в создании произведений словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать изучаемые средства художественной изобразительности и находить их в текстах; выразительно читать тексты;   употреблять средства художественной изобразительности  в собственных высказываниях.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

  Юмор в жизни и в произведениях словесности.

 Средства создания юмора: комическая неожиданность в развитии сюжета, в поступках и высказываниях героев; нарушение смысловой сочетаемости слов; соединение несоединимых явлений, предметов, признаков; употребление в одном тексте слов с разной стилистической окраской; юмористические неологизмы и др.

 Значение употребления средств создания юмора в произведении.

Обучающиеся должны знать: особенности использования юмористических приёмов при создании произведений словесности.  

Обучающиеся должны уметь: находить в произведениях словесности элементы юмора; выразительное читать юмористического произведения, устно и письменно излагать юмористические произведения, использовать в собственных произведениях словесности юмористические приёмы.  

Тема 4. Произведения устной народной словесности

 Былина как героический эпос русского народа. Былинные герои и сюжеты.

 Особенности словесного выражения содержания в былине. Былинный стих.

 Легенда как создание народной фантазии.

 Предание о реальных событиях.

Обучающиеся должны знать:  особенности  эпических жанров устной словесности.

Обучающиеся должны уметь: различать виды народной словесности; выразительно читать былины, рассказывать легенды, предания.  

Тема 5. Эпическое произведение, его особенности

  Что такое эпическое произведение.

  Литературный герой. Изображение средствами языка характера литературного героя. Раскрытие характера героя в сюжете произведения.

  Герой произведения и автор произведения.

  Особенности языкового выражения содержания в эпическом  произведении. Повествование, описание, рассуждение, диалог и монолог в эпическом Произведении.

Обучающиеся должны знать: особенности  эпического произведения; способы создания литературного героя.

Обучающиеся должны уметь:  отличать эпическое произведение от лирического и драматического; понимать значение повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи авторского, отношения к герою; различать героя, автора и рассказчик; выразительно читать и пересказывать  эпические произведения; создавать собственные эпические произведения словесности с использованием в них повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога.

Тема 6. Лирическое произведение, его особенности

 Что такое лирическое произведение.

 Особенности языка лирического произведения. Ритм и стих как средство выражения мысли и чувства в лирическом произведении.

 Двусложные и трехсложные размеры стиха.

 Рифма: ее смысловое (выделяет главное слово), эстетическое (красота звучания), ритмообразующее (сигнал завершения строки), композиционное (связывание строк в строфу) значения. Мужские, женские и дактилические рифмы.

Роль аллитерации в стихотворном тексте.

Стиховая пауза.

Обучающиеся должны знать:  особенности лирического произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать  лирическое произведение от эпического и драматического; выразительно читать  лирические произведения; различать размеры стихов; создавать собственные  лирические произведения словесности.

Тема 7. Драматическое произведение, его особенности

 Что такое драматическое произведение.

 Языковые средства изображения характеров в драматическом произведении. Роль диалога и монолога. Реплика. Авторская ремарка. Способы повествования и описания в пьесе.

 Сюжет драматического произведения.

Обучающиеся должны знать:  особенности драматического  произведения;  стихотворные размеры.

Обучающиеся должны уметь: отличать драматическое  произведение от эпического и  лирического; понимать роль авторской ремарки, реплик героев в диалоге, монологов героев; выразительно читать по ролям драматического произведения;  сочинять собственные сценки, употребляя в них ремарки, диалога и монолога.  

Формы и средства контроля

Тема 1. Употребление языка - анализ устных ответов и письменных работ в тетради;  творческой  словесной  работы « Подготовка высказывания».

Тема 2. Средства художественной изобразительности - анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности - анализ устных ответов и письменных работ в тетради;  творческой  словесной  работы «Создание собственного юмористического рассказа».

Тема 4. Произведения устной народной словесности - анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности.

Тема 5. Эпическое произведение, его особенности - анализ устных ответов и письменных работ в тетради;  творческой  словесной  работы  «Сочинение рассказа по собственным впечатлениям».

Тема 6. Лирическое произведение, его особенности - анализ устных ответов и письменных работ в тетради; анализ словесной игровой интеллектуальной деятельности.

Тема 7. Драматическое произведение, его особенности -  анализ устных ответов и письменных работ в тетради;  творческой  словесной  работы  «Сочинение сценки по собственным впечатлениям».

Перечень учебно-методических средств обучения 

  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 5 класса, М.: Дрофа, 2007
  • Альбеткова Р.И. Русская словесность. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа, 2007
  • Этимологический словарь русского языка. Сост. Е.Грубер. Москва «Локид-Пресс», 2007
  • Школьный фразеологический словарь русского языка. Шанский Н.М. Дрофа, Москва, 2007
  • Орфоэпический словарь русского языка. Автор-составитель О.А.Михайлова. Екатеринбург У-Фактория, 2006
  • Школьный словарь литературоведческих терминов. Л.В.Чернец. Москва «Просвещение», 2007
  • Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. Москва, 2007