Клепикова Вероника Анатольевна

сайт преподавателя проф.дисциплин СПО

Профессия: преподаватель СПО

Профессиональные интересы: новые технологии обучения

Увлечения: музыка

Регион: Хабаровский край

Населенный пункт: Хабаровск

Место работы: Хабаровский торгово-экономический техникум

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/klepikova-veronika
Чем меньше твой культурный багаж, тем унылее тебе покажутся Платон, Библия, да и вообще жизнь. Интерес пробуждается от знаний, а не наоборот.
С.Шнуров

Уважаемые коллеги! Как и всем вам, мне хочется быть в своей деятельности максимально эффективной, стать Мастером. Хочу делиться с вами тем, что уже умею и учиться у вас. 

О себе

Образование экономическое. Преподавателем работаю третий год. Преподаю основы экономики, менеджмента, маркетинга в техникуме. 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Весь Шекспир

Моё портфолио

Преподаватель я еще "молодой", работаю четыре года

Предлагаю рассмотреть методическую разработке открытого урока по модульной ехнологии. Жду отзывы

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

открытого урока по учебной дисциплине

ОП 04 Документационное обеспечение управления

Тема: «Оформление основных видов информационно-справочных документов»

 

для специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск

 2019

 

 

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОП 04 Документационное обеспечение управления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 

Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине ОП 04 Документационное обеспечение управления разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО специальности 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Тема учебного занятия «Оформление основных видов информационно-справочных документов». Урок разработан с применением модульной технологии обучения.

Планируемые результаты обучения:

По результатам проведения открытого урока по модульной технологии обучающиеся должны знать: виды информационно-справочных документов, правила их оформления.

Должны уметь:

использовать унифицированную систему организационно-распорядительных документов.

Выработать навыки оформления основных видов информационно-справочных документов.

Тип урока: практическая работа

Вид урока: комбинированный

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  1. дискуссия;
  2. мозговой штурм;
  3. индивидуальная работа;
  4. работа в парах и малых группах.

Формируемые компетенции:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;

ПК 2.7. Выполнять контрольные процедуры и их документирование, готовить и оформлять завершающие материалы по результатам внутреннего контроля;

ПК 4.7. Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков.

 

1. Тема открытого урока, его цель и результаты

 

Тема: «Оформление основных видов информационно-справочных документов».

 

Комплексная дидактическая цель: знакомство с правилами оформления различных видов информационно-справочных документов, их взаимосвязанность; выявление особенностей состава реквизитов; организационные навыки; воспитание потребности в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

УЭ-0 Интегрирующая цель (задачи)

1.      Знать и понимать сущность информационно-справочных документов;

2.      Развивать навыки оформления информационно-справочных документов;

3.      Уметь выявлять особенности оформления различных информационно-справочных документов;

4.      Уметь применять полученные знания на практике

 

Планируемые результаты обучения

 

По результатам проведения открытого урока по модульной технологии обучающиеся должны знать: сущность, назначение и принципы оформления информационно-справочных документов

Должны уметь: Применять необходимые реквизиты для оформления информационно-справочных документов

Выработать навыки: оформления информационно-справочных документов различных видов

Тип урока: обобщающий

Вид урока: практическая работа с применением модульной технологии обучения и оценки знаний

Форма организации учебной деятельности обучающихся:

  1. дискуссия
  2. мозговой штурм
  3. групповая и индивидуальная работа, работа в парах
  4. Кейс-метод

 

2. План проведения открытого урока

Эпиграф: «Основу информационной среды любого предприятия, организации или учреждения составляют документы». Сиганова Т.В.

 

Проблема: Процесс принятия управленческих решений основан на сборе и обработке информации. Информация о фактическом состоянии дел в системе управления содержится в различных источниках, но важнейшее место среди них занимают информационно-справочные документы: докладные записки, справки, акты и др.

Эти документы играют особую служебную роль: они содержат сведения, побуждающие принимать определенные решения, позволяют выбрать тот или иной способ управленческого воздействия в конкретной ситуации. Таким образом, качество управленческих решений напрямую зависит от грамотно оформленных информационно-справочных документов.

Особенностью этих документов является то, что они в процессе документооборота учреждения идут снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю подразделения, от руководителя подразделения к руководителю организации. Отдельные разновидности информационно-справочных документов, например, служебные записки, используются для реализации информационных связей между равными, не состоящими в отношениях соподчинения должностными лицами. Таким образом, эти документы, в первую очередь, реализуют внутренние и внешние коммуникативные связи организации и от них зависит качество (точность, адресность, скорость) коммуникаций.

Оправдавшие себя на практике рациональные формы и методы создания и обработки документов могут быть доведены до уровня общей нормы лишь при условии, что все участвующие в этих процессах будут достаточно точно придерживаться в своей деятельности единых правил и норм оформления документов. Иными словами, это «игра по правилам», и эти правила должны знать все ее участники.

 

Комплексная дидактическая цель: знакомство с правилами оформления различных видов информационно-справочных документов, их взаимосвязанность; выявление особенностей состава реквизитов; организационные навыки; воспитание потребности в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

 

УЭ-0 Интегрирующая цель (задачи)

1.      Знать и понимать сущность информационно-справочных документов;

2.      Развивать навыки оформления информационно-справочных документов;

3.      Уметь выявлять особенности оформления различных информационно-справочных документов;

4.      Уметь применять полученные знания на практике

 

УЭ-1

Цель: диагностика исходного уровня знаний

Проверяемые компетенции: ОК 1, 2, ПК 2.7

Самостоятельная индивидуальная работа на листочках. По окончании работы – самостоятельная проверка.

Задание: внимательно прочитайте вопросы теста, выберите на каждый из них один правильный ответ.

Время на выполнение – 10 минут

1.      Определение термина «документ»:

а) зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

б) средство закрепления различным способом на специальном материальном носителе информации об управленческих решениях;

в) материальный объект с запечатленной информацией.

2. Реквизит документа – это:

а) фирменный бланк;

б) основная часть документа;

в) его отдельная часть.

3. Какой документ составляется при необходимости зафиксировать сложившуюся ситуацию или обнаруженные факты?

а)      протокол

б)      справка

в)      акт

г)       письмо

4.      При адресовании документа конкретному должностному лицу, реквизит «сведения об  адресате» должен быть составлен следующим образом:

а)      Начальнику контрактного отдела

Машиностроительного завода «Молния»

Г.В.Киселеву

б)      Государственное предприятие «Моспродконтракт»

Начальнику технической службы

А.В.Смирнову

в)      Производственное объединение «Сокол»

Зам. директора по коммерческой работе

Л.Б.Горобцовой

г)       Заместителю начальника Центральной эпидемиологической службы

Карягину

5.      Документы, регламентирующие структуру, задачи и функции предприятия, организацию его работ, права и обязанности, ответственность руководства и специалистов предприятия

а)      организационные документы

б)      документы по личному составу

в)      информационно-справочно

г)       распорядительные

Дополнительное задание выполняется по желанию. За правильное выполнение (соответствие эталону) присваивается 1 дополнительный балл.

Установите соответствие.

  1. Установите соответствие терминов и определений:

1) Обобщенное название большой группы различных по содержанию документов, выделяемых в связи со способом передачи текста, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами.

А) объяснительная записка

2) Документ, поясняющий содержание отдельных положений основного документа или причины какого-либо события, факта, поступка.

Б) докладная записка

3) Документ, адресованный руководителю вышестоящей или данной организации и содержащий обстоятельное изложение вопроса с выводами и предложениями

В) справка

4) Это документ, содержащий описание или подтверждение тех или иных факторов, событий

Г) служебные письма

 

Оценка выполнения задания: Сравните ваш ответ на задание с эталоном, за каждый правильный ответ на вопрос теста присваивается 1 балл. С учетом правильно выполненного дополнительного задания максимальное количество баллов 6. Поставьте оценки в оценочные листы.

Эталон ответа:

Вопрос

Вариант ответа

1

А

2

В

3

В

4

А

5

В

Дополнительное задание:

1 – Г

2 – А

3 – Б

4 - В

 

УЭ-2

 Цель: получить представление о сущности, видах и особенностях информационно-справочных документов

Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 5, 8, ПК 4.7

Повторение лекционного материала по опорному конспекту

Время на выполнение задания – 10 мин

  1. Внимательно прочитайте конспект
  2. Повторите основные понятия и положения

Вопросы для повторения пройденного материала:

1. Сущность информационно-справочных документов

2. Виды информационно-справочных документов:

2.1. Справки

2.2. Докладные и объяснительные записки

2.3. Акты

2.4. Служебные письма

3. Особенности оформления информационно-справочных документов

 

УЭ-3

Цель: разработать систему реквизитов различных видов информационно-справочных документов

Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 3, ПК 2.7, 4.7

Работа в парах. Группа разделяется на пары. Каждый учащийся в паре самостоятельно отвечает на вопросы задания, затем передают результат работы друг другу и оценивают работу в соответствии с эталоном.

Задание: изучите предложенный вам документ (см.приложение 1 и 2), найдите 3 ошибки в его оформлении.

Время на выполнение задания – 10 минут

 

Оценка выполнения задания: Сравните ваш ответ на задание с эталоном, за каждую найденную ошибку присваивается 1 балл. Максимальная оценка за выполнение задания УЭ-3 – 3 балла. Поставьте оценки в оценочные листы.

Ключ к заданию:

Ошибки в акте: отсутствие даты документа, в тексте дата без указания года, в визе отсутствует дата ознакомления.

Ошибки в докладной записке: отсутствует реквизит «сведения об адресате», неверно оформлен реквизит «отметка о наличии приложений», в реквизите отметка о направлении документа в дело отсутствует подпись

 

УЭ-4

Цель: Обобщить и систематизировать знания по теме «Информационно-справочные документы», сформировать практические умения и навыки оформления информационно-справочных документов

Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 3, 4, 8, 9, ПК 2.7

Самостоятельная индивидуальная работа на листочках. По окончании работы – самостоятельная проверка (правильные ответы указаны на экране)

Задание. Прочитайте задание, оформите на листочке указанный в задании документ. Сравните ваш ответ на задание с эталоном, за правильный ответ на вопрос присваивается 1 балл. Поставьте оценку в оценочный лист

Время выполнения – 15 минут

Составить объяснительную записку.

На имя директора ООО «Свет» Степановой К. А. от бухгалтера-кассира Ермолаевой А.А. о причине возникновения недостачи в кассе предприятия на сумму 1000 руб. Работник объясняет, что причина связана с невнимательностью при выдаче сдачи клиенту. Объяснительная записка составлена в день события 02 февраля 2019 г.

 

Оценка выполнения задания: Сравните ваш ответ на задание с эталоном, за правильное решение присваивается 1 балл. Поставьте оценки в оценочные листы.

 

УЭ-5

Цель: выявлять взаимосвязанные информационно-справочные документы

Формируемые компетенции: ОК 1, 2, 5, 6, 7, 9, ПК 4.7

Работа в группах. Для эффективной работы в группе выберите модератора, обязанностью которого будет состоять в координации работы, контроле над тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставлении слова и оценке работы каждого члена группы, секретаря, выступающего. Каждая группа выполняет одно задание, номер которого соответствует номеру группы.

Время выполнения – 30 минут

Прочитайте задание, какие информационно-справочные документы требуется оформить в данной управленческой ситуации, обоснуйте ваш ответ.

Задания группам

  1. Турбаза «Маяк» должен принять первых отдыхающих  с 01.06.2018. Выяснилось, что это невозможно, так как необходимо отремонтировать беседки, вставить стекла, покрасить скамейки и  подвезти песок, а средств на это ООО «Свет», которому принадлежит турбаза, не выделило. В связи с этим заведующей турбазой «Маяк» Лебедевой М. П. направлены на имя директора ООО «Свет» следующие информационно-справочные документы: укажите, какие именно; какие реквизиты в них необходимо указать, ответ обоснуйте.
  2. Секретарь ООО «Свет» С.В. Иванова собирается в очередной ежегодный отпуск, на период которого ее будет замещать инспектор отдела кадров М.И. Степанова.  С.В. Иванова передала М.И. Степановой все регистрационные формы (журналы), папки с документами (дела) и др. В ходе передачи дел было обнаружено, что журнал учета доверенностей отсутствует, выяснилось, что он был потерян С.В. Ивановой. Какие информационно-справочные документы требуется оформить, укажите состав их реквизитов, ответ обоснуйте.
  3. 12.10.2018 начальник отдела сбыта Серов В. Б. сообщает директору ателье «Марка» Григорьеву К. Д., что 08 сентября 2018 г. товар в количестве 50 халатов рабочих и 30 комплектов одежды продавца продовольственных товаров, предназначенных для отправки в магазин «Карина», по ошибке был отправлен в магазин «Мираж». Ответственность лежит на администраторе Коневой А. Т. Она сама признала себя виновной и исправила ситуацию, однако она ошибается уже не первый раз. Серов просит принять меры по отношению к администратору Коневой А. Т. Какие информационно-справочные документы требуется оформить, укажите состав их реквизитов, ответ обоснуйте.
  4. В кассе ООО «Свет» была проведена ревизия (основание – приказ директора № 77 от 01.12.2018.). Ревизией выявлено, что по данным бухгалтерского учета остаток наличных денег в кассе по состоянию на дату проведения ревизии должен составлять 5000 руб., а фактически остаток наличных денег в кассе составляет 3800 руб. Недостача денег в кассе - 1200 руб. Установлено, что недостача наличных денег в кассе образовалась по вине кассира В.И. Максимовой. Какие информационно-справочные документы требуется оформить, укажите состав их реквизитов, ответ обоснуйте.

 

Обсуждение результата. Оценка работы друг друга в группе. Модератор по итогам обсуждения выставляет оценки в оценочные листы.

Критерии оценки:

1 балл – решение задачи соответствует эталону

2 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений

1 балл – собственных предложений не выдвигал, участвовал в обсуждении

0 баллов – не участвовал в работе группы

Максимальная оценка за выполнение задания УЭ-5 – 3 балла.

Эталон ответа:

Задание 1.

1.Акт осмотра. Обоснование: несет информационную  (в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной  деятельности человека) и юридическую (содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов) функции.

Составляется комиссией. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, дата и номер документа, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подписи, печать.

2.Докладная записка. Обоснование: несет информационную функцию, текст содержит описание фактов и событий с выводами и предложениями. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, номер документа, сведения об адресате, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, отметка о наличии приложений, подпись, печать.

Задание 2.

1.Акт приема-передачи дел. Обоснование: несет информационную  (в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной  деятельности человека) и юридическую (содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов) функции.

Составляется группой лиц (передающая и принимающая стороны). Содержит следующие реквизиты: общий бланк, дата и номер документа, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подписи.

2.Объянительная записка. Обоснование: несет информационную функцию, текст содержит пояснение отдельных положений работы, описание фактов и событий. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, номер документа, сведения об адресате, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подпись.

Задание 3.

1. Докладная записка. Обоснование: несет информационную функцию, текст содержит описание фактов и событий с выводами и предложениями. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, номер документа, сведения об адресате, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, отметка о наличии приложений, подпись.

2.Объянительная записка. Обоснование: несет информационную функцию, текст содержит пояснение отдельных положений работы, описание фактов и событий. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, номер документа, сведения об адресате, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подпись

Задание 4.

1.Акт ревизии кассы. Обоснование: несет информационную  (в документе фиксируются факты, события, явления практической и мыслительной  деятельности человека) и юридическую (содержание документа используется в качестве доказательства при рассмотрении спорных вопросов) функции.

Составляется группой лиц (комиссией). Содержит следующие реквизиты: общий бланк, дата и номер документа, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подписи, печать.

2.Объянительная записка. Обоснование: несет информационную функцию, текст содержит пояснение отдельных положений работы, описание фактов и событий. Содержит следующие реквизиты: общий бланк, номер документа, сведения об адресате, наименование вида документа, заголовок к тексту, текст, подпись.

 

УЭ-6

Цель: подведение итогов занятия, домашнее задание.

Проверяемые компетенции: ОК 1, 2, 8, 9

Время – 10 минут

  1. Прочитайте цели и задачи занятия (Комплексная дидактическая цель, Интегрирующая цель)
  2. Считаете ли вы, что цели вами достигнуты?
  3. Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?

Оценку поставьте самостоятельно в графе «самооценка».

Критерии оценки:

  1. Все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)
  2. Все понял, но объяснить другому не смогу (4 балла)
  3. Чтобы достичь полного понимания, мне необходимо еще раз изучить пройденный материал (3 балла)
  4. Ничего не понял (2 балла)

Оценка результатов урока

Обучающиеся подсчитывают свои баллы в листах самооценивания и выставляют итоговую оценку в оценочном листе:

Максимальное количество баллов за урок – 18

На оценку «Отлично» нужно набрать не менее 16-18 баллов 

На оценку «Хорошо» - 13-15 баллов

На оценку «Удовлетворительно» - 9-12 баллов  

 

Упражнение «Интервью» (рефлексия) Ответьте на листочках на вопросы, как ты оцениваешь проведенный урок?

Сегодня я узнал (а)

Было интересно

Было сложно

Я смог (смогла)

Я научился (лась)

 

Домашнее задание:

Составить понятийный словарь из 20 слов по теме урока

В конце урока сдайте листы самооценивания и тетради на проверку.

 

Заключение

 

Актуальность применения блочно-модульной системы обучения на уроках и особенно в ходе выполнения практических работ обусловлена объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения и имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда.

В ходе урока решаются следующие задачи:

  1. Обосновывать цель деятельности обучающихся с учетом общественных потребностей, доступных в данных условиях материалов и технических средств, принимать решения и идти на риск создания продукта труда;
  2. Находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;
  3. Адекватно оценивать свои профессиональные интересы, компетенции;
  4. Сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В учебном занятии выделяется постановка учебной задачи, в основной части дается учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями, определяются учебные действия, с помощью которых обучающиеся решают учебные задания, а так же контроль за ходом и результатом учебной деятельности.

 

Список литературы

 

Основная:

  1. ГОСТ Р 7.0.97-2016
  2. Иритикова. В.С Как утвердить формы документов внутри организации? // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2013. - №6. – С.25-30.
  3. Кожанова Е.Н Общие требования к текстам документов и их унификация // Делопроизводство и документооборот на предприятии. – 2015. - №2. – С.43-47.
  4. Кожанова Е.Н. Организация делопроизводства с нуля // Справочник секретаря и офис-менеджера. – 2013. - №1. – С.14-22.
  5. Крюкова Н.П. Документирование управленческой деятельности: учеб. пособие / Н.П. Крюкова. - М.: Инфра-М, 2013.– 268 с.
  6. Лукашенко Г.П., Демьянов З.А. Развитие документооборота - путь развития бизнеса // Секретарское дело. – 2013. - №3. - С.23.
  7. Пшенко А.В. Документационное обеспечение управления: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / А.В. Пшенко. – 10-е изд., – М.: Академия, 2013. – 176 с.
  8. Усманова И.В. Унификация документов – необходимая предпосылка внедрения СЭД / И.В. Усманова, Л.В. Коровина, Л.Р. Фионова // Делопроизводство. – 2014. - №1. – С.25-29.

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Портфолио:
Мои альбомы