Модульная технология обучения
методическая разработка

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

 

Современный федеральный образовательный стандарт значительное внимание уделяет внедрению новых педагогических технологий, одна из которых – модульное обучение. Применение модульной технологии предполагает самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности каждым обучающимся в процессе работы над заданиями модульного урока, учит их самоорганизации, самоконтролю, самооценке, повышает мотивацию обучения.

Особенности модульного обучения:

- сущность модульной технологии обучения состоит в том, что каждый обучающийся самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над заданиями в ходе модульного урока;

- содержание урока представлено в законченных самостоятельных информационных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с комплексной дидактической целью;

- обучающийся работает самостоятельно, учится самоорганизации, самоконтролю, самооценке, что дает возможность каждому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в знаниях. Кроме того, в модульной программе предусмотрены задания, выполнение которых требует парной, групповой, коллективной форм организации деятельности, способствующей развитию коммуникативных умений;

- особая форма общения преподавателя и обучающегося: преподаватель выступает в качестве консультанта, помощника в решении поставленных задач;

- ведущим принципом модульного обучения является принцип модульности, то есть, структуризации содержания учебного занятия на обособленные учебные элементы.

Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много (максимальное количество - 7), но обязательны следующие:

УЭ-0 - определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения;

УЭ-1 - включает задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, а также задания по овладению новым материалом;

УЭ-n - (n - номер следующего учебного элемента) включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия (оценивается степень достижения целей урока), выбор домашнего задания (выдаётся дифференцированно в зависимости от успешности работы учащегося на уроке), рефлексию (оценку себя, своей работы с учётом оценки окружающих).

В результате выполнения заданий каждого учебного элемента студент получает соответствующее уровню сложности количество баллов, по мере выполнения работы накапливает баллы и получает оценку, которая определяется по оценочной шкале, аналогичной той, что используется при тестировании. Важным моментом модульного урока является так же и то, что студенты оценивают свою работу самостоятельно (самооценка, взаимная оценка). Такая форма оценки развивает рефлексию, которая в свою очередь способствует развитию таких качеств, как конкурентоспособность, самостоятельность и предприимчивость.

К числу преимуществ модульной технологии обучения относятся:

- цели обучения точно соотносятся с достигнутыми результатами каждого ученика.

- разработка модулей позволяет уплотнить учебную информацию и представить ее блоками.

- задается индивидуальный темп учебной деятельности.

- поэтапный - модульный контроль знаний и практических умений дает определенную гарантию эффективности обучения.

- обеспечение высокого уровня активизации учащихся на уроке.

- первоочередное формирование навыков самообразования: при использовании модульной технологии во главу угла ставится формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков – категорий входящих в понятие «компетентность», модульная технология может явиться средством и методом формирования профессиональных компетенций у обучающегося.

 

В своей деятельности я использую модульную технологию обучения, как правило, при проведении практических работ. Каждый модульный урок состоит из учебных элементов (УЭ), как правило, их количество достигает 5-7. Каждый учебный элемент содержит указание на форму работы, время, отводимое на ее выполнение, задание и критерии оценки.

В качестве примера, представляю урок по учебной дисциплине «Документационное обеспечение управления» по теме «Информационно-справочные документы» состоит из 6 учебных элементов. Занятие начинается с обсуждения проблемы, вследствие чего обучающиеся самостоятельно формулируют комплексную дидактическую цель урока и его интегрирующие цели (задачи). После ознакомлениями с правилами проведения урока и критериями итоговой оценки, переходят к работе по технологической карте урока.

Каждый учебный элемент – это шаг к достижению цели занятия. Первый учебный элемент занятия имеет своей целью диагностику исходного уровня знаний, которая реализуется с помощью теста. Обучающиеся самостоятельно отвечают на вопросы теста, после чего каждый проверяет себя, сравнив свой результат с эталоном ответов на слайде. Стоит отметить, в данном элементе представлены задания разной степени сложности, позволяющие студентам набрать дополнительные баллы и приблизить их оценку за урок к 5. Дополнительное задание выполняется по выбору обучающегося. Критерии оценки включены в каждый учебный элемент занятия. Заработанные баллы каждый обучающийся вносит в свой лист самооценивания, который выдается вместе с технологической картой в начале урока.

В результате диагностики исходного уровня знаний обучающиеся могут оценить собственный уровень усвоения знаний, увидеть пробелы в знаниях. Следующий учебный элемент (УЭ-2) служит для повторения пройденного материала и восполнения пробелов в знаниях: обучающиеся работают с различными источниками информации (опорный конспект, учебник или учебное пособие). В технологической карте перечисляются вопросы по изучаемой теме, которые необходимо повторить перед тем, как приступить к выполнению заданий следующих учебных элементов модульного урока.

Учебный элемент 3 предполагает смену формы работы над заданием: обучающиеся работают в парах. Каждый выполняет поставленную задачу, затем обучающиеся обмениваются листами с выполненной работой, сравнивают результат с эталоном, размещенным на слайде и в соответствиями с оговоренными в технологической критериями карте оценивают работу друг друга, проставляют результат в лист самооценивания.

Учебный элемент 4 предполагает индивидуальную работу по оформлению конкретного вида информационно-справочного документа. После выполнения задания студенты сверяют свой результат с эталоном на слайде и самостоятельно вписывают соответствующие баллы в свой лист самооценивания.

Учебный элемент 5 предполагает работу в группах. Обучающиеся делятся на группы по 5-7 человек (группа № 1, № 2 и т.д.). Для эффективной работы в группе выбирают модератора, обязанности которого будут состоять в координации работы, контроле над тем, чтобы обсуждение не отклонялось от темы, предоставлении слова и оценке работы каждого члена группы, а так же секретаря и спикера. Каждая группа выполняет одно задание, номер которого соответствует номеру группы. Задания, размещенные в технологической карте урока, представляют собой кейс-задачу, то есть описание конкретной ситуации сфере управления организацией, причем, кейс содержит определенную проблему и строится на реальных фактах. Обучающимся предлагается в ходе дискуссии или применяя метод мозгового штурма принять коллективное решение по своему кейсу, обосновать его. После чего выбранные спикеры озвучивают решение, отвечают на уточняющие вопросы преподавателя или студентов из других команд. После выполнения данного учебного элемента модераторы каждой группы выставляют в листы самооценивания баллы в соответствии с критериями оценки, сравнив результат с эталоном на слайде. Кроме того, в этом учебном элементе оценивается не только правильность выполнения задания, но и степень активности каждого члена команды в соответствии с такими, например, критериями: 2 балла – активно участвовал в обсуждении, выдвигал много предложений; 1 балл – собственных предложений не выдвигал, участвовал в обсуждении; 0 баллов – не участвовал в работе группы.

Цель учебного элемента 6 - подведение итогов занятия, рефлексия. Обучающимся предлагается оценить результат урока, ответив на вопросы (каждому ответу присвоены соответствующие баллы):

Считаете ли вы, что цели вами достигнуты? Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?

Критерии оценки:

1.        Все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов)

2.        Все понял, но объяснить другому не смогу (4 балла)

3.        Чтобы достичь полного понимания, мне необходимо еще раз изучить пройденный материал (3 балла)

4.        Ничего не понял (2 балла)

Баллы за урок суммируются. На слайде презентации урока обучающиеся видят соответствие суммы набранных баллов оценке по пятибалльной системе и могут самостоятельно рассчитать свою оценку за урок.

Затем обучающимся предлагается упражнение «Интервью». Вариантом проведения рефлексии в конце урока может быть следующее задание: продолжить начатую фразу. Например:

Сегодня я узнал (а)

Было интересно

Было сложно

Я смог (смогла)

Я научился (лась)

Мне захотелось

В конце урока обучающиеся сдают на проверку свои работы и листы самооценки, получают домашнее задание.

Модульная технология обучения применяется преподавателями нашего учебного заведения в рамках действующей опытно-экспериментальной группы по внедрению модульной технологии на занятиях по различным специальным дисциплинам, таким как МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества, документационное обеспечение управления (специальность 38.02.01. Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Основы экономики, менеджмента и маркетинга (специальность 19.02.10 Технология продукции общественного питания) и др. Практическое применение модульной технологии позволило выявить следующие преимущества данной методики:

1.В течение урока обучающиеся успевают выполнить достаточно большой объем различных заданий, что непросто осуществить, применяя традиционные методы обучения.

2.Поскольку в течение урока используются разнообразные формы организации учебной деятельности, несмотря на достаточно большой объем проделанной работы, студенты не утомляются.

3. Мотивация обучения повышает интерес к предмету, студенты работают увлеченно, практически отсутствуют случаи нарушения дисциплины на уроке.

4. Выполняя задания, обучающийся проверяет и оценивает себя, советуется с товарищами, обращается за помощью или помогает сам, консультируется с преподавателем. Благодаря осознанности учебной деятельности меняется роль преподавателя: теперь его задача не просто давать информацию, а управлять процессом самостоятельного обучения: организовывать, мотивировать, консультировать и контролировать.

5. Модульная технология является эффективным средством и методом формирования профессиональных компетенций обучающегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon razrabotka.pdf319.74 КБ
PDF icon razrabotka.pdf316.91 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульные технологии обучения

Модульный блок включает всебя :1.Краткий конспект по теме.2.Опросный лист по теории.3.Справочный материал.4.Решение задач по теме:а)простых, предназначенных для первоначального знакомства с темой .б)з...

Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".

Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника".  ...

Разработка урока по модульной технологии на тему: "Показательная функция, ее свойства и график"

Разработка урока по модульной технологии содержит конспект первого урока по теме: "Показательная функция"...

Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"

презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....

проблемы внедрения модульной технологии

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕССАвтор:преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратова Г.В....

Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад

Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...

Модульная технология обучения

В статье идет речь о модульной технологии обучения, суть которой заключается в создании ситуации, побуждающей студента осмысленно и самостоятельно формулировать и достигать цели в процессе обучения....