Модульная технология обучения
статья на тему

В статье идет речь о модульной технологии обучения, суть которой заключается в создании ситуации, побуждающей студента осмысленно и самостоятельно формулировать и достигать цели в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_2015.doc253 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В.Долгова (Санкт-Петербург)                                               

МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

              Модульная технология обучения – это изобретение не сегодняшнего дня, она возникла почти полвека назад в западных странах как альтернатива традиционной системе.  Основательно изложена в трудах наших соотечественников И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, П.А. Юцявичене еще в70- десятых годах прошлого столетия.

Однако, на мой взгляд, наиболее актуальной и востребованной эта технология становится в наше время. На современном этапе перехода на ФГОСы последнего поколения предъявляются новые требования к образованию, к подготовке специалистов. Основная задача – научить учиться, самостоятельно получать знания; сформировать потребность к самообразованию. Изменилась и функция преподавателя: от носителя и передатчика информации до организатора-консультанта. Реализация компетентностного подхода требует новых форм организации учебного процесса. Результатом моего поиска этих форм стало знакомство с модульной технологией. В настоящее время теоретических публикаций и практических разработок по данной теме достаточно много, но оказалось, что понимание «модуль» трактуется  в них неоднозначно. Даже  названия технологии встречаются разные: модульно- блочная, модульно-рейтинговая и т.д. Отсюда различные толкования одних и тех же ключевых терминов: «модуль» и «учебный элемент». В одних изданиях под «модулем» подразумевается большая учебная тема (на которую отводится 6-8 ч.), он делится на отдельные темы (уроки), каждая такая тема – «учебный элемент». В других «модуль» охватывает тему одного занятия и делится на фрагменты – «учебные элементы». В третьих «модуль» представляет собой этапы изучения темы.

Попробуем разобраться с ключевыми понятиями. Одно из значений термина «модуль» - функциональный узел, т.е. законченный блок информации (вспомним профессиональные модули). Исходя из этого, для меня наиболее приемлемой  является следующее понимание модульной технологии: «Цель разработки модулей состоит в расчленении содержания данной темы курса на составные компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов разнообразных форм и видов обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе» [3;144 ].

Суть модульной технологии заключается в создании ситуации, которая побуждает студента осмысленно и самостоятельно, консультируясь с преподавателем, формулировать и достигать поставленной цели. При этом содержание обучения представляется в законченных, самостоятельных модулях, одновременно являющихся банком информации и методическим руководством по его применению.

                                            Ключевые понятия:

1. Учебный модуль.

2 .Учебный элемент.

3. Банк информации (содержание учебного материала).


Алгоритм создания модуля.


Блок-1-стартовый.

Определение места данного занятия в теме, формулировка темы, постановка цели, входной контроль, актуализация опорных знаний.

Блок-2- информационный блок.

Состоит из учебных элементов УЭ-N.

Каждый  элемент содержит

- новую информацию, представленную в виде опорного конспекта, материала учебника или учебного пособия, выступления студентов, лекции преподавателя, комбинации этих видов и т.д.

- набор заданий, вопросов, упражнений, тестов для внутреннего контроля (самоконтроля,    взаимоконтроля)

- инструкцию по выполнению

- время работы

- форму работы (индивидуально, в паре, в группе)

Блок-3- заключительный.  

Включает

- обязательную работу контролирующего характера (внешний  оценочный контроль)

- подведение итогов

Учебные элементы

УЭ-0.

Работу над модулем следует начинать с постановки цели занятия. Студентам  можно предложить  самостоятельно сформулировать значимые для него цель и задачи.

УЭ-1.

Для успешного усвоения модуля, с целью актуализации опорных знаний, на данном этапе рекомендуется провести «входной контроль», включающий набор вопросов и не затратных по времени упражнений.

После выполнения проводится самопроверка с листом ответов. Способ проверки и количество баллов указываются в маршрутном листе.

УЭ-2.

Данный УЭ предназначен для студентов, у которых возникли трудности при выполнении «входного контроля». Он может содержать теоретический материал, алгоритм решения, образец выполнения.

УЭ-3— УЭ-5.

Независимые учебные элементы,  которые можно изучать в любой последовательности. Каждый  УЭ содержит новый материал: теоретическую составляющую, образец решения  и оформления конкретного типа неравенства, набор упражнений разной сложности с указанием баллов. Студент самостоятельно  определяет последовательность изучения, выбор упражнения, распределяет свое время. В случае возникновения  трудностей может обратиться за помощью к преподавателю.  После выполнения проводится самопроверка с листом ответов, подсчитываются и проставляются баллы.

 УЭ-6.

Цель данного учебного элемента — проверить уровень достижения целей, заявленных в начале занятия. Контроль осуществляет преподаватель.

По завершению работы, студенты сдают выполненное задание, им предоставляется возможность сравнить свое решение, задать вопросы.

Представляю на ваш суд попытку практического применения технологии модульного обучения на обычном занятии математики по теме: «Иррациональные неравенства».

Тема занятия: «Иррациональные неравенства»

УЭ-0.

 В процессе работы  вы должны:

- научиться определять тип иррационального неравенства

- находить решение неравенства, применяя теоремы о равносильности

- применять полученные знания в новых условиях.

УЭ-1 Входной контроль

II в.

II в.

  1. Какие из пар неравенств являются равносильными? Какое  из представленных в паре неравенств является следствием другого?          по 1б

и                                              

 и

 и

 и

  1. Решите уравнения:               2б

  1. Решите неравенства:             2б

УЭ-2 Актуализация опорных знаний

  1.  Какие неравенства называются равносильными?

Определение: Два неравенства   и  называются равносильными, если множество решений первого неравенства совпадает с множеством решений второго неравенства.

  1. Вспомните понятие неравенства следствия.

Определение: Если множество решений неравенства  содержит множество решений неравенства , то неравенство  называется следствием неравенства  

  1. Теорема: Пусть для любого   и . Тогда уравнения  и , , равносильны на множестве N.
  2. Попробуйте найти ошибки.

УЭ-3

  1. Внимательно прочитайте теорему-1 и теорему-2

Теорема-1: Пусть для любого   и . Тогда неравенства   и ,  равносильны на множестве M.

Теорема-2: Неравенство , , равносильно системе

  1.  Запишите в тетрадь
  2. Разберите решение приведенного ниже неравенства, обратите внимание на оформление.

Образец решения.

Решить неравенство: 

Данное неравенство равносильно системе

;  ;  

Ответ:

  1. Если все понятно, приступайте к решению упражнений.

Упражнения для самоконтроля

Решите неравенства:

  1.                                     1б
  2.                         2б
  3.                  2б

УЭ-4

Теорема-3: Неравенство , , равносильно совокупности двух систем

Образец решения.

 Решить неравенство

Решение.

Данное неравенство равносильно совокупности двух систем

а) ;  ;  

б) ; ;  

Ответ:  

Упражнения для самоконтроля

Решите неравенства:

  1.                            2б
  2.                          3б
  3.                   3б

УЭ-5

Теорема-4: Неравенство , , равносильно системе

Образец решения.

 Решить неравенство 

Решение.

Данное неравенство равносильно системе

 ;       ;          

Ответ:

Упражнения для самоконтроля

Решите неравенства:

  1.                                       1б                              
  2.                       2б
  3.                             3б

УЭ-6.  Выходной контроль

I в.

II в.

III в.

Решите неравенства

                                                                                                                                      Приложения 

   Лист контроля

Группа ______     Фамилия Имя ___________________

Этапы работы

Количество заданий

Итого

№ 1

№ 2

№ 3

УЭ - 1

УЭ- 3

УЭ - 4

УЭ - 5

УЭ - 6

Итого

Маршрут занятия

I

Выполните задания УЭ-1. Проверьте правильность решения.

Подсчитайте баллы и .

Если вы набрали более 4б, то переходите к УЭ-3, иначе к УЭ-2

10 мин

II

Прочитайте УЭ-2, исправьте ошибки. Если испытываете затруднения, используйте материал пособия на стр.5.

Разобрались, то переходите к УЭ-3, иначе вызывайте помощь

10мин

III

УЭ-3.

1)  Прочитайте и запишите в тетрадь Т-1 и Т-2.

2) Разберите  приведенный пример. Обратите внимание на оформление.    3) Если все понятно, приступайте к выполнению задания.

4) Подсчитайте баллы.  

Если вы набрали более 3б, то переходите к УЭ-4

15 мин

IV

УЭ-4.

1) Прочитайте и запишите в тетрадь   Т-3.

2) Разберите  приведенный пример. 3)Если все понятно, приступайте к выполнению задания.

4) Подсчитайте баллы.  

Если вы набрали более 5б, то переходите к УЭ-5

15 мин

V

УЭ-5.

1)  Прочитайте и запишите в тетрадь  Т-4.

2) Разберите  приведенный пример.    3)Если все понятно, приступайте к выполнению задания.  

4) Подсчитайте баллы.  

Если вы набрали более 3б, то переходите к УЭ-6

15 мин

VI

УЭ-6.

1) Определите тип неравенства

2) Выполните задания на отдельном листе.

20 мин

Итог

Проверьте решение заданий УЭ-6.

Подсчитайте баллы. Заполните лист самоконтроля.

ДСР на eduhouse

Литература

  1. Голощёкина Л.П., Збаровский B.C. Модульная технология обучения: Методические рекомендации. - СПб: ЮНИТИ-ДАНА, 1993. - 135с.
  2. Непрерывное образование как фактор устойчивого развития образовательных учреждений:   Пособие для работников образования / В.А. Ермоленко, В.К. Баринов, С.Е. Данькин и др.; Под ред. В.А.Ермоленко; РАО. Ин-т теории образования и педагогики. Центр пробл. непрерыв. образования. - М., 2000. - 92 с.
  3. Олешков М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие. – Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. – 144с.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998. - 344с.
  5.  Третьяков П.И., Сенновский И.Б Технология модульного обучения в школе:   Практико-ориентированная   монография/   Под  ред.   П.И. Третьякова. - М.: Новая школа, 1997. - 352с
  6. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения - Каунас, 1989.-286с.
  7. Яковлева    О.,    Кондратьева    Н.,    Семенова    М.    Модернизация образования: модульное обучение. - М.: Издательский дом «Первое сентября». Еженедельная учебно-методическая газета «Математика» №15, №19, 2004г.
  8. www.festival. 1 september.ru Фестиваль   педагогических   идей   «Открытый   урок»,   2004/2005 учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульные технологии обучения

Модульный блок включает всебя :1.Краткий конспект по теме.2.Опросный лист по теории.3.Справочный материал.4.Решение задач по теме:а)простых, предназначенных для первоначального знакомства с темой .б)з...

Статья. «Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электротехника и электроника".

Применение блочно-модульной технологии на занятиях по дисциплине "Электотехника и электроника".  ...

Разработка урока по модульной технологии на тему: "Показательная функция, ее свойства и график"

Разработка урока по модульной технологии содержит конспект первого урока по теме: "Показательная функция"...

Презентация "Использование модульной технологии на уроках математики"

презентацию можно использовать на уроках методики преподавания математики....

проблемы внедрения модульной технологии

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕССАвтор:преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратова Г.В....

Модульная технология обучения (МТО) в условиях реализации ФГОС. Доклад

Модульная технология обучения(МТО)в условиях реализации ФГОС.Доклад...

Модульная технология обучения

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ – ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА Современный федеральный образовательный стандарт значительное внимание уделяет внедрению новых педагогических технологий, одна из ко...