проблемы внедрения модульной технологии
статья по теме

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕСС

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В. 

 

В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.

Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.

Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.  

Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.

Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.

 С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает  творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке  качества эффективности модульного обучения.

Целенаправленная деятельность по освоению технологии  модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам  творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.  

С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок  к процессу  разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности?  Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.

Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.

Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:

1.        Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.

2.        Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.

3.        Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы

4.        Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.

Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной  технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.

Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.

Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:

1.          Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.

2.          Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.

3.          Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.

4.          Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon modulnaya_tekhnologiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ         ПРОЦЕСС

Автор:

преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭС

Панкратова Г.В.  

В современной системе профессионального образования получило значительное распространение изменение парадигмы воспитания и обучения, что явилось причиной инновационных процессов. Переориентация от «знаниевого» подхода в образовании, когда содержание учебных дисциплин не практикоориентированное, к компетентностному, при котором акцент ставится на формирование общеучебных умений, является необходимым условием улучшения качества образования.

Идея компетентностно-ориентированного образования не отрицает необходимости формировать знаниевую базу и комплекс навыков и умений, речь идет о достижении интегрированного результата – компетентности.

Компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это новое качество, приобретаемое обучающимися в результате обучения, которое может быть продемонстрировано только на практике. Тем важнее сегодня разработка новых подходов к развитию компетентности и оценки ее сформированности у обучающихся.

Введение компетентностного подхода в учебный процесс потребует серьезных изменений в практике работы педагога.  

Целью при компетентностном подходе станет не процесс обучения, а достижение обучающимися определенного результата. Содержание материала внутри дисциплины подбирается преподавателем под сформированный результат. Меняются также и подходы к оценке – в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью обучающихся.

Также при данном подходе меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу обучающихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траекторий, использование междисциплинарных связей, развитие самостоятельности обучающихся и личной ответственности за принятие решений.

Конечно, при этом не может остаться неизменной и квалификация преподавателя. Его роль изменяется от руководителя к помощнику. Он должен уметь общаться, ставить цели и мотивировать обучающихся достигать их, учить проводить анализ и самоанализ, т.е. демонстрировать свое собственное компетентное поведение.

 С 2006 года в ФГОУ СПО «ОКТЭС» организована и работает  творческая группа преподавателей по разработке модулей по специальным дисциплинам и внедрению их в учебный процесс. Задачи постоянно действующего семинара заключаются в формировании психологических механизмов адаптации педагогических работников к изменениям образовательной практики, разработке предметных модулей, дидактических и методических средств, контролирующих средств, оценке  качества эффективности модульного обучения.

Целенаправленная деятельность по освоению технологии  модульного обучения компетентностного подхода позволила преподавателям, членам  творческой группы, реализовать модульно-компетентностное обучение в образовательном процессе в экспериментальном режиме.  

С педагогами была проведена индивидуальная беседа для выявления мотивационных установок  к процессу  разработки и внедрения модульной технологии. Соответствует ли их участие в работе творческой группы внутренней готовности, или мотивация в большей степени инициируется внешними условиями педагогической деятельности?  Также в ходе беседы были отмечены трудности в разработке и внедрения модульной технологии компетентностного подхода.

Преподавателям был задан вопрос: «Какие цели в работе творческой группе Вы видите для себя?». Для большинства участников эксперимента (70%) основной целью является стремление повысить свое педагогическое мастерство (компетентность), повышение качества педагогической деятельности и приобретение навыков использования модульной технологии компетентностного подхода. Для 30 % опрошенных работа в творческой группе обусловлена административно-управленческими условиями – они стремятся использовать эту возможность для подготовки к аттестации для получения более высокой категории.

Также было выяснено, с какими трудностями сталкивались преподаватели при разработке и внедрении в образовательный процесс модульной технологии компетентностного подхода. Преподаватели столкнулись с различными трудностями и отметили следующие проблемы:

  1. Отсутствие новых федеральных государственных стандартов и программ.
  2. Необходимость системного подхода к организации учебного процесса на модульно-компетентностной основе.
  3. Инерционность и стереотипность мышления педагогов средней профессиональной школы
  4. Недостаточная психолого-педагогическая готовность преподавателей специальных дисциплин к внедрению модульной системы обучения.

Все вышеназванные проблемы не способствуют внедрению модульной  технологии и других инновационных технологии компетентностного подхода в образовательный процесс. Следовательно, для решения первой и второй проблем требуется реформирование системы образования, а остальные проблемы решаются внутри учебного заведения благодаря объединению педагогов на творческой основе. Необходима специальная организация управления этим процессом с ориентацией на конечный результат – компетентность, что и заложено в основу разработанной модели внедрения образовательной технологии модульного обучения в колледже.

Опыт работы колледжа показал, что объединение педагогов для совместного обучения настраивает их на высокоэффективную работу, позитивное отношение к инновации, стремление к самосовершенствованию. Группа педагогов, прошедшая обучение модульной технологии компетентностного подхода, проявила творческий подход, реализовала поставленные задачи внедрения модульного обучения в образовательный процесс учреждения.

Таким образом, анализ внедрения модульной технологии позволяет определить наиболее актуальные задачи образовательного учреждения:

  1. Устранение пробелов в психолого-педагогической подготовке педагогов среднего профессионального образования.
  2. Преодоление инерционности и стереотипности мышления педагогов, психологическая перестройка. Формирование профессионально-педагогического мышления, ориентированного на позицию самостоятельного и активного субьекта на рынке труда.
  3. Развитие способностей к рефлексии, самооценке, самоанализу и самообразованию.
  4. Социокультурная и инновационная ориентация педагогов.