Ковалева Эльвира Геннадьевна

сайт учителя начальных классов

Совершенству нет предела

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: Самообразование

Увлечения: Рукоделие

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: г.Кронштадт

Место работы: ГБОУ СОШ №422

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/kovaleva-elvira-gennadevna
"Уча других, мы учимся сами...."
Л. Сенека

О себе

Первый вдох,первый крик, первый шаг.... Сад, школа, университет. И вот я учитель начальных классов.

Мой взгляд на мир

Стремлюсь видеть в людях только хорошее.

Мои достижения

                                                 МЫ ШКОЛЬНИКАМИ СТАЛИ!

 

Цель: 1. Оказание детям поддержки в успешной адаптации к своему новому качеству        

              ученика.

            2. Формирование у учащихся положительной мотивации к школьному обучению.

           3. Развитие  коммуникативных способностей учащихся.

Учитель: 

-Добрый день дорогие друзья! Давайте проверим, все ли здесь собрались? Отвечайте дружными аплодисментами.

- Старательные девочки?

- Смелые мальчуганы?

- Мудрые папы?

- Заботливые мамы?

- Строгие, но справедливые учителя?

- А  кого не хватает на нашем празднике? Встречайте! Идут первоклассники!

(Под звуки песни В.Шаинского «Чему учат в школе» дети поднимаются на сцену)

Учитель:

- Прошел первый месяц вашей школьной жизни. Мы собрались здесь, чтобы посвятить вас в настоящие ученики!

Два месяца  назад вы пришли в школу. Впервые для вас прозвучал заливистый школьный звонок. Теперь вы школьники. Этому мы радуемся вместе с вами, а так же ваши мамы и папы, бабушки и дедушки!

Дети читают стихи

1.  Пришли мы в нашу школу,

Просторный светлый дом,

Где много дней веселых

Мы вместе проведем.

 

Обернуты тетрадки,

Как снег воротнички.

Мы знаем все порядки,

Хотя и новички.

 

2. А в новеньких портфелях

Гремят карандаши.

Им тоже дел немало;

Черти, рисуй, пиши.

 

3. Мне учиться очень нравится,

Отвечать я не боюсь,

Я могу с задачей справиться,  

Потому что не ленюсь.

 

Я бросила куклы,

Играть не хочу,

Мне некогда очень –

Я буквы учу.

Из них я сама составляю слова,

Теперь, как большая, читаю сама.

 

Учитель: - Скажите, ребята, а для чего нужно ходить в школу?

Ученики: 

  1. Чтобы научиться  слушать и рассуждать.
  2. Чтобы научиться  читать и писать.
  3. Чтобы научиться считать и решать.

4.Чтобы научиться дружить.

 

  1. Если ты и был проказник,
    То теперь ты – первоклассник.
    Должен смирно ты сидеть
    И внимательно смотреть.
    Слушать и запоминать,
    Чтоб уроки отвечать.
    И однажды ранним утром
    Станешь взрослым ты и мудрым.

 

5.  Мы учили букву А,

Мы учили букву У,

Малыши кричат УА

Мы в лесу кричим АУ

С буквы «А» – арбуз и аист

Мы запомнить постарались.

С буквы «У» у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята…

 

6. Пусть зовут нас малолетки!

Пусть не ставят нам отметки!

Не ведем мы дневники!

Все же мы… Ученики!

Хором: Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Дети исполняют шуточную песню  «Первые шаги»

1. Топ-топ, топает малыш

По ступенькам знаний вверх, не вниз!

Соски и пустышки не сосём,

А гранит науки мы грызём.

              Топ-топ! Топ-топ! Очень не легки.

              Топ-топ! Топ-топ! Первые шаги!

2. Стала интересней жизнь моя,

Появились новые друзья.

Скоро, скоро, скоро подрастём,

В институт учиться мы пойдём!

               Припев тот же.

Учитель:

 - Перед вами удивительные ребятишки! Весёлые косички, короткие чубчики, любопытные глазки - самые маленькие граждане нашей школьной страны. Два месяца мы работаем  вместе,  и я радуюсь, наблюдая, как они быстро взрослеют и становятся всё ответственнее. Пролетят годы и станут мои первоклашки надеждой и гордостью нашей великой Родины. Но это всё в будущем, а какие они сегодня, смотрите.

7. Мы -  ребята хоть куда -

    Шустрые и шумные.

    А проучимся немножко,

    Станем очень умными.

 

8. К школьной жизни привыкаем,

    Появилось много дел.

    «Устав школы» изучаем.

    Вот на празднике теперь!

 

9.  Да, в школе лучше, чем в саду.

    Я в школу с радостью иду.

    После уроков уходишь из класса

    И никакого тебе «Тихого часа»!

 

10.  Каждый день наш первый класс

    «Грызёт гранит науки».

    Программа сложная у нас,

    За нами нужен глаз да глаз.

 

11. Ладошка в ладошку –

    Руки сожмём!

    Мы дружной  семьёю

    В школе живём!

 

12. В праздник солнечный, весёлый

    Сердце радостно стучит.

    «Ученик начальной школы» -

    Это здорово звучит!

Школьные частушки

1. Мы ребята-первоклашки                                              

    Вам частушки пропоём.

    Мы в своей любимой школе

    Замечательно живём!

2. Любим мы решать задачи:

    Кто быстрей и кто вперёд.

    А  задачки-то какие -

    Сам профессор не поймёт!

3. Я надену бело платье –

    Буду я красавица!

    Пусть лентяи не подходят

    Пока не исправятся!

4. Посмотрите на меня,

    Какой хороший мальчик я!

    Я девчат не обижаю,

    Всех один я охраняю.

5. Я устала, ох, устала,

    Не по дому помогала -

    Телевизор утомил,

    Целый день меня «грузил».

6. А учительница наша

    Очень любит тишину.

    Почему же шум не любит?

    Ну, никак я не пойму! Ух!

Ведущий:

-Как же вы, ребятки,
В праздник без загадки?
Я сейчас вам загадаю загадки, но они для тех, кто умеет читать.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)

 

На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
Они известны, знамениты,
И зовут их … (алфавитом)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь.
Солнце, горы, море, пляж …
Что же это? …. (карандаш)

 

Стоит дом.
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)

 

Я точно знаю:
Прямота – главная моя черта. (Линейка)

 

У меня заданья на дом,
И стоят оценки рядом.
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши! (Дневник)

Ведущий:

-Давайте, ребята, покажем родителям как мы умеем работать вместе , что мы отличные ученики. Я вам буду читать стихотворение, а вы, если со мной согласны, будете говорить: “Это я, это я, это все мои друзья!”. А если не согласны, топайте ножками.

Кто ватагою веселой
Каждый день шагает в школу?
Кто мороза не боится
На коньках летит, как птица?
Кто из вас такой хороший
Загорать ходил в калошах?
Кто из вас приходит в класс
С опозданием на час?
Кто из вас хранит в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?
Кто из вас, скажите вслух,
На уроках ловит мух?
Кто домашний свой урок
Выполняет точно в срок?
Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Кто, хочу у вас узнать,
Очень любит поиграть?

Игра “Собери портфель”

Учитель:

 - Дорогие гости! Как вы считаете, достойны мои ребятишки высокого звания «Ученик начальной школы»? Ответьте аплодисментами. Спасибо!

(1 класс приглашается на сцену)

Учитель: 

- Наступил торжественный момент клятвы.

1. Избрали мы тропу ученья,

Благослови нас, наша Русь!

Гранит науки, несомненно,

Я разгрызу!  Клянусь!

Все: - Клянусь!

2. И  как великий Ломоносов

Любви учителя добьюсь.

С науки мраморных утёсов

Я не сорвусь. Клянусь!

Все: - Клянусь!

3. Клянёмся здесь мы троекратно

Честью школы дорожить.

Клянёмся искренне и честно

Гордостью её и славой быть.

 Все: - Клянёмся! Клянёмся! Клянёмся!

        (Аплодисменты)

Учитель: 

- Учащимся 5 класса даётся право  вручить первоклассникам   свидетельство первоклассника.

Учитель:  

-Слово для поздравления предоставляется директору школы и родителям

Ответное слово первоклассников:

                                                      Становясь  умней и старше,

                                                      Все науки покорим.

                                                      А за праздник этот классный

                                                      Всем «спасибо» говорим!

(Праздник заканчивается в классе чаепитием)

Использованная литература:

Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе: Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Герасимова В.А. Классный час играючи

 

 

 

 

 

 

 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Технологическая карта урока по разделу программы

«Царства природы. Животные»

Тема:

 

Урок-путешествие

3 класс

 

2017

Тема урока: Заповедники

Педагогическая цель

 - воспитывать бережное отношение к природе;

- расширить знания детей об охране окружающей среды;

- способствовать формированию экологического сознания;

 -познакомить учащихся с созданием и развитием заповедных зон;

 - показать значимость заповедных зон в охране природы;

 - совершенствовать умение работать с различными источниками информации.

Тип урока

Урок изучения нового материала и систематизации знаний.

Планируемые результаты

   Различает понятия, что такое «заповедник», «Национальный парк», «музей-заповедник». Делает выводы о причинах необходимости заповедных мест. Готовит сообщение о заповедниках по плану.

Личностные результаты

Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результаты своей деятельности. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. Слушает и слышит собеседника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано излагает свою точку зрения. Понимают  нравственное содержание собственных поступков, поступков окружающих людей.

Универсальные учебные действия

(метапредметные )

  Познавательные: общеучебные - в связной, логически целесообразной форме речи передают результаты изучения объектов окружающего мира; описывают натуральные объекты; выполняют работу с иллюстративным материалом; самостоятельно формулируют основную проблему в охране объектов природы. Логические – анализируют прочитанный текст, сравнивают результаты, данные в таблице, делают выводы, обобщают.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. 

Основное содержание темы, понятия и термины

Заповедники: необходимость создания. Поиск ответа на вопрос «Зачем создают заповедники?». История создания заповедников.  Где и какие созданы заповедники. Существование заповедных мест в родном крае.

Понятия:  «заповедник», «заповедные места», «зоопарк», «национальные парки».

 

Ход урока

Этапы урока

Цель деятельности

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые результаты

I. Организаци-онный момент

Психологический настрой к учебной деятельности, установление отношений сотрудничества между учителем и учениками, проверка готовности к уроку, включение учащихся в работу

Приветствует учащихся.

Все готовы к путешествию, в страну интересную и очень полезную, на пути нас ждут большие испытания, а на финише – победа и радость познания!  

 

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

II.Актуализация знаний

Обобщить имеющиеся знания для активизации познавательной деятельности, содействовать более глубокому пониманию изучаемой проблемы и восприятию нового материала

 Задаёт ряд вопросов, которые способствуют актуализации знаний по данной теме:

 - Вспомните, какое значение имеют животные в жизни растений?

- Какое значение имеют растения в жизни животных?

- А для человека какое значение имеют растения и животные?

- Всегда считалось, что человек должен охранять и оберегать животных, а не убивать их. Скажите, всегда ли мы, люди, выполняем это правило?

- Посмотрите на доску, почему на ней изображены именно эти животные: белый медведь, зубр, морж, лебедь, фламинго?

- Для чего нужна Красная книга?

Рассуждают, отвечают на вопросы:

 

- Без животных растения не смогли бы так широко расселяться и размножаться.

- Для многих являются пищей, местом, где можно укрыться от врагов, построить себе жилище

- Животные и растения дают нам продукты питания, восхищают нас своей красотой, дарят нам радость открытий, учат нас доброте.

- Они занесены в Красную книгу.

- Она рассказывает о растениях и животных, которые находятся в опасности

Познавательные: строят рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи.

 

Коммуникативные:

Высказывают своё мнение

III. Целеполагание

организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Учитель даёт задание отгадать кроссворд на карточках, которые есть у каждой группы на столах определить тему и задачи урока.

Дети разгадывают кроссворд. Прочитав полученное вертикальное центральное слово, определяют тему урока. Исходя из темы урока, определяют какие задачи им необходимо решить, в какой последовательности

 

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, уметь  формулировать самостоятельно   цель, задачи  урока, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения (Регулятивные УУД).

IV.Изучение нового материала 

а) Работа над понятием «заповедник»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) История создания охранных территорий у нас в России

Рассмотреть природоохранные мероприятия

Создаёт  условий для знакомства, восприятия, осмысления и обобщения материала.

Беседа «Природа у нас просит помощи».

- Подготовленный ученик знакомит одноклассников, как раскрывается это понятие   «заповедник» в словаре С. И. Ожегова, также знакомит с понятиями «заповедные места», «зоопарк», «национальные парки» Предварительно подобрав материал, учащиеся знакомят своих одноклассников с историей создания заповедников

Предметные: объясняют значение понятий  и воспринимают на слух

ФИЗМИНУТКА

Снять напряжение; повышение умственной работоспособности; предупреждение преждевременного наступления утомления

 

выполняют физминутку

 

IV. в) Работа с учебником.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) Микроитог

Формирование умения самостоятельно добывать знания; самостоятельно работать  с учебником, отбирая нужную информацию; работать в группах; строить логическую цепь рассуждений; принимать и решать учебную задачу.

Предлагает рассмотреть  схему, данную в учебнике,  сделать выводы: «Зачем создают заповедники?».

Организует работу в микрогруппах по частичному изучению учебного материала. Напоминает правило работы в группах.

1-я группа: с. 148 -149 Воронежский заповедник.

2-я группа: с. 150 – 151 Уссурийский заповедник.

3-я группа: с.152 – 153 Приокско-террасный заповедник.

 

 

 

 

 

 

 

В нашей стране созданы заповедники во всех природных зонах. В них ведутся научные работы, а вся промышленность запрещена, доступ туристов ограничен. Главная задача каждого заповедника – сохранить в естественном состоянии все его богатства. Наши заповедники уже сыграли большую роль в сохранении, восстановлении численности отдельных видов животных и растений. Они занимаются «воскрешением» почти исчезнувших видов животных и растений.

Предлагает подумать, есть ли в нашем крае заповедники.

Усадьба М. К. Тенешевой является одним из 26 памятников природы Смоленского района.

Анализируют, отвечают на вопросы.

 

Выбирают «командира» группы.

Знакомятся с учебным материалом, выделяют главное, выбирают экскурсовода, который знакомит другие группы с изученным заповедником по плану:

-Название заповедника.

 - Где расположен.

 - Когда был создан заповедник.

 - Животный и растительный мир заповедника.

Выступление экскурсоводов сопровождается слайдовым показом иллюстраций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята высказывают своё предположение. Подготовленные ученики делятся с одноклассниками подобранной информацией о заповедниках Смоленщины (в сопровождении слайдового просмотра).

Познавательно-учебные действия: «чтение» схемы.

Умение самостоятельно добывать знания, самостоятельно работать с учебником; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют её решение.

Личностные: проявляют познавательный интерес к изучению темы.

Предметные: подробно рассказывают об изученном заповеднике.

Регулятивные: слушают, вносят свои коррективы.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи; договариваются, приходят к общему решению; используют в общении правила вежливости.

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: высказывать своё мнение

 

 

Обобщение и систематизация знаний

Подвести к пониманию необходимости и важности бережного отношения человека к природе, соотносить результаты с поставленной целью; оценивать результаты свое деятельности, степень успешности своей деятельности.

 Организует работу с помощью вопросов по обобщению и систематизации знаний:

-Что же такое заповедники?

-Кто и с какой целью их создаёт?

-Где у нас в стране созданы заповедники?

-Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?

-А как вы себя ведете?

-Что люди делают для охраны животных и растений в нашей деревне?

-А как вы сможете помочь животным?

 

Предметные:

Учащиеся понимают, что деятельность человека оказывает влияние на природу, нанося непоправимые раны. Заповедники – зона недосягаемости вредного воздействия человека.

Коммуникативные: аргументировано формулируют собственное мнение

Итог урока

Применение знаний при выполнении заданий разного вида сложности

Закрепляет знания по экологическим правилам с помощью экологического светофора.

 

Рассматривают знаки и высказывают суждения.

1. Не разоряй птичьи гнезда.

2. Если у тебя есть собака, не пускай ее гулять в лес или парк. Она легко может поймать плохо летающих птенцов и беспомощных зверей.

3. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей.

4. Подкармливай птиц зимой, делай для них скворечники.

5. Не лови бабочек, шмелей и стрекоз.

6. Не разоряй муравейники.

 

Познавательные:

строят рассуждения, обосновывают своё мнение; понимают важность решения данной проблемы; осознанно и произвольно строят своё высказывание в устной форме.

Рефлексия

 

Для чего вам понадобятся сведения, полученные на уроке?

Наш урок мне хотелось бы закончить строками  стихотворения.

Отвечают на поставленный вопрос.

 

Читает подготовленный ученик

Регулятивные:

Дают оценку своим умениям, осуществляют рефлексию способов и условий действий, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Домашнее задание

Закрепить изученный материал, развитие любознательности и творчества

 Предлагает по выбору - Составить паспорт одного из Российских заповедников, пользуясь планом, который использовали на уроке при своих сообщениях.

 - Написать рассказ «Зачем создают заповедники».

 - Составить более подробный рассказ об одном из памятников природы Смоленского района или Смоленской области.

 

Выбирают и записывают домашнее задание

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы