Кривец Елена Владимировна

Кривец Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: история города Санкт-Петербурга

Увлечения: флористика

Регион: Санкт-Петербург

Населенный пункт: Санкт-Петербург

Место работы: ГБОУ гимназия№ 540

Код для вставки ссылки на мой сайт на другие сайты:
Мой <a href = "https://nsportal.ru/krivets-elena-vladimirovna" > учитель русского языка и литературы</a>

О себе

Люблю детей!

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Гоголь "Ревизор"

Экзюпери "Маленький принц"

 

Мои достижения

                                               

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Введение…………………………………………………………………………………………….2

2.Основная часть……………………………………………………………………………………4

   2.1.Книга в нашей жизни…………………………………………………………………….4

   2.2.Анализ анкетирования………………………………………………………………….6

   2.3.Что читали дети в прошлом веке………………………………………………….7

3.Выводы………………………………………………………………………………………………..9

4.Источники информации………………………………………………………………………11

5.Приложения………………………………………………………………………………………..12

 

 

 

 

1.ВВЕДЕНИЕ

      В данной работе мы исследуем читательские интересы людей разных поколений в детстве.

      НОВИЗНА и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые показываются результаты нашего  исследования, рассматривается круг чтения людей разных поколений в детстве и отношение к книге учащихся 5А,6А,6Б классов нашей школы. Результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения читательских интересов учащихся.

     ЦЕЛЬ нашего исследования- сравнение детских читательских интересов людей разных поколений, а также изучение вопросов:

•       что читают наши одноклассники

•      сколько читают

•       что  предпочитают читать.

Для достижения цели необходимо решить такие ЗАДАЧИ:

1)изучить литературу о чтении детей в разных исторических периодах;

2)узнать, что читали наши родители и учителя в детстве;

3)провести исследование читательских интересов одноклассников.

 В процессе исследования мы использовали разные МЕТОДЫ:

•      Поисковый

•      Сравнение

•      Классификация

•      Анкетирование

•      Беседы

•      Обобщения

 

Интерес к данной теме возник от желания доказать, что дети читают книги, а читательские вкусы разных поколений постепенно меняются.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

   2.1.КНИГА В НАШЕЙ ЖИЗНИ.

      Мы решили обратить внимание на вопрос, который обсуждается сегодня очень часто. "Они ничего не читают!" — эту жалобу на современных детей и подростков можно услышать и от педагогов, и от родителей. Но действительно ли нынешние дети ничего не читают, ведь такого разнообразия книг не было у мам и у бабушек?

Мы понимаем, что жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и  книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.

Сейчас трудно найти  человека, который не умеет читать. Но всегда находятся люди, которые  не любят читать. Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на чтение книги.

Изучив ряд исследований и статей, мы узнали, что наши сверстники  отдают предпочтение книгам о животных и природе, приключенческим романам о путешествиях ("Пятнадцатилетний капитан", "Робинзон Крузо"),  читают детективы, фантастику, развлекательную литературу и книги о ровесниках.

         В книгах они ищут те же захватывающие дух сюжеты, которыми изобилует кинопрокат и телевидение: фантастика, мистика и "ужастики", детективы. С начала 2000-х , особенно популярными стали серии книг вроде "Детский детектив" и "Черный котенок" . Уже никому не  удивительно, что фэнтези дети и подростки  читают все-таки не реже, чем классику. 

         Но чем старше дети, тем более значимыми становятся различия в чтении мальчиков и девочек… Мальчики этого возраста предпочитают читать приключенческую литературу, книги о компьютерах и электронике. Немного отстают по популярности фантастика и фэнтези (Сергей Лукьяненко, Андре Нортон, Ник Перумов, Дмитрий Емец) и "ужастики" вроде Стивена Кинга и менее заслуженных авторов.

         Девочки же читают романы. Только речь идет не о "Евгении Онегине" или "Анне Карениной". Конкретный список авторов и произведений меняется с течением времени. В 80-90-е годы это были романы Шарлотты Бронте, Жорж Санд, Маргарет Митчелл и другие. В 2000-е и 2010-е годы фаворитами становятся серии "Романов для девочек" (к примеру, сестер Воробей), "Любимые книги девочек", "Школа в Ласковой Долине" Фреснин Паскаль (о сестрах-близнецах из американского городка) и романы про трех подружек Элли, Магду и Надин авторства Жаклин Уилсон.

         Возможно, это и не плохо, что дети читают такие книги, ведь понять что такое добро и что такое зло можно только через сопоставление. На уроках  мы изучаем «высокую» литературу: это книги для ума. Хотелось бы четко представлять себе, где «высокая» литература, а где массовая.

         В России продолжают составлять свой список лучшей детской и подростковой литературы, а мы решили исследовать вопрос: как и что читают наши одноклассники. 

 

2.2.АНАЛИЗ АНКЕТИРОВАНИЯ.

 

Следующим этапом нашего исследования стал опрос учеников 5А, 6А и 6Б классов, а также их родителей. Нами была составлена анкета, состоящая из нескольких вопросов (приложение 1).

         В анкетировании приняли участие 70 ребят и их родители.

         Полученные данные нас несколько удивили, и мы попросили принять участие в нашем опросе педагогов. 12 учителей заполнили анкету (приложение 1).

         Вот результаты, которые показались нам интересными:

1)  одноклассники читают! Только 8 человек затруднилось назвать последнюю прочитанную книгу.

2)  любимые литературные жанры: приключения и фантастика.

3)  читают, правда, понемногу: большинство 10-20 страниц (включая учебную литературу); немногие 50-75 страниц, т.е. делают это с удовольствием каждый день; 16 человек не считают чтение интересным занятием.

4)  Читают то, что читали взрослые в детстве. Возможно, в этом нет ничего удивительного, но время идет и жизнь меняется, а современной детской литературы мы, практически, не знаем.

5)  Самый распространенный ответ родителей на вопрос: «Что бы Вы предложили прочитать детям?» -«Что угодно, лишь бы читал!». Это и понятно, но тут мы встретились с достаточно серьезной проблемой: примерно у половины учеников нет домашней библиотеки. И мы очень хорошо понимаем, что если нет близкого человека, который увлечен чтением и ходит с книжкой по квартире, то вряд ли и ребенку захочется читать

         Опрос среди педагогов показал, что читают они, конечно, более серьезные вещи. Читают страниц по 50 в день. Из литературных жанров большинство предпочитает романы, исторические романы, научную литературу. Но в детстве, как оказалось, они читали те же книги, что и мы!

             

 

2.3.ЧТО ЧИТАЛИ ДЕТИ В ПРОШЛОМ ВЕКЕ.

 

      В заключение нашего исследования, мы решили узнать, а что же читали дети раньше, в 20 веке и в 19.

        Оказалось, школьники читали много, и их интересы часто совпадали с

интересами современных детей! Книги были очень дорогие, поэтому читали в библиотеках.

           Как жаловались библиотекари, чаще всего школьники просили дать им «сказочек», книги о приключениях, путешествиях, «дикарях». Самые популярные тогда произведения: Дефо — «Робинзон Крузо», книги Майн Рида, Гарриет Бичер-Стоу — «Хижина дяди Тома». Зачитывались до дыр книги Виталия Бианки, особенно «Мурзук», книги, составленные по Брему: «Слоны», «Медведи», «Обезьяны», «Лоси».

И, конечно, мы заглянули в литературу о детских годах великих людей.

     Что же в царской России читал обыкновенные читатели? Когда подобный вопрос задали Льву Толстому, он ответил: «Матвея Комарова»

Сегодня никто не знает такого автора, а  в начале ХХ века его книжки выходили огромными по тем временам тиражами - «Гарри Поттер» сто-двухсотлетней давности.

        А. С. Пушкин много читал по-французски – Дидро, Руссо, а кроме того, многие произведения античности: «Илиаду» и «Одиссею» Гомера, Плутарха  в переводах на французский.
        Н. В. Гоголь читал в детстве по большей части то, что было дома, а именно жития святых и разную литературу религиозно-нравственного содержания.
        В доме Островских очень почитали книги А.С. Пушкина. При этом сам Александр Николаевич увлекался сочинениями Плутарха.

         Льюис Кэрролл в юности читал книги Диккенса и богословские сочинения. С детства самостоятельно издавал рукописные журналы и сочинял пьесы для домашних спектаклей.
          Николай II любил читать своим детям книги приключенческого характера, например, «Собака Баскервилей» и «Этюд в багровых тонах» сэра Артура Конан-Дойля, «Граф Монте-Кристо» Дюма, «Арсен Люпен против Шерлока Холмса» Мориса Леблана.
          М. А. Булгаков в 9 лет прочёл «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго. Много читал русской классики, сказок иностранных авторов. Очень любил книгу П.Р. Фурмана «Саардамский плотник» (о Петре Великом).
          И. А. Бунин любил читать старые и новые журналы, произведения М.Ю. Лермонтова, В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, В. Шекспира. Особенно любил А.С. Пушкина, увлекался произведениямиНадсона.
          Для Марины Цветаевой одним из ярчайших воспоминаний детства был «огромный сине-лиловый том с золотой надписью вкось «Собрание сочинений А.С. Пушкина»», стоящий в шкафу у старшей сестры Валерии. Марина Ивановна особенно любила роман «Евгений Онегин».
         Анна Ахматова в 13 лет научилась читать по-французски и полюбила стихи Бодлера и Велена. Мать читала дочери стихи Г.Р. Державина и Н.А.Некрасова.

          У Джона Леннона любимой книгой детства была «Алиса в Стране Чудес» Льюиса Кэрролла. В 7 лет начал писать книги сам, первая носила название «Спорт и скорость в картинках».

         Таким образом, все известные люди читали, по сути, ту же литературу, которую осваиваем сейчас мы.

3.ВЫВОДЫ

      Наши исследования помогли нам узнать много нового о детской книге и ее читателях разных возрастов.

      Данная исследовательская работа дала нам возможность:

1)    изучить  литературу о чтении и пользе чтения;

        2)узнать, какие  детские книги остались в памяти у людей старшего поколения;

       3)узнать много о  читательских интересах в детстве известных людей.

       4)провести исследование читательской культуры одноклассников

         Мы выяснили, что многие из перечисленных книг детства старших поколений известны и любимы нашим  поколением;    

         Есть книги, которые пользуются меньшим спросом у современных школьников, есть популярные, как прежде.

        С течением времени меняется история, а вместе с ней постепенно меняются взгляды людей и их интересы, в том числе и читательские.

        Мы с удовольствием провели эту работу и убедились, что книга  остается спутником  нашим друзьям.

 

                                     ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1.     Степанова Т.В. Семейное чтение зачем? Ники читал нам: // //Школьная библиотека, 2004, №4

2.     Столяров Ю.  Книга –« пища для души». // //Школьная библиотека, 2002, №4, с. 32

3.     Что читали в детстве великие люди [Текст] // Круг летнего чтения. Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование». — 2005. — № 3. — С. 4. — (Педагогические советы).

4.     Чирва А. Книга в твоих руках (Книга для учащихся - М.,»Просвещение»,   1985

5.     : http://rus.ruvr.ru/2011/01/25/41203216/

6.     http://ttolk.ru/?p=16034

7.     http://www.pravda.ru/society/how/relax/15-08-2012/1124914-books-0/

Приложение 1

1)Какую последнюю книгу вы читали?

Ученики

Учителя

Н.Волков «Волшебник изумрудного города»

«Урфин Джус и его деревянные солдаты»

Учебник по литературе

К. Булычев «Девочка с земли»

А.Биргер «Тайна неудачного выстрела»

Р.Киплинг «Маугли»

В.Крапивин «Мальчик со шпагой»

Энциклопедия

Н.Кун «Мифы и легенды Древней Греции»

Л.Лагин «Старик Хоттабыч»

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

М.Риг «Оцеола- вождь симеонов»

А.Пушкин «Дубровский»

К.Скотт «Я не блондинка»

Гомер «Иллиада»

«Загадки древних цивилизаций»

Н.Носов «Незнайка и его друзья» «Фантазёры»

«Чудеса света»

Японские сказки «земляника под снегом»

Дж.Свифт «Приключения Гулливера»

Е.Гаглоев «Зерцалия»

А.Экзюпери «Маленький принц»

А.Жвалевский «Время всегда хорошее»

Е.Пастернак «Я хочу в школу»

Колобок

Г.Ульрих «Поцелуй на спор»

В.Белов «Рассказы о животных»

Дж.Боуэн «Уличный кот по имени Боб»

Р.Бредбери «Вино из одуванчиков»

Ницше «По ту сторону добра и зла»

А.Линдгрен «Эмиль из Линденберге»

 «Пеппи- длинный чулок»

Ж.Верн «20000 лье под водой»

А.Дюма «Граф Монте Кристо»

Н.Гоголь «Мертвые души»

Ф.Достоевский «Белые ночи»

В.Пикуль «Фаворит» «пером и шпагой»

А.Саулин «Материнская любовь»

Н.Брешко-Брешковский «Дикая дивизия»

В.Ерофеев «Москва- Петушки»

Г.Демидовцев «Таящая в веках»

А.Бусникин «Герой иного времени»

В.Преемыхов «Князь Удача Андреевич»

М.Булгаков «Бег» «Мастер и Маргарита»

Л.Улицкая «Зеленый шатёр»

Н.Берберова «Курсив мой»

 

2)Сколько страниц вы читаете в день? (приблизительно)

Ученики

Учителя

Сколько захочу,

 ничего,

пол страницы,

10 стр в неделю,

 0-5 20%

5-15 20%

15-30 40%

30-75 20%

100 стр- один человек

10-30 50%

50 50%

70- один человек

3)Какой жанр в художественной литературе предпочитаете?

Ученики

Учителя

Все

Мультимедийный

Экшн

Приключения 25%

Фантастика 25%

Сказки

Мистика

Детектив 25%

Роман

Исторический роман

Научная литература

Мемуары

 

4)Что вы читали в возрасте 12-14 лет?

Родители

Учителя

Л.Толстой «Война и мир»

А.Беляев «Человек-амфибия»

И.Тургенев «Му-му»

А.Гайдар «Тимур и его команда»

Р.Бредбери исторический роман

М.Твен «Том Сойер»

А.Грин «Алые паруса»

Н.Гогль «Вий»

Дж.Лондон

А.Рыбаков «Кортик» «Бронзовая птица»

К.Дойль «Шерлок Холмс»

Сказки

А.Дюма «Три мушкетера»

Э.Хемингуэй

Н.Носов «Незнайка»

А.Пушкин

М.Цветаева

М.Лермонтов

Э.Асадов

М.Джалиль

Журнал «Юность»

Сказки

Детективы

Э.Сетон-Томпсон

А.Дюма

Дж.Каджерон

Н.Носов

В.Драгунский

К.Дойль

 

5) Что бы вы предложили читать детям этого возраста сейчас?

Родители

Учителя

Главное- приличное

Книги для вашего возраста

Ничего

Что угодно, лишь бы читал

Л.Толстой «Война и мир»

А.Грин «Алые паруса»

Д.Донцова

Энциклопедии

А.Дюма

Детективы

Дж.Роулинг «Гарри Поттер»

М.Твен «Том Сойер»

Классику

Н.Носова

Э.По

Дж.Лондон

К.Дойль

В.Драгунский «Денискины рассказы                                                  

Ж.Верн «Дети капитана Гранта»

А.Гайдар

В.Короленко

И.Бунин

Т.Пономарёва «Трудное время для попугаев»

В.Приемыхов

Ф.Искандер

Про индейцев

О путешествиях

Э.Хантер «Коты-воители»

К.Дойль

П.Бьянко «Послушай моё сердце»

Русскую классику

Э.Ремарк «Время жить и время умирать»

А.Пушкин

Советскую художественную литературу

М.Чудакова «Дела и ужасы Жени Осинкиной»

Н.Егорушкина «Принцесса и бродячий мостик»

С.Фрай

 

6)Читаете ли вы в Интернете?

Ученики

Учителя

Аудиокниги

Статьи

Учебное

Фанфики

Много

Ничего 30%

Учебная литература

Аудиокниги

Научно-историческая литература

Блоги

Живой журнал

Нет, не читаю

 

 

Моё портфолио

Письмо к учителю сына

"...Я понимаю, он должен будет узнать, что не все люди справедливы, не все искренни. Но научите его к тому же, что на каждого подлеца найдется герой, что на всякого эгоистичного политика найдется преданный лидер. Научите его тому, что если есть враг, то найдется и друг. На это потребуется время, я знаю, но если можете, научите его тому, что один заработанный доллар намного ценнее, чем пять найденных. 
Обучите его уметь проигрывать, а также наслаждаться победами. Если сможете, уведите его от зависти, обучите секрету негромкого смеха. Позвольте ему рано познать, что одерживать победу над задирами и хвастунами легче всего. Если можете, научите его интересоваться книгами... И дайте ему также свободное время, чтобы он мог поразмыслить над извечными тайнами: птицами в небе, пчелами в лучах солнца и цветами на зеленых склонах холма. Когда он будет в школе, научите его тому, что намного почетнее потерпеть неудачу, чем смошенничать... Обучите его доверять своим собственным идеям, даже если кто-либо говорит ему, что он заблуждается... Обучите его быть мягким с мягкими людьми и жестоким с жестокими. Постарайтесь дать моему сыну силу не следовать за толпой, когда все примыкают к победившей стороне... Научите его выслушивать всех людей, однако научите его также все то, что он слышит, рассматривать под углом истины и отбирать только хорошее. Если можете, то научите его смеяться в печали... Научите его, что нет стыда в слезах. Научите его смеяться над циниками и остерегаться чрезмерной слащавости. Научите его продовать свои мозги и силу мускулов по наивысшей цене, но никогда не торговать ни сердцем, ни душой. Научите его не слушать воющую толпу, но встать и сражаться, если он считает себя правым. Обращайтесь с ним мягко, но без излишней нежности, потому что только испытание огнем дает стали высокое качество. Позвольте ему иметь мужество, чтобы быть нетерпимым [ко всему плохому]... Позвольте ему иметь терпение, чтобы стать храбрым. Научите его всегда иметь высокую веру в себя, потому что тогда он всегда будет иметь высокую веру в человечество. 
Это не легкое дело, но посмотрите, что вы можете сделать... Он такой прекрасный маленький парень, мой сын."

Авраам Линкольн

Добавить грамоту в портфолио
Мои альбомы